Условия, способствующие успешности ребёнка
статья
Условия, способствующие успешности ребёнка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия, способствующие успешности ребёнка
Учитель французского языка
Демьянова Е.Г.
ГБОУ школа №691
Санкт-Петербург
Очень важное условие создания ситуации успеха - гуманистическая направленность педагога. Она проявляется прежде всего в отношении педагога к ребёнку как к главной цели педагогического процесса, как к равноправному партнёру по учебно-воспитательной деятельности, в доверительном, диалогическом общении с воспитанниками, в уважительном отношении к из жизненному опыту, их мировоззренческим установкам.
Существуют три необходимых и достаточно субъективных организационно-педагогических условия, призванные способствовать успешности ребёнка:
1) эмпатия, понимание, сопереживание и адекватное принятие воспитанника таким, каков он есть (альтернатива традиционному "оценочному пониманию")
2) безусловное позитивное отношение к обучающемуся - внутренняя уверенность педагога в возможностях и способностях каждого ребёнка (альтернатива "оценочному отношению")
3) искренность (конгруэтность), или открытость педагога своим собственным мыслям и переживаниям, способность искренне выражать и транслировать их в межличностном общении с учащимися (альтернатива ролевому поведению). Искренность предполагает также естественные и спонтанные реакции ребёнка, не обусловленные его социальным статусом, успеваемостью, положением родителей и т.д.
При отсутствии у педагога хотя бы одного из этих личностных качеств, которые в данном контексте выступают как профессиональные, не может быть и речи о доверии со стороны учащихся. Следовательно, не может быть искреннего самораскрытия и принятия детьми помощи со стороны педагога в самопроектировании личности.
Именно личностные установки педагога, а не методы его работы и не содержание образования как такового, составляют основу успешного педагогического взаимодействия.
Следующим условием развития успешности обучающихся выступает потребностно-мотивационная конгруэтность субъектов воспитания (терминология А.Р. Лопатина). Это совпадение направленности на достижение успеха как у педагога, так и воспитанника. По мнению исследователя, вероятность достижения успеха повышается в том случае, если присутствуют встречные усилия: стремление к достижению успеха как у ребёнка (в образовательной. коммуникативной и других видах деятельности), так и у педагога (в его профессиональной деятельности). Показателями подобного совпадения являются соотносимые уровни мотивации достижения успеха у обеих сторон образовательного процесса, а также совпадение самочувствия (эмоции успеха) в ситуациях взаимодействия педагога с конкретным ребёнком и наоборот.
Немаловажным условием эффективности рассматриваемого процесса является создание атмосферы эмоционального комфорта. Педагогами уже давно подмечена закономерная связь между отношением человека к учению и его успешностью, но между тем процесс обучения в современной школе воздействует главным образом на мышление и память учеников и даёт мало пищи для их чувства и воображения.
Уроки изобразительного искусства построены на совместных эмоционально-чувственных переживаниях педагога и учеников. Занятия изобразительным искусством, как ни один предмет в школе, развивают воображение и фантазию. Задача учителя любого предмета - создать условия, особенный эмоциональный климат для поддержания мотивации учения, а это возможно, если возникают положительные эмоции:
- связанные с уроками изобразительного искусства и школой в целом (они являются следствием умелой и слаженной работы всего педагогического коллектива, а также правильного отношения к школе в семье);
- обусловленные ровными, хорошими деловыми взаимоотношениями школьника с учителями и товарищами. отсутствием конфликтов, участием в жизни классного руководителя и школьного коллектива;
- основывающиеся на чувствах сопереживания, возникающих у школьников в общении с учителем и сверстниками;
- связанные с оптимистическим осознанием каждым учеником своих больших возможностей в достижении успехов в учебной работе, в преодолении трудностей, в решении сложных задач; с положительными результатами своего учебного труда; со справедливо поставленной отметкой;
- появляющиеся при столкновении с новым и интересным учебным материалом (здесь психологи выделяют ряд стадий-"реакций" на новизну и увлекательность материала: от эмоций любопытства и позднее любознательности, возникающих при столкновении с занимательным материалом, до устойчивого эмоционально-познавательного отношения к урокам изобразительного искусства, характеризующего увлечённость учащихся этим предметом);
- возникающие при овладении учащимися приёмами самостоятельного добывания знаний, новыми способами усовершенствования своей учебной работы, самообразования (большую радость у школьников обычно вызывает предоставленная им возможность проявить инициативу и самостоятельность в творческой деятельности).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся, способствующих успешной деятельности в жизни
В этой методической статьи представлен опыт работы по организации учебно-воспитательной деятельности. Предлагаемый материал раскрыв...

Классное собрание с родителями "Успешный ребёнок.Являются ли семейные ценности основой школьной успешности"
Вашему вниманию представляю классное родительское собрание на тему "Успещный ребёнок. Являются ли семейные ценности основой школьной успешности" Представлен ход мероприятия и презентация к нему....
УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА ПРИ ПЕРЕХОДЕ СО СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВНУЮ СТУПЕНЬ
Адаптация – процесс присущий каждому человеку. На протяжении всей своей жизни человек переживает его несколько раз. Существует три переломных момента, которые ребенок проходит ...

Консультация для воспитателей «Создание условий для успешной социализации ребёнка-дошкольника в образовательной организации».
В соответствии с ФГОС дошкольного образования развитие ребёнка дошкольного возраста и приобщение его к социальному миру всегда остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности....

"Воспитание трудолюбия, формирование мотивов трудовой деятельности обучающихся, способствующих успешной адаптации в условиях рынка".
В докладе на тему: «Воспитание трудолюбия, формирование мотивов трудовой деятельности обучающихся, способствующих успешной адаптации в условиях рынка» освещается аспекты, сп...

Вестник Просвещения №37, октябрь 2024 года. ПУбликация: "Коррекционно-развивающая среда, как одно из условий, способствующих развитию личности и повышению уровня познавательной активности обучающихся с ИН в условиях образовательного учреждения"
Публикация авторских материалов в средствах массовой информации, в сборниках и на образовательных порталах позволяет демонстрировать рост профессионального мастерства социального педагога, разви...