Личностно-ориентированный подход в изучении английского языка.
учебно-методический материал (9 класс)
Технологии, применяемые на уроках английского языка, при личностно-ориентированном подходе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология личностно-ориентированного подхода на уроках английского языка. | 16.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно ориентированный подход на уроках английского языка
Разделы: Иностранные языки
Личностно-ориентированный подход в обучении вызывает большой интерес педагогов. Интуитивно учителя давно применяли приемы этой технологии в своей работе. Невозможно эффективно, на высоком уровне проводить уроки, не ориентируясь на личностные характеристики учеников, особенности их интеллектуального, эмоционального, физического развития, особенности памяти, восприятия, мышления.
Автором разработки системы личностно-ориентированного обучения является психолог, доктор психологических наук И.С. Якиманская. По мнению И. С. Якиманской, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Её определение личностно-ориентированного обучения: “Это такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью образования является развитие личности ребенка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его “внутренняя модель мира”, при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей познавательных стратегий учащихся, а отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора”.
Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения она считает необходимым различать следующие понятия.
- Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.
- Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.
- Индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.
- Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.
Применительно к преподаванию иностранных языков личностно-ориентированный подход как нельзя более актуален.
По мнению Роговой Г.В. “обучение иностранному языку в большей степени, чем какому-либо другому предмету, требует индивидуального подхода”.
Современная цель обучения иностранному языку - формирование иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК). ИКК включает языковую, речевую, социокультурную, компенсаторную и учебно-познавательную компетенции. Уже в самом методе коммуникативного обучения заложены возможности не только обучения иностранному языку, но и всестороннего развития личности. Этот метод ориентируется на личность школьника и позволяет теснее связывать учебный процесс с жизненными запросами и ориентациями учащегося.
Каждый ученик является личностью и обладает огромным множеством задатков и индивидуальных особенностей, которые часто остаются невостребованными и нереализованными. Задача учителя - спланировать уроки так, чтобы каждый ученик мог проявить и развить свои способности в процессе изучения иностранного языка.
Технологии, методы и приемы личностно-ориентированного обучения иностранному языку
1) Учет индивидуальных способностей;
2) Методика самооценки;
3) Интенсивные методы обучения;
4) Использование субъектного социального опыта;
5) Проектные технологии;
6) Вариативность схем оценивания;
7) Обучение друг друга;
8) Командная деятельность.
Готовясь к урокам английского языка, помню, что в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания.
Учитывать актуальный уровень развития каждого учащегося помогает использование таксономии учебных задач по Д. Толлингеровой. Она выделяет репродуктивный и продуктивный уровень учебных задач. Ученики с низким уровнем познавательной активности и производительности получают задания типа: прочти текст и сопоставь абзацы с картинками; выполни упражнение по образцу; ответь на вопросы по тексту, определи, верны или не верны предложения к тексту и т.д.
Продуктивный уровень задач требует сложных мыслительных операций с данными: оформите данные в виде таблицы, обозначьте на схеме, ответы на вопросы What do you think...? Why do you think so?
С этим уровнем задач справляются ученики с высокой и частично со средней познавательной активностью и производительностью.
К задачам, требующим творческого мышления, относятся проектные работы, написание сочинений, эссе.
Я предлагаю ученикам карточки с разноуровневыми заданиями по теме, ребята выбирают посильные задания, успешно справившись с простым заданием, ребята переходят к более сложным. Оценивается не только предметный результат, но и достижения ученика: если он овладел новым для себя видом мыслительной операции и перешел на более высокий уровень, оценка будет более высокой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уверенный подход к изучению английского языка
Два года назад я начала использовать элементы здоровьесбережения на уроках английского языка . Я применяю метод позитивной психологической поддержки ученика на уроке , стараюсь учитывать индивидуальны...
Использование личностно-ориентированных технологий в процессе обучения английскому языку.
Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку...
Учебно-методическое пособие "Культурологический подход к изучению английского языка"
В пособии представлен алгоритм работы по раскрытию культурологической составляющей на уроках иностранного языка ( формирование метапредметных действий, организация культуротворческого, учебно-познават...
Применение интерактивного подхода при изучении английского языка. На примере Учебной викторины «Magic Eire” для 6-8 классов.
Применение интерактивного подхода при изучении английского языка.На примере Учебной викторины «Magic Eire” для 6-8 классов. Антонова Анна ФедоровнаПреподаватель английского языкаСПГАХЛ им. Б.В.Ио...
Системно-деятельностный подход при изучении английского языка
Основной принцип системно-деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, а учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности, ...
Использование личностно-ориентированных технологий в процессе обучения английскому языку.
В современном обществе, на мой взгляд, востребованы такие качества личности, как самостоятельность и гибкость мышления, стремление к самореализации в различных сферах деятельности, инициативность и от...
Формирование коммуникативных навыков старших школьников средствами личностно-ориентированных педагогические технологии на уроках английского языка
Автор рассказывает о современных интерактивных технологиях на уроках пнглийского языка способствующих формированию коммуникативных навыков старших школьников...
- Мне нравится (1)