Духовно-нравственное воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка
статья
Инклюзивное образование в изучении иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру школьника, развивает его логическое мышление, а также оказывает большое влияние на память, расширяет кругозор и повышает общую культуру и способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuzivnoe_obrazovanie_na_urokah_angl._yazyka.docx | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
(М.Ю. Лермонтов «Нищий»)
В нашем современном мире, где столько жестокости и насилия, как никогда актуальным является вопрос воспитания в подрастающем поколении духовно-нравственных чувств и ценностей как: духовность, нравственность, благо, красота, истина. Как воспитывать их? Чем наполнить и укрепить их душу, чтобы уже сегодня они смогли отличать добро от зла, противостоять процветающей в нашем обществе безнравственности и агрессии, ставящей под угрозу не только человеческую культуру, но и человеческую жизнь вообще.
Современное развитие отечественного образования идет по пути "гуманистического похода, где первое место занимают общечеловеческие ценности, жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности, сочетающей в себе профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, воспитание гражданственности и любви к Родине». Абсолютно каждый наш гражданин имеет право на образование, и речь идет уже об актуальном направлении реформы в системе образования в России, о так называемом «инклюзивном образовании» (далее – ИО). ИО основано на том, что все дети, несмотря на физические, интеллектуальные, этнические, конфессиональные и иные особенности, а также социально-экономический статус семьи, имеют равные права и включены в общую систему образования – воспитываются и обучаются вместе со своими сверстниками, где учитываются их особые образовательные потребности.
Таким образом, инклюзия призвана обеспечить повышение качества образования, воспитания и социализации ВСЕХ детей. Это изменение системы и принятие ребёнка на уровне всей школы. Система обучения при таком подходе подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему.
В связи с этим огромное значение имеет создание условий для реализации инклюзивного образования в общеобразовательных школах с учётом особенностей каждой из преподаваемых учебных дисциплин, в том числе иностранного языка как одного из предметов, являющимся наиболее трудными для изучения. Это тот предмет, который формирует культурно-нравственный облик ребенка и отражает еще одно очень важное направление в реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)- воспитательного компонента. К нему относится интеллектуальное, гражданско-патриотическое, творческое, а также духовно-нравственное воспитание.
Знание иностранного языка даже на элементарном уровне помогает таким детям социализироваться, становиться более самостоятельными, не испытывать трудности в общении со сверстниками.
Язык – хранилище культуры этноса, в нем запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социокультурные, художественно-эстетические, воспитательные идеалы. Процесс обучения современных школьников иностранным языкам содержит уникальный педагогический потенциал духовно-нравственного, идейно-политического, эстетического, трудового воспитания подрастающего поколения.
В ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. На уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстралингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации.
Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков, звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы благотворительности, проблемы материализма и национальной культуры, проблемы нищеты и борьбы с ней, проблемы окружающей среды.
К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке английского языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всему классу, в то время как класс выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.
Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. В то же время в ролевой игре обычно предварительно оговаривается траектория поведения участника игры в определенной ситуации. Хотя в некоторых случаях оговариваться может только результат взаимодействия, тогда как траектория поведения остается за выбором самого учащегося.
Тематические уроки играют важную роль реализации духовно-нравственного воспитания на уроке английского языка. На таких уроках дети приобщаются к духу и культуре народа-носителя языка. Чтобы учащиеся правильно восприняли факт чужой культуры им необходимо, прежде всего, предоставить опору на родную культуру. И только тогда учащиеся будут испытывать гордость за «свое» и уважительно относиться к «чужому». По такому принципу устроен учебно-методический комплект «Enjoy English» (М.З. Биболетова). В данном УМК есть раздел «It’s a Big World! Start Travelling Now». Происходит знакомство с культурой страны изучаемого языка путём сравнения со своей страной. В результате сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям. Разделы “Families And Friends: Are We Happy Together?”, “Can We Learn to Live in Peace?”, “Where Are You From?”, “Talking On Family Matters”,”It’a a Wonderful Planet We Live On”, “Look At Teenage Problems: School Education”, “Sport Is Fun”, “Spending Time Together” и др. открывают широкие возможности для реализации духовно-нравственного воспитания на уроке английского языка.
Одно из наиболее эффективных направлений в реализации духовно-нравственного воспитания является использование информационно-коммуникативных технологий на уроке иностранного языка. Б.Ю. Щербаков рассматривают ИКТ как «наиболее перспективное направление, интегративным составляющим обучения, поскольку оно изначально ориентировано по своей, как технологической, так и социокультурной сути, на свободное, в достаточной мере самостоятельное и ответственное проективно-гибкое обучение».
К сожалению, мы - учителя иностранного языка, не можем часто, как нам хочется, вывозить школьников на экскурсии за пределы нашей республики и посещать знаменитые театры и музеи, но благодаря современным информационно-коммуникативных технологиям это стало возможным. Благодаря ИКТ, находясь в классе, мы можем совершать виртуальные экскурсии по Эрмитажу и Британскому музею, по Третьяковской галерее и галерее ТЭЙТ, по Государственной Библиотеке в Москве и Библиотеке Конгресса США; смотреть постановки в Большом театре и Шекспировском театре и т.д.
Учащиеся не только пассивно воспринимают представленную им информацию, но и с удовольствием включаются в процесс сбора, обработки и систематизации электронного материала. Успешно выполняют проекты и создают презентации на различные такие темы, как «Художники Англии», «Достопримечательности Лондона», «Моя родословная», «Школа моей мечты», «Помощь животным», «Здоровый образ жизни», «Защита окружающей среды», «Мой родной край» и т.д. Такая работа способствует воспитанию чувства товарищества, развивает умение работать в группах, а также воспитывает учащихся толерантности, проявлению уважения как друг другу, так и к представителям других культур.
Процесс нравственно воспитания на уроках иностранного языка становится более эффективным, если осуществляется использование художественных текстов, созданных в рамках различных культур.
На уроках английского языка дети знакомятся с английской поэзией, изучают пословицы, поговорки, цитаты известных людей, что также способствует их духовно-нравственному развитию. Использование музыки на уроках английского языка, несомненно, благоприятно влияет на гармоничное развитие личности учащихся. Так, мы с детьми изучаем различные детские песенки, слушаем и классическую музыку, на минутках релаксации часто звучит музыка «Звуки природы» и др.
Подводя итог, хочется еще раз подчеркнуть, что совместное обучение иностранному языку - это еще один очень правильный шаг к устранению дискриминации и воспитанию толерантности у детей, которые учатся милосердию, взаимоуважению и терпимости. Инклюзивное образование в изучении иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру школьника, развивает его логическое мышление, а также оказывает большое влияние на память, расширяет кругозор и повышает общую культуру и способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Духовно – нравственное воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами художественной продуктивной деятельности»
В статье рассказывается об обобщении опыта по духовно – нравственному воспитанию школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами художественной продуктивной деятельности» ...
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Предложенные методики педагогической диагностики помогут воспитателям и классным руководителям школы-интерната выявить уровень сформированных умений и навыков с целью планирования коррекционного...
«Духовно – нравственное воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе»
На современном этапе развития наше общество все больше приходит к пониманию того, что процветание страны невозможно без духовно-нравственного становления и культурного развития общества.Проблема...
Развитие УУД у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка.
Обучение английскому языку является одним из важных направлений школьного образования. Сегодня с активным внедрением ФГОС требуются люди, владеющие языком на практическом уровне, основы чего, несомнен...
Статья "Опыт работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка".
В данной статье я делюсь опытом работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка. Привожу примеры из личного опыта работы с "особенными" детьми....
Эффективные средства и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка
С течением времени школы меняют не только свой фасад, но и меняется сама система образования. С чем это связано? Ответ совершенно прост: новое поколение детей, большинство которых, требуют особенного ...
Доклад Тема: Развитие духовно-нравственных качеств у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Доклад Тема: Развитие духовно-нравственных качеств у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья...