Дидактический потенциал и особенности использования стихотворений при обучении школьников младших классов английскому языку
статья (5, 6, 7 класс)

Нечаева Яна Сергеевна

Настоящая статья посвящена рассмотрению дидактического потенциала и особенностей использования стихотворений при обучении детей младших классов английскому языку. Кратко проанализировано содержание понятия «стихотворение», и предложен широкий подход к его толкованию. Детально раскрыт потенциал стихотворений при обучении детей фонетике, лексике и грамматике английского языка, а также при ознакомлении детей с культурой англоязычных стран. Освещение получили способы оптимизации использования стихотворений на уроке. Статья адресована практикующим учителям английского языка, а также всем, кто интересуется вопросами методики преподавания иностранных языков.

Ключевые слова: дидактический потенциал, стихотворение, младшие классы, английский язык.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nechaeva.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нечаева Яна Сергеевна

Учитель английского языка, МБОУ «СОШ № 36», Северодвинск

yana.nechaewa@yandex.ru

Нечаева Ольга Геннадьевна

Учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 36», Северодвинск

yana.nechaewa@yandex.ru

Дидактический потенциал и особенности использования стихотворений при обучении школьников младших классов английскому языку

Аннотация. Настоящая статья посвящена рассмотрению дидактического потенциала и особенностей использования стихотворений при обучении детей младших классов английскому языку. Кратко проанализировано содержание понятия «стихотворение», и предложен широкий подход к его толкованию. Детально раскрыт потенциал стихотворений при обучении детей фонетике, лексике и грамматике английского языка, а также при ознакомлении детей с культурой англоязычных стран. Освещение получили способы оптимизации использования стихотворений на уроке. Статья адресована практикующим учителям английского языка, а также всем, кто интересуется вопросами методики преподавания иностранных языков.

Ключевые слова: дидактический потенциал, стихотворение, младшие классы, английский язык.

В сегодняшнем мире владение английским языком как фактически универсальным средством межнационального и делового общения становится насущной необходимостью. Отсюда проистекает важность разработки и внедрения эффективных методов и приёмов обучения английскому языку, отвечающих требованиям времени. Особую значимость в данном контексте приобретает обучение английскому языку детей младших классов, поскольку именно на этом этапе закладывается фундамент языковых знаний, от прочности и адекватности которого впоследствии будет во многом зависеть успешность освоения языка конкретным человеком. Проведение занятий с младшеклассниками накладывает на преподавателя повышенную ответственность и предполагает его постоянную творческую активность, опирающуюся при этом на новейшие достижения педагогической науки.

Ценнейшим материалом при обучении иностранному языку являются стихотворения. Считаем необходимым сделать здесь уточнение относительно содержания понятия «стихотворение». Толковые и энциклопедические словари обычно трактуют его как небольшое по объёму, ритмически организованное произведение [2, с. 1270; 3, с. 768; 5, с. 1276]. Примечательно, что стихотворение часто объясняется через понятие его составной части – стиха, рассмотрение которого помогает лучше уловить сущность стихотворения как творческой формы. С точки зрения тех же словарей, стих – это единица ритмически организованной художественной речи, т.е. короткий её отрезок, сопоставимый и соизмеримый с другими подобными отрезками и обычно рифмующийся с ними [там же].

Таким образом, на основе изложенных сведений можно сделать вывод о том, что стихотворение – это краткое, относительно автономное в смысловом отношении, обычно рифмованное произведение, отличающееся ритмом и имеющее особую формальную сопряжённость составных частей. Данный расширительный подход к трактовке стихотворения представляется нам целесообразным, поскольку позволяет рассматривать в качестве стихотворений разного рода текстовые произведения типа считалок, загадок, песен, не обладающих большой художественной ценностью шутливых рифмовок и т.п.

Обратимся непосредственно к описанию дидактического потенциала стихотворений. Начнём с фонетического уровня как базового уровня языковой системы и как уровня, требующего наиболее пристального внимания на начальных этапах овладения языком.

По Е.Н. Солововой, фонетические, или произносительные, навыки подразделяются на ритмико-интонационные и слухо-произносительные [6, с. 65]. Применение стихотворений даёт возможность успешно оттачивать обе группы навыков. Так, развитие ритмико-интонационных навыков предполагает, прежде всего, ознакомление детей с типичными ритмическими и интонационными моделями английского языка, формирование у детей способности распознавать такие модели в воспринимаемой речи и приписывать им верное значение, а также строить собственную речь в соответствии с изученными моделями. Эта задача может быть решена за счёт многократного прослушивания стихотворения, небольшого по объёму, но вмещающего в себя палитру фонетически разнооформленных фрагментов – к примеру, утвердительное, вопросительное и восклицательное предложения. Что касается слухо-произносительных навыков, они подразумевают, главным образом, способность корректно произносить изолированные звуки языка и те же звуки в речевом потоке, а также распознавать эти звуки в речи с учётом происходящих позиционных и комбинаторных модификаций. В данном случае на помощь тоже приходит многократное прослушивание стихотворения, в ходе которого учитель обращает внимание детей на наиболее сложные звуки или их сочетания.

За пассивным этапом работы следует активный. Детям могут быть предложены различные варианты работы со стихотворением: простое повторение стихотворения за учителем, самостоятельное прочтение вслух, заучивание наизусть и т.д. Продуктивной формой работы является так называемая фонетическая зарядка, обычно практикуемая во вводной части занятия. Она позволяет настроиться на урок и, что очень важно, потренироваться в произношении. При включении в такую зарядку стихотворения каждый ребёнок фактически получает шанс сказать несколько связных фраз на английском языке, что в младших классах нередко бывает затруднительно непосредственно во время урока. Если же фонетическая зарядка сопряжена с двигательной активностью, её эффективность становится ещё выше. К примеру, дети могут взмахами рук сопровождать движение интонации в стихотворении, хлопать при узнавании определённого звука, отбивать ногами ритм или рифму и т.п. Привлекательность стихотворения в этих ситуациях заключается в том, что это полноценный, самостоятельный в смысловом отношении, но при этом легко доступный пониманию текст, своеобразное короткое, но увлекательное повествование. Дети гордятся тем, что могут прочитать и понять это повествование, и начинают ощущать свою причастность к языку.

Не меньшие возможности дают стихотворения и при обучении английской лексике. Так, всякое стихотворение посвящено какой-то теме и, соответственно, содержит в себе семантически сходные единицы. В младших классах набор таких единиц в одном стихотворении часто практически полностью покрывает лексику, подлежащую усвоению в рамках урока или даже в рамках обширной темы. Именно по этой причине ознакомление с таким стихотворением может служить подспорьем для учеников, своего рода весёлой и необременительной ступенькой на пути к более глубоким и систематизированным знаниям. Благодаря стихотворениям дети также знакомятся с оттенками значений слов, их аутентичной сочетаемостью. Кроме того, в стихотворениях часто присутствуют имена собственные – имена людей, клички животных, названия населённых пунктов и наименования географических объектов. Все эти сведения приближают детей к понимаю культуры стран изучаемого языка и, несомненно, добавляют ярких красок в урок.

Лексическая система языка многогранна. Столь же многогранны могут быть и формы работы со стихотворениями с позиции пополнения словарного запаса. К примеру, дети могут искать в текстах знакомые или, наоборот, незнакомые слова; восполнять пробелы в строках стихотворения подходящими по смыслу и звучанию словами; рисовать иллюстрации к стихотворениям и т.п.

Огромную пользу приносят стихотворения детям при знакомстве с грамматикой. Младшие классы – это тот самый период, когда после изучения изолированных слов и кратчайших предложений ребёнок сталкивается с необходимостью воспринимать и самостоятельно строить более протяжённые грамматические конструкции. А поскольку грамматика английского языка при всей кажущейся простоте содержит в себе множество подводных камней, свободное формулирование морфологически и синтаксически правильных высказываний, к сожалению, превращается для многих детей в недостижимую мечту. Стихотворениям же под силу облегчить данную задачу.

Так, любое стихотворение заведомо содержит в себе грамматические конструкции, которые ребёнок при прочтении стихотворения начинает осознанно и неосознанно усваивать. Стихотворения с повторяющимися сходными строчками позволяют отработать ту или иную конструкцию и довести её до автоматизма («I have a ...», «I like to ...» и т.п.) Ребёнок наблюдает за тем, как из отдельных слов строятся предложения, и начинает интуитивно схватывать ключевые черты структуры английского языка.

Можно отметить и следующее преимущество стихотворений. В отличие от прозаических и тем более неаутентичных текстов, в стихотворениях нередко встречаются формы инверсии и различные несущественные отклонения от строгих грамматических правил, продиктованные ритмом произведения и/или предпочтениями поэта. Читая такие нестандартные фрагменты, ребёнок как бы создаёт задел на будущее, поскольку, как известно, инверсия и иные отступления от, казалось бы, незыблемых правил, сами по сути своей являются правилами, активно применяются в живой английской речи и освещаются в школьном курсе, пусть и на более поздних его ступенях.

Постижение «реальной», близкой к жизни лексики и грамматики в известной степени связано с постижением культуры нации. Выше нами уже делались фрагментарные замечания относительно ценности стихотворений как ключа к пониманию культуры и быта англоязычных стран. Остановимся на этом аспекте чуть подробнее. Носителями культурологической информации в стихотворениях выступают имена собственные, безэквивалентная лексика, описания специфики быта англофонов, аллюзии к историческим событиям, литературным и музыкальным произведениям и т.д. Ребёнок, сначала, возможно, не до конца понимая значение и смысл таких необычных вкраплений, постепенно научается ориентироваться в них и превращает на первый взгляд разрозненную россыпь фактов в более или менее целостное представление об основах культуры тех стран, язык которых он осваивает. На помощь ученику приходит также ассоциативное мышление – он может провести параллели с родной культурой или, опираясь на предложенные учителем сопроводительные аудиовизуальные материалы, создать в своём сознании собственные яркие образы. Проделывание такой непростой работы в младшем возрасте видится в высшей степени оправданным, поскольку закладывает основу понимания иноязычного мира и тем самым значительно облегчает ребёнку дальнейший процесс прочувствования этого мира.

Наконец, укажем, что работа со стихотворениями развивает у детей творческое мышление, языковую догадку, мотивирует их на изучение языка и зажигает в них интерес к различным его аспектам, неизменно создаёт на уроке положительный психологический климат.

Таким образом, дидактический потенциал применения стихотворений на уроках английского языка у младшеклассников заключаются в обеспечении более глубокого и при этом увлекательного изучения ими фонетики, лексики и грамматики английского языка, а также английской культуры. Однако этот потенциал не исчерпывается перечисленными пунктами – ответственный и креативный педагог всегда отыщет дополнительные пути введения стихотворений в урок, исходя из интересов и потребностей именно его подопечных.

Как убедительно показывает даже столь сжатый анализ, стихотворения представляют собой настоящую находку для учителя английского языка. Недаром исследователи отмечают, что стихи, песни и рифмовки «легко вписываются в любой этап урока и доставляют учащимся неподдельное удовольствие» [1]. Так, стихотворения довольно широко представлены в таких учебных пособиях, как «Rainbow English» и «Понятная английская грамматика для детей», в обучающем мультфильме «Gogo» и т.д.

Однако для достижения максимальной эффективности применения стихотворений в младших классах следует придерживаться ряда довольно строгих, но по своей сущности простых правил.

Прежде всего, необходимо принимать во внимание классический принцип природосообразности. Применительно к стихотворениям он состоит, на наш взгляд, в ограничении объёма и уровня сложности стихотворений, используемых на уроке. Неоправданное увеличение объёма может приводить к утомлению учащихся младших классов и потере ими интереса к заданию. Слишком трудные стихотворения также расхолаживают детей, поскольку смысл рифмовки начинает ускользать от них и они не получают от прочтения ожидаемого удовольствия. Если же какое-либо стихотворение несколько превосходит текущие возможности учеников, но в силу его увлекательности и уникальности педагог полагает целесообразным его включение в урок, следует опираться на зону ближайшего развития детей и оказывать им всестороннюю поддержку при работе со стихотворением, т.е. продумать дотекстовый, текстовый и послетекстовый этапы такой работы.

Не менее важным представляется требование гармоничной связи стихотворения с изучаемым материалом. По мнению Е.А. Павловой, стихотворения «должны органично вплетаться в ход урока и быть естественным продолжением учебной ситуации» [4, с. 25]. Но если, скажем, старшеклассник при предъявлении ему стихотворения на не совпадающую с программой тему всё же может сориентироваться и благодаря обширным фоновым знаниям справиться с работой, младшеклассника аналогичная ситуация способна поставить в тупик и даже разочаровать. Иными словами, предлагаемое учителем стихотворение должно вытекать из изучаемого материала, дополнять его или иным образом перекликаться с ним, а не производить впечатление инородного элемента. Важно осознавать, что разного рода стихотворения являются вспомогательным, а не основным инструментом учителя в деле воспитания и обучения детей [7, с. 65].

Очень желательно также сопровождать работу со стихотворением демонстрацией предметов, картинок/иллюстраций, слайдов, видеозарисовок или элементами пантомимы как со стороны учителя, так и со стороны детей. Это позволяет привнести в занятие разнообразие и создать позитивную психологическую атмосферу. Кроме того, за счёт задействования одновременно нескольких каналов восприятия возрастает степень усвоения учебного материала. Неоспоримым преимуществом станет и прослушивание аудиозаписи стихотворения в исполнении носителей языка, демонстрирующих образцовое произношение.

Наконец, можно рекомендовать, чтобы предпочтение отдавалось аутентичным стихотворениям, а не рифмам, придуманным русскоговорящим человеком специально для занятия. Дело в том, что составление эстетически ценного стихотворного текста требует от автора глубочайшего языкового чутья, сочетающегося с творческими способностями. Именно поэтому лучше довериться современным поэтам-англофонам, чьи произведения транслируют культуру англоязычного мира, гарантируют абсолютную лексико-грамматическую корректность и обогащают речь учащихся естественными оборотами, востребованными в реальной коммуникации.

Как мы видим, сформулированные нами правила использования стихотворений на уроках английского языка в младших классах сводятся в своей основе к тщательному подбору стихотворений в части их аутентичности, протяжённости, лексико-грамматической сложности и согласованности с основным учебным материалом, а также к увлекательному введению данных стихотворений в ткань занятия.

В заключение отметим, что заявленная тема статьи видится очень актуальным и перспективным направлением педагогических и лингводидактических изысканий. Более обстоятельные исследования в этой области позволят, с одной стороны, полнее раскрыть теоретические аспекты применения стихотворений на уроках английского языка в младших классах, с другой – применить данные теоретические наработки для создания разнообразных специализированных сборников англоязычных стихотворений для учащихся младших классов.

Ссылки на источники

1. Волкова Т. Стихи и рифмовки как средство мотивации при изучении английского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iyazyki.prosv.ru/2015/06/poemsrhymes-motivation (Дата обращения: 22.03.2020).

2. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2000. – 1536 с.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2006. – 944 с.

4. Павлова Е.А. Стихи и рифмовки на уроках иностранного языка эффективное средство усвоения языкового материала // Иностранные языки в школе, 2009. – № 2. – С. 25-30.

5. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: «Советская энциклопедия», 1993. – 1632 с.

6. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 239 с.

7. Соловьёва С.Ю. Использование стихотворений и песен на уроках английского языка // European Research, 2016. – № 9 (20). – С. 63-69.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы обучению чтения младших школьников на уроках английского языка

Методические рекомендации помогут учителям,работающим в начальной школе...

Представление педагогического опыта "Особенности формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка"

Особенности формирования коммуникативной компетенции  младших школьников на уроках английского языка...

Использование педтехнологий в обучении фонетике на уроках английского языка в начальной школе.

В данной статье мы рассмотрим ряд педтехнологий, связанных с формированием фонетических навыков у учеников начальной школы. Существует ряд трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся при изучении ...

«Использование видео при обучении аудированию на уроках английского языка в старших классах»

Аудирование на основе песни и просмотра клипа на песню Jonas Blue "I see love"...

Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения (сотрудничество на уроке английского языка по теме ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ)»

Конспект урока по теме  «Использование современных технологий обучения (сотрудничество на уроке английского языка по теме ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ)» по учебнику STARLIGHT 4...

Особенности и условия развития памяти у младших школьников на уроках английского языка.

Считается, что учащийся имеет хорошую память, если способен быстро запоминать информацию, долго ее помнить и легко воспроизводить. Для того чтобы сформировать эти качества памяти, необходимо опираться...

Особенности использования интеллектуальных карт (mind-maps) на уроках английского языка

Краткий обзор использования интеллектуальных карт в обучении английскому языку...