Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка.
статья
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка.
Одним из приоритетных направлений гуманизации школьного образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Гиподинамия и длительные нагрузки являются характерными чертами современной общеобразовательной школы. Динамичная нагрузка – естественная биологическая потребность растущего организма. Невозможность реализовать эту потребность на уроке приводит к быстрой утомляемости, нервозности, снижению внимания, работоспособности, плохому усвоению учебного материала.
Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и невротизации, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. Перспективы поиска новых путей повышения двигательной активности школьников связаны с новыми подходами к организации учебного процесса с учетом динамической составляющей урока. Чтобы повысить динамическую составляющую, необходимо внести изменения в традиционную структуру урока, совместить образовательный компонент с динамической нагрузкой на всех этапах учебного процесса. Организация уроков обучения иностранному языку должна проходить с привлечением большого количества игровых моментов, двигательных упражнений. Использование данных способов и приемов на уроках дают возможность успешно интегрировать учебный процесс с активной динамической нагрузкой. Смена видов активности, включение игровой деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие соревновательных моментов повышает умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению языка. Стимулом привлечения внимания учащихся является и новизна структуры урока.
Для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых необходимо использовать элементы здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого и английского языков. Прежде всего, необходимо учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Стремиться к тому, чтобы урок проходил в непринужденной обстановке. Как известно, эмоциональный тон урока определяет результат обучения. Без учета психологического аспекта самые эффективные методы и приемы не дают желаемых результатов. Механическое выполнение плана без учета складывающейся в данный момент и постоянно меняющейся учебной ситуации не обеспечивает полноценного обучения иностранному языку. Каждый класс и каждый ученик привносит в урок что-то свое, что-то новое, неожиданное. Если учащиеся пришли на урок с желанием работать, необходимо поддерживать высокий ритм деятельности на протяжении всего урока. Дети не утомляются практически при любой языковой нагрузке, если уровень ее сложности соответствует их возрасту и при первых признаках усталости меняется форма работы. В старших классах часто случается так, что в первый момент урока ребята не хотят работать. Причины могут быть разными. В психологическом плане учителю приходится проявить твердость и выдержку, требовательность и тактичность. Преодолевая пассивность учащихся, вовлекать их в работу. Ученик должен преодолеть себя, и учитель ему помогает. Разумная требовательность, рабочая атмосфера и благоприятные условия для общения и есть тот оптимальный режим урока, который вырабатывает у учащихся положительную мотивацию к урокам иностранного языка .Одним из важных средств создания благоприятного климата является похвала ученика (gut, prima, klasse,richtigu.s.w). Великолепно снимает напряжение смех. Для этого рассказывается что-то забавное, остроумное из школьной жизни,, так называемые, «FrὅhlicheMinuten». В урок включаются зарядки-релаксации. Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Во 2-5 классах эффективны физкультминутки, сопровождая их песнями, стихами , скороговорками на языке. Используются различного рода движения (хлопки, притопы, повороты туловища, приседания, прыжки, бег на месте, ходьба и т.д.). Эффективны упражнения, помогающие снимать усталость глаз: 1.Wir macheneineMassage (при этом ведется счет до 10)
2.Seht nach links, nach rechts, nach oben, nach unten. Macht die Augen zu! (1 Min.).
На уроках в минуты отдыха полезно петь. Песня является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Песни на уроках – это огромный стимул для детей. Они дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке. Это своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда нужна разгрузка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность. Через песню учится лексика, практикуются грамматические структуры, отрабатываются произносительные навыки. Песня активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, развивает музыкальный слух и память, повышает интерес к предмету (LiebesMἂdchen, tanzmitmiru.s.w).Несомненно в процессе обучения немецкому языку большое значение имеет игра. Игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость, удовольствие.
- Игры –пантомимы (изобразить дейтвия, которые мы выполняем в течение дня, изобразить любимое животное мимикой, жестами, голосом и т.д.)
- Ролевые игры (Прием у врача, Покупки и т.д.)
Ожидание необычного, особая заинтересованность также служит снятию напряжения учащихся. Вызвать интерес может знакомство с новыми журналами, презентация, рассказ о каком –либо немецком городе с применением иллюстраций. Итак, использование здоровьсберегающих технологий в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения, играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели, решить задачи обучения. Результат использования здоровьесберегающих технологий –это то, что дети каждый урок активно работают, быстро отвлекаются от предыдущего урока, с удовольствием посещают кружок «Полиглот», участвуют во внеклассных мероприятиях по предмету.
Имитационная игра
Цель: эмоциональный настрой.
Учащиеся стоят лицом друг к другу.
Ichgebedirmeinelinke (rechte) Hand (протягивают друг другу поочередно руки)
Und einen dicken Kuss dazu (округляютгубки)
Ichmagdich (кладут руку на сердце)
WieeinElefant (показывают большие уши слона)
So gross! (тянутсявверх)
Undimmerzu! (обнимают друг друга/ пожимают друг другу руки)
Задания такого рода способствуют воспитанию внимания, чувства музыкального ритма, темпа, правильного речевого дыхания и артикуляции.
Geisterhaus
Mein Haus hat vier Ecken
(дети рисуют в воздухе квадрат)
Geister sich verstecken
(рукизаспиной)
indiesenvierEcken
(указательными пальцами
рисуют квадрат в воздухе)
IchöffnedieFenster
(движение руками как
при открывании окна)
weg sind die Gespenster.
(изобразитьспомощью
рукприведение)
Die Sonne
Groß ist die Sonne
Hell und warm ihr Schein.
(дети изображают в воздухе солнце)
Keiner könnte ohne Sonne sein.
Eine dicke Wolke
hat sie zugesetzt.
(рукамизакрываютлицо)
Doch schon ruft sie:
„Da bin ich.
Ich hab mich nur versteckt.“
(руки от лица прячут за спину)
Wettermassage
Es tröpfelt,
es regnet,
es donnert,
es blitzt!
Es nieselt,
es hagelt,
Schauer,
Sturm,
Sonnenschein.
- Дети на столе пальчиками показывают эти явления природы.
- Можно вызвать желающего. Дети показывают на его спине осадки, а он старается отгадать.
DerRegen
Esnieselt, eströpfelt, (тихо постукиваем кончиками пальцев по столу)
esregnet, esgießt, (кладем кончики пальцев на стол и стучим чаще и громче)
eshagelt, (хлопаем в ладоши)
esdonnert (стучим кулаком по столу)
und alle Leute laufen weg. (прячем руки за спину)
Песня на уроке – хороший вид релаксации, представляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Различных песен в УМК много, но целесообразно для отдыха выбирать веселые, шуточные. Певческая деятельность проявляется в аудировании, разучивании, исполнении песни. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.
Guten Tag! Guten Tag!
Hallo! Wie geht´s?
Danke, prima, gut.
Tschüs! Auf Wiedersehen!
Klatsch in die Hände,
klap-klap-klap.
Klatsch in die Hände
Eins, zwei, drei!
Stampf mit den Füßen,
trap-trap-trap.
Stampf mit den Füßen
Eins, zwei, drei!
Проговаривание скороговорок в разных темпах и разной интонацией (весело/грустно, быстро/медленно, тихо/громко) заставляет функционировать речевой аппарат в рамках изучаемого языка.
Als Anna abends alles aß, aß Anna abends Ananas.
Blaukraut bleibt Blaukraut, Brautkleid bleibt Brautkleid.
Fünf fleißige Fischer fangen fünf fette Fische.
Eine lange Schlange ringlet sich um eine lange Stange … usw.
После письменных заданий в качестве снимающей напряжение паузы можно использовать подвижные и пальчиковые игры. Они помогают созданию внутренней наглядности, необходимой для представления на занятии определенной ситуации, синхронизации мыслительных и физических действий с речью на иностранном языке. Как известно, движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение. Простые движения рук снимают умственную усталость, помогают снять напряжение с губ. С помощью пальчиковой гимнастики можно улучшить произношение многих звуков. А это очень важно, так как говорение, наряду с аудированием, является наиболее важным видом речевой деятельности на начальном этапе обучения иностранному языку.
Das ist der Daumen,
der schüttelt die Pflaumen,
der liest sie auf,
der trägt sie heim,
und der kleine isst sie ganz allein.
(согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их,
начиная с большого пальца)
Ладони прижаты друг к другу.
Похлопываем пальчик о пальчик,
начиная с мизинца.
Mutter, Mutter (мизинчики)
Was? Was? Was? (безымянные)
Gäste kommen. (средние)
Gut (указательные)
Undwas? (большие)
Morgen, Morgen (чмокающие движения губами)
Перед выполнением контрольных работ полезно делать упражнения на дыхание, которое способствует снятию напряжения у детей и настраивает на важную работу: дыхание – глубокое, медленное сначала только через левую, а затем только через правую ноздрю. Дыхание через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание через правую ноздрю активизирует работу левого полушария, что способствует решению рациональных задач. Упражнение проводится по команде учителя: «Atmenein! Atmenaus!»
После продолжительного зрительного напряжения очень хорошо, например, следующее упражнение. В руке перед глазами держим карандаш или ручку (близкий объект). В качестве дальнего объекта может быть сам учитель, стоящий перед классом. В течение одной минуты по команде учителя (Seht (bitte) aufmich, (jetzt) – aufdenKugelschreiber) дети быстро переводят взгляд с близкого объекта на удаленный. Это упражнение способствует улучшению функционального состояния зрения, очень благоприятно действуя на глаза при близорукости слабой степени.
Можно также добавить другое упражнение для глаз. Дети выполняют следующие движения глазами: сначала вверх, вниз, затем направо, налево.
Для разнообразия занятий, можно предложить передать содержание стихов, рифмовок, песен в рисунках. Рассказывая короткие стихи, одновременно можно их рисовать мелом, фломастером. Рисование развивает творческое воображение, зрительную память, а также координацию движений пальцев и кистей рук.
Punkt, Punkt …
Punkt, Punkt, Komma, Strich-
fertig ist nun das Gesicht.
Körper, Arme, Beine dran-
fertig ist der Hampelmann.
Hände, Füße und ein Hut.
Ist der Hampelmann nicht gut?!
Punkt, Punkt, Komma, Strich
fertig ist das Mondgesicht.
Ein Paar Ohren, wie die Möhren,
einen Hals, wie Schmalz,
einen Bauch, wie Rauch,
ein Paar Beine, wie ‘ne Sechs,
fertig ist die alte Hex!
Проговаривание хором рифмованного текста, сопровождая его жестами.
Katrin
Katrin nimmt mit:
Eine Tafel Schokolade,
eine Flasche Limonade,
drei Bonbons und einen Ball,
Bleistift auf jeden Fall,
einen Luftballon, ein Bärchen.
Ist sie nicht ein braves Mädchen?
Der kleine Matrose
Ein kleiner Matrose
umsegelte die Welt.
Er liebte ein Mädchen
und hatte kein Geld.
Das Mädchen wollt sterben
Und wer war schuld daran?
Der kleine Matrose
in seinem Liebeswahn.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В данном материале рассматриваются разные способы применения данной технологии на уроках иностранного языка....
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка. Здоровье человека — достаточно актуальная тема для разговора для всех времен и народов, а в XXI веке он...
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Необходимость применения здоровьесберегающих технологий на каждом уроке продиктована, прежде всего, ухудшением физического и психического здоровья детей. Поэтому, одной из приоритетных задач образован...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка. Работа составлена на основе УМК Кузоовлева В. П. , но, без всякого сомнения, может использоваться и при работе с другими УМК....
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка.Из опыта работы.
В настоящей работе автор представляет систему работы по технологии здоровьясбережения на уроках немецкого и английского языка....
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Материал доклада может быть использован на различных уроках немецкого языка в разных группах классов. Позволяет организовать отдых детей на уроке, повторяя при этом материал прошлых уроков, тем самым ...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА-статья...