«Использование элементов метода погружения при обучении говорению: техника “Блеф-клуб: Do you believe me?”
план-конспект урока (10 класс)

Лемзякова Кристина Олеговна

 

Данная статья представляет собой краткий конспект-сценарий практического урока английского языка, направленного на развитие и совершенствование навыков и умений в устной продуктивной речи – диалогическое общение. В таком виде занятие проводилось несколько раз в группе учащихся 9-10 классов в рамках одиночного и сдвоенного уроков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лемзякова Кристина Олеговна,

учитель АЯ МБОУ «Школа №51 «Центр образования» г. Рязань

Научный консультант: Ерхова Елена Леонидовна

учитель высшей категории АЯ МБОУ «Школа №51 «Центр образования» г. Рязань

«Использование элементов метода погружения при обучении говорению:

техника “Блеф-клуб: Do you believe me?”

Данная статья представляет собой краткий конспект-сценарий практического урока английского языка, направленного на развитие и совершенствование навыков и умений в устной продуктивной речи – диалогическое общение. В таком виде занятие проводилось несколько раз в группе учащихся 9-10 классов в рамках одиночного и сдвоенного уроков.

Технология планирования и проведения урока реализует идеи авторского педагогического проекта «Создание мотивационной среды подростка». Психолого-методическое основание проекта составляет концепция развития навыков и умений в говорении на английском языке c позиций гуманистического и личностно-ориентированного подходов к обучению. В методическом аспекте предлагаемое занятие базируется на принципах коммуникативного подхода к обучению речевой деятельности на иностранном языке и включает в себя элементы метода погружения. Технология работы позволяет создать среду для погружения в диалогическую речь, ведущими факторами которой выступают интерес к личности собеседника и желание поделится с собеседником некоторыми фактами. Созданы условия для непринужденной, самомотивированной, инициативной речи, что и порождает аутентичное смысловое высказывание (истинные и ложные утверждения) и аутентичную реакцию не него (верю, не верю, удивление, разочарование, интерес, безразличие и т.п.).

Данный тип урока говорения может использоваться в основном курсе обучения, а также при организации внеурочной деятельности. Базовый педагогический сценарий включает в себя организационно-методические и материально-технические аспекты, последовательное описание хода занятия, примерные тексты заданий, примерное время на проведение задания, методические комментарии, формулировки инструкций к заданиям на английском языке. В конце статьи предлагаются подробные формулировки целей и результатов занятия по говорению в формате существующих ФГОС.

Организация урока

  • Рабочее пространство класса: две рабочие зоны в классе на 20-40 человек: 1 зона – парты, расположенные по рядам или полукругом; 2 зона – два замкнутых круга, внутренний и внешний, по 10-20 стульев в каждом, повернутые лицом друг к другу;
  • Оборудование: проекционное оборудование, компьютер с MS Office (Power Point), большая доска, мел или маркеры, столы, стулья, импровизированные карточки “English” в функции вымышленной валюты в количестве 15 штук на одного участника, сертификаты за участие в событии.
  • Участники: группа учащихся в количестве 20-40 чел.
  • Возрастная группа: учащиеся 7-11 классов по выбору учителя
  • Длительность: 1-2 урока по 40-45 минут

Примерный ход занятия

Организационно-мотивирующий этап: вступление, приветствия, легкая беседа

  1. Teacher’s introduction, greetings and a small talk. Время: 2-5 минут.

      Примерные фразы:

  • Hi, everyone! I always feel happy when I see you.
  • Hi, there. It’s so great to see you here ready to speak English.
  • Hello, dear! I haven’t seen or talked to you for ages.
  • Hi! How are you today? Is life positive to you?
  • What one thing or event made you feel happy yesterday?
  • What did you laugh about yesterday?
  • What are you going to do at the weekend?

Комментарий: учитель задает любые подобные вопросы, учащиеся отвечают полными, развернутыми предложениями, что дает возможность для внимательного слушания, проговаривания и наговаривания объема речи, тренировки грамматики и лексики, развития оперативной памяти, устойчивого внимания к речи собеседника

  1. Students’ Language Investment 1. Время: 3-5 минут.

All of the students come to the board that is divided into three parts and write words or phrases in each part:

  1. a time word or a time phrases, e.g.: a year ago, next summer, for a year now, etc.
  2. a verb+noun word combination related to everyday life, e.g.: to buy a bicycle, to travel around, to watch a new movie
  3. an adjective+noun words combination related to everyday life, e.g.: long hair, busy life.

Комментарий: учитель контролирует правильность написанных слов и фраз по ходу записывания; в результате языкового мозгового штурма появляется большое количество слов и выражений, которые будут служить в качестве языковых опор при выполнении последующих заданий; рекомендуется проговорить эти слова и фразы вслух хором.

Тренировочный, условно-коммуникативный этап

  1. Demonstrating Speech Models. Время 1-2 минуты.

The students look through and read out a few sample sentences on the slide that describe their teacher’s everyday events, experiences, actions and so on.

PAST

When I was 10, I had three dogs.

When I came to school this morning, I had a cup of black coffee without sugar.

I had read 5 English books by the time I finished school.

At 11 o’clock last night, I was watching a football match on TV.

PRESENT

I now work in three different jobs.

I have a sister that lives in Ul’yanovsk.

These days I am writing a book about teaching to speak.

I can speak three foreign languages.

I have been to Great Britain three times.

FUTURE

I am going to buy a flat in Moscow next year.

I promise I will post a few pictures on my Instagram page.

If I save enough money, I will buy a new car next year.

Комментарий: учитель демонстрирует языковое и смысловое наполнение предложений, грамматическое оформление разнообразное, не однотипное, учащиеся поочередно прочитывают предложения вслух, при необходимости учитель комментирует или напоминает слово или фразу.

  1. The students listen to the teacher say a sentence from the list above and react by saying:
  • “I believe you!” or “I don’t believe you!”
  • “That’s true!” or “That’s false!”
  • “I’m sure of it’ or “I really doubt it”

Время: 7-10 минут

Комментарий: после краткого ответа учащихся учитель задает дополнительный вопрос, например, “Why do you think so?” or “Why do you not believe me?”; учащиеся дают краткое пояснение или комментарий, используя следующие шаблоны:

                                           “…because I know/think that you don’t have a sister”

                                           “…because I remember that you don’t like coffee”

                                           “…as I know that your car is quite old now”

                                           “…well, I can’t explain why but I feel it”

Подготовительный этап к участию в Блеф-клубе “Please, believe me”

  1. Students’ Language Investment 2. Время: 3-5 минут.

        Students write down in their notebooks 10 sentences of the kind about themselves, using, if necessary, some of the model phrases written on the board for task 2. Some sentences should be true and some other sentences should be false. The teacher walks around the class checking their sentences for grammar and vocabulary.

Комментарий: когда учащиеся пишут свои предложения, учитель ходит по классу, проверяет их языковую и речевую правильность; при необходимости учитель просит отдельных учащихся проговорить вслух некоторые предложения, слова или фразы для снятия произносительных трудностей; учитель побуждает учащихся к смысловой гибкости, к использованию юмора, к неожиданным идеям, к соблюдению норм вежливости, взаимного уважения и уместности смыслов;  

Интерактивный речевой этап - Bluff-Club “Please, Believe Me”

  1. The teacher explain the task to the students. Время: 20-60 минут в зависимости от количества участников.
  • The students sit on the chairs in two circles facing each other. They have their true-false sentences in their notebooks with them.
  • The teacher distributes “Englishes” to the students – 10 ‘banknotes’ to each student. Примерный образец вымышленной банкноты “English” для Блеф-клуба:

F:\Методический портал учителей города\Олимпиады и Конкурсы\Speaking Contests\Speaking Contest 2015\face_to_face1.gif

    1 ENGLISH

  • The teacher gives a signal and the activity starts.
  • The students, all simultaneously, start speaking. They take turns to tell each other the facts about themselves. They guess and react by saying “I believe you!” or “I don’t believe you!” with or without further explanations or comments.
  • If they guess correctly, their partner pays them an “English”. If they guess incorrectly, they pay their partner an “English”.
  • When a student finishes talking to partner 1, he/she stands up, finds a vacant person and starts talking to him/her.
  • If a student runs out of ‘Englishes’, he/she goes to the Bluff-Club Bank for a loan. The teacher is a banker in the BC Bank. To get a loan of ‘1 English’, a student has to do a penalty task, e.g. saying the English Alphabet by heart, or reading correctly a few words on a card aloud, or doing a short grammar exercise, etc. A student can get the biggest loan of up to 10 Englishes. So, the number of penalty tasks equals the number of Englishes. Then, he/she returns to the group and continues the talk.
  • The activity goes on until everyone has had a chance to talk to everyone or until the class period has ended.
  • The most knowledgeable participant (the winner) is the one who has gained the most ‘Englishes’. The participant gets a ‘Certificate of Friendship’.

Комментарий: все учащиеся работаю одновременно; в аудитории активная, громкая речь, смех, спор и т.п.; учитель может также выполнять роль такого же собеседника, т.е. сидеть в рабочем кругу и иметь свои ‘true-false” предложения; при необходимости учитель исправляет произносительные и лексико-грамматические ошибки; рабочий стол BC Bank находится на некотором удалении в другой части класса; при возможности рекомендуется видеосъемка всего сеанса.

Этап рефлексии - Staying Positive and Friendly

  1. Say the most unusual and interesting facts about your classmates. Время: 4-6 минуты

Комментарий: учащиеся стоят замкнутым кругом, по сигналу учителя сообщают всему классу о новых фактах, которые они узнали от своих собеседников, и дают краткие комментарии.

  1. Listen to the teacher say ‘Thank you’ to the students. Время: 1 минута.
  2. The students stand, walk around, change partners and say ‘Thank you’ to each other using any of the models:
  • John, thank you a lot for making me laugh
  • Kate, thanks for helping me today
  • Sveta, I want to thank you because I liked everything you said.
  • Sergey, thank you so much. I feel happy talking to you.
  • Helen, a lot of thanks to you for your undying humor, curiosity and unusual ideas.
  • Tanya, I have never known before that you are such an intriguing/secretive/friendly person

Время – 2-4 минуты

Комментарий: учащиеся быстро обходят друг друга и выражают благодарности друг другу; учитель делает тоже самое; исправление ошибок не рекомендуется.

  1. Wrapping-Up talk, certificates, good-byes, hugs and kisses. Время: 1-2 минут

The teacher rounds up the talk, thanks the students and hands in their certificates.

Комментарий: внешний вид сертификата может быть любой; сертификат заменяет традиционную оценку и учитывается в общем положительном рейтинге учащихся; сертифицирование за участие в учебной деятельности способствует повышению самооценки, взаимооценки и рефлексии.

Заключительные комментарии

При планировании интерактивного занятия по развитию навыков и умений в говорении учитываются те программные ориентиры, которые заложены в используемых УКМ и текущих образовательных стандартах. Целеполагание полностью отражает системно-деятельностный подход к педагогическому процессу, в нашем случае процессу обучения говорению как виду речевой деятельности. Ниже приводится избыточный перечь целей и результатов, который может использоваться учителем в качестве матрицы целеполагания.

Цели и результаты: 

  1. Предметно-практические:
  • получили и имели возможность для обильного общения на английском языке в течение 40-90 минут
  • составили и сообщили собеседникам индивидуальные факты и смыслы;
  • слушали и оценивали смысловое содержание речи собеседника;
  • развивали навыки и умения сообщать друг другу факты индивидуального или общественного характера в виде утвердительных или отрицательных предложений с глаголами всех видо-временных форм;
  • развивали умения соглашаться или не соглашаться с высказыванием собеседника, используя фразы а) “I believe you!” or “I don’t believe you!” б) “That’s true!” or “That’s false!” в) “I’m sure of it’ or “I really doubt it” и объяснять почему
  • развитие умения объяснять и комментировать факты
  1. Метапредметные и развивающие:
  • развитие умений критического мышления в ходе развития навыков построения утвердительных и отрицательных предложений во всех видо-временных формах: членение грамматической формы на элементы, сравнение и анализ формальных признаков, вычленение правила образования и использования, определение адекватных замен в родном языке, обобщение знаний;
  • развитие умения регулировать объем и содержание речевого высказывания в зависимости от поставленной речевой задачи;
  • развитие готовности внимательно слушать друг друга;
  • развитие обращенности речи и речевой уверенности, оперативной памяти для удержания высказывания в объеме до 10 предложений в ходе устного диалогического высказывания;
  • самостоятельный контроль за соблюдением языкового правила в ходе подготовки и продуцирования речевого высказывания, самостоятельное применение изученных правил для коррекции языковых или речевых ошибок;
  • суммирование результатов и подведение итогов учебной деятельности на уроке.
  1. Личностные:
  • понимают значимость межличностного общения
  • научились соблюдать коммуникативные условия (место, время, количество собеседников, тема, модель речевого поведения и т.п.) речевого взаимодействия;
  • имели возможность проявить интерес к личности собеседника, соблюдая нормы социального этикета
  • имели возможность для ведения длительного общения в дружественной среде

В заключении необходимо особенно подчеркнуть неизменную методологическую основу данного типа занятия, которая вбирает в себя несколько педагогических и методических принципов, а именно:

  • принципы сознательно-коммуникативного подхода: а) понимание и знание языковых правил, содержания и структуры речи, б) обучение общению и многоформатному речевому поведению, в) создание коммуникативных ситуаций, г) обильное речевое общение и речемыслительная деятельность на уроке
  • принципы личностно-ориентированного подхода: а) учет индивидуальных учебно-познавательных возможностей и потребностей, б) понимание и осознание целей, задач и результатов урока, в) актуализация и обсуждение личностно-значимого содержания как предмета высказывания, г) создание ситуации успеха, интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение от учебной деятельности на уроке
  • принципы системно-деятельностного подхода: а) уметь планировать и реализовывать учебные действия, б) знать и уметь управлять алгоритмом учения, в) речевая и речемыслительная деятельность как основа обучения, г) последовательность и поэтапность формирования и развития языковых и речевых навыков и умений; д) уметь управлять вниманием и речевым поведением собеседника
  • принципы гуманистического обучения: создание позитивной эмоциональной среды, развитие и поддержание внутреннего желания к позитивному общению, уметь вычленять положительные результаты учебной деятельности и т.п.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Использование элементов ТРИЗ- педагогики в обучении школьников математике"

В методическом пособии описана методика использования методов технического творчества в преподавании математики, применения анаграмм для развития комбинаторных способностей, создания ментальных карт к...

«Использование интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории и общество-знания».

Анализ и практическая иллюстрация методов интерактивного обучения, активно используемые на уроках истории и обществознания. “мозговой штурм”, дискуссия, ролевая и деловая игра, метод “Синквейна”,...

Межпредметная интеграция, использование элементов истории, краеведения при обучении математике в условиях введения ФГОС

Материалы заочной региональной научно-практической конференции «Использование современных технологий в образовательном процессе по предметам естественнонаучного цикла в условиях введения ФГОС», апрель...

Формирование коммуникативной компетенции методом погружения при обучении французскому языку

В статье содержится информация о методе погружения, как механизме поддержания мотивации для успешного овладения умениями и навыками речевой деятельности. Вывод: использование метода погружения на урок...