Развитие иноязычной компетенции в совокупности её составляющих. Обучение чтению
учебно-методический материал

Полуэктова Анна Владимировна

Теоретический семинар-практикум "Развитие иноязычной компетенции в совокупности её составляющих. Обучение чтению".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Теоретические основы Обучение чтению Полуэктова Анна Владимировна у читель французского языка

Слайд 2

«Читать и не понимать – то же, что совсем не читать.» Ян А. Коменский

Слайд 3

Виды чтения Ознакомительное чтение – знакомство с конкретным содержанием книги (текста), обращение внимания на основную информацию. Изучающее чтение – критическое осмысление информации прочитанной книги (текста) Просмотровое чтение – составление представления о тематики книги (текста) Поисковое чтение – быстрое нахождение в книге (тексте) определённых данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний)

Слайд 4

Этапы работы с текстом Дотекстовый Текстовый Послетекстовый

Слайд 5

Дотекстовый этап – стимулирование мотивации к работе с текстом Определить по заголовку тематику текста (перечень поднимаемых в нем проблем) Сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций. Ознакомиться с новой лексикой и определить тематику (проблематику) текста на основе языковой догадки. Просмотреть 1 абзац и определить о чем этот текст. Прочесть вопросы к тексту и определить тематику текста. Попытаться ответить на предложенные вопросы до прочтения текста. Упражнения:

Слайд 6

Текстовый этап - коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения, скорость и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения. Найти ответы на предложенные вопросы. Подобрать заголовок к каждому из абзацев. Вставить пропущенное в тексте предложение, подходящее по смыслу. Прочесть описание внешности, места события, отношения кого-либо к чему-либо. Расставить по порядку иллюстрации к тексту. Догадаться о значении незнакомых слов. Упражнения :

Слайд 7

Метод кластерного анализа Данный метод позволяет активизировать процессы осмысления, запоминания и усвоения текстовой информации. Метод кластера-графический приём систематизации материала. Мысли не громоздятся, а гроздятся, т. е. располагаются в определённом порядке.

Слайд 8

Технология составления кластера Ключевое слово-тема всего текста ; Запись слов / основные мысли по абзацам /вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом; Каждое новое слово/фраза/ образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки ; Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.

Слайд 9

Послетекстовый этап – интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями (говорением, письмом), т.е. учащиеся применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях Опровергнуть утверждения или согласиться с ними. Доказать , что… Составить план текста. Рассказать текст от лица главного героя. Кратко изложить содержание текста, составить аннотацию, дать рецензию на текст. Подобрать пословицу, подходящую по смыслу к тексту. Придумать новое название для текста. Упражнения :

Слайд 10

Интерактивные методы Метод ажурной пилки Метод головоломки Использование газет Метод следования инструкциям Метод использования поэзии Метод инсценировки отрывков рассказа Метод прогнозирования с опорой на слова и картинки

Слайд 11

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Развитие иноязычной компетенции в совокупности её составляющих. Обучение чтению.

«Читать и не понимать - то же, что совсем не читать.»

Ян А. Коменский

 Чтение – наиболее популярный вид речевой деятельности в средних общеобразовательных учреждениях. Умения чтения реально использовать в повседневной жизни. Они формируются быстрее и легче, чем умения говорения, письма и аудирования.

Чтение в истории человечества возникло позже устной речи и на ее основе. Оно стало автономным средством общения и познания. Процесс чтения предполагает анализ, синтез, обобщение, умозаключение и прогнозирование. Чтение выполняет значительную воспитательную и образовательную роль. Оно шлифует интеллект и обостряет чувства.

Изучение иностранных языков содействует общему речевому развитию учащихся. Чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности. С помощью чтения человек приобщается к научным и культурным достижениям человечества, знакомится с искусством и жизнью других народов. С помощью чтения обогащается активный и пассивный словарный запас слов у учеников, формируются грамматические навыки.

В процессе обучения чтению на иностранном языке, перед учителем ставятся задачи научить школьников читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию. В идеале чтение на иностранном языке должно носить самостоятельный характер, осуществляться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны учеников. Однако практика показывает, что интерес к чтению у школьников довольно низок. Данный вид речевой деятельности не всегда  является для школьников основным средством получения информации, повышения культурного уровня или просто источником удовольствия.

В процессе обучения иностранному языку в школе чтение, как и устная речь, выступает в качестве цели и средства: в первом случае учащиеся должны овладеть чтением как источником получения информации; во втором - пользоваться чтением для лучшего усвоения языкового и речевого материала.

Виды чтения.

В зависимости от целевой установки различают ознакомительное, изучающее, просмотровое и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.

При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.

Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного языка. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.

Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтения текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.

Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель - быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает поисковому чтению без детального анализа. При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизировано. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.

Этапы работы с текстом.

Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения дотекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.

Дотекстовый этап предполагает

- создание необходимого уровня мотивации

- определение речевой задачи для первого прочтения

- сокращение уровня языковых и речевых трудностей

Возможные упражнения:

1.  Определить по заголовку тематику текста (перечень поднимаемых в нем проблем)

2.  Сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.

3. Ознакомиться с новой лексикой и определить тематику (проблематику) текста на основе языковой догадки.

4. Просмотреть 1 абзац и определить о чем этот текст.

5. Прочесть вопросы к тексту  и определить тематику текста.

6. Попытаться ответить на предложенные вопросы до прочтения текста.

В текстовых заданиях ученикам предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения, скорость и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения.

Возможные задания к текстам.

I. Задания, связанные с контролем понимания текста.

- Прочитайте текст и покажите соответствующие предметы на картинке.

- Прочитайте текст. Выберите из данных здесь картинок ту, которая соответствует содержанию текста; назовите ее номер (поднимите сигнальную карту с соответствующим номером).

- Прочитайте текст и предложения под чертой. Укажите с помощью сигнальной карты номер предложения, которое не соответствует содержанию текста.

- Прочитайте текст и предложения под чертой. На листке бумаги с номерами предложений поставьте знак +, если предложение соответствует содержанию текста, и знак - если не соответствует.

- Прочитайте предложения и поставьте на листе рядом с номером предложения знак +, если то, о чем вы читаете, соответствует действительности, и вы можете это отнести к себе. Если нет, ставьте знак.

- Прочитайте текст и пронумеруйте картинки в соответствии с последовательностью разворачивающегося содержания.

- Прочитайте текст и нарисуйте ... (или вариант: подберите картинку, соответствующую содержанию).

- Прочитайте текст и решите содержащиеся в нем арифметические задачи.

- Прочитайте текст-инструкцию и сделайте сами это елочное украшение.

В настоящее время чаще при обучении чтению используются тестовые задания, в которых применяется символика, т. е. цифры и буквы для проявления понимания. Чаще всего в связи с чтением используются тесты множественного выбора и тесты на сопоставление.

II. Задания, предполагающие цитирование из текста.

- Найдите в тексте предложения, соответствующие следующим русским предложениям.

III. Задания, связанные с вопросно-ответными упражнениями. 

Они занимают большое место среди упражнений, стимулирующих и контролирующих понимание текста.

- Вопросы к тексту, предполагающие в ответе цитату, т. е. готовый материал: «Прочитайте текст и найдите в нем ответы на вопросы».

- Вопросы, вводящие текст-загадку: «Определите, из какой сказки взят этот отрывок.», «Выясните, почему текст так называется.», «Прочитайте и скажите, о ком эта статья.»

- Вопросы, предполагающие свободный ответ, хотя и вытекающий из содержания текста, но в самом тексте не имеющийся. 

На этом этапе выполняются следующие упражнения:

1. Найти ответы на предложенные вопросы.

2. Подобрать заголовок к каждому из абзацев.

3. Вставить пропущенное в тексте предложение, подходящее по смыслу.

4. Прочесть описание внешности, места события, отношения кого-либо к чему-либо.

5. Расставить по порядку иллюстрации к тексту.

6. Догадаться о значении незнакомых слов.

Послетекстовый этап очень важен, т.к. он дает ученикам чувство достижения цели. Упражнения:

1. Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.

2. Доказать, что…

3. Составить план текста.

4. Рассказать текст от лица главного героя.

5. Кратко изложить содержание текста, составить аннотацию, дать рецензию на текст.

6. Подобрать пословицу, подходящую по смыслу к тексту.

7. Придумать новое название для текста.

  Актуальной остается проблема нежелания современных школьников читать даже на родном языке, не говоря уже об иностранном. Как же побудить учащихся читать на иностранном языке? Как вызвать у них желание читать как интенсивно, так и экстенсивно? Наиболее эффективным механизмом формирования у учащихся желания к чтению на иностранном языке является использование интерактивных методов для чтения различных текстов во время уроков:

  • Метод ажурной пилки: учащиеся читают короткий текст, в котором поднимается определенная проблема, а затем в трех группах они читают три различных текста, в каждом из которых описывается одно и то же (различные аспекты или различные подходы к проблеме, или разные части рассказа или необычного случая). Прочитав свои отрывки, они объединяются в группы, где каждый из учащихся читал разные тексты, и стараются, объединив усилия, рассмотреть проблему полностью, описать ситуацию в подробностях.
  • Метод головоломки: учащиеся получают тексты, каждых абзац в которых напечатан на отдельном листе бумаги. В данном случае учащимся необходимо расположить эти части в правильном порядке, чтобы получился целостный текст. Учитель также может предложить учащимся серию писем по электронной почте, даты в которых перепутаны. Еще одним вариантом может быть задание, в котором части двух рассказов перепутаны между собой. Здесь задачей обучающихся становится не только расположить части текста так, чтобы получился связный рассказ, но и определить их принадлежности к тому или иному рассказу.
  • Использование газет: учитель может разработать все виды упражнений на соотнесение, такие как соотнесение статей и их заголовков, или соотнесение статей и соответствующих им иллюстраций. На более продвинутых уровнях изучения языка учитель может давать обучающимся различные статьи об одном и том же происшествии или проблеме, а затем попросить их найти различия между ними. Также можно давать для прочтения небольшие объявления об отдыхе, людях или каких-либо вещах на выбор. Позже такого рода тексты могут быть использованы в ролевых играх, где учащиеся могут делиться своими мыслями о том, почему они сделали тот или иной выбор. Кроме того, можно предложить учащимся прочитать письма, которые люди пишут в газеты, а затем попросить их представить и описать, как выглядят авторы, какой образ жизни они ведут. Затем можно предложить составить ответы на письма.
  • Метод следования инструкциям: учащиеся могут читать инструкции для простых операций (например, руководство по эксплуатации мобильного телефона) и располагать части инструкции в правильном порядке. Также учащиеся могут читать рецепты и соотносить их с соответствующими им картинками. После этого, можно предложить учащимся ролевую игру, где они будут готовить воображаемую еду.
  • Метод использования поэзии: в группах каждому из учащихся предлагается строчка из стихотворения. Им не разрешено показывать их строку другим членам группы. Им разрешается только читать свою строчку вслух. Задачей учащихся является собрать стихотворение, расположив строки в правильном порядке. 
  • Метод инсценировки отрывков рассказа: учащиеся читают отрывок из пьесы или фильма. После того как проанализирован язык произведения, синтаксические конструкции, учитель организует инсценировку отрывка произведения. 
  • Метод прогнозирования с опорой на слова и картинки: учащимся предлагается набор слов из текста. Работая в группах, они прогнозируют, какой текст они будут читать или о чем будет идти речь в тексте. Затем, они читают текст и определяют, были ли их предположения правильными. Конечно, учителю не следует давать учащимся отдельные слова. Учителю нужно предлагать учащимся целые словосочетания и предложить им попробовать кратко обрисовать историю, которую им предстоит читать. Кроме этого учащимся могут быть предложены картинки из текста, сопровождающиеся небольшими отрывками из текста.

Заключение.

Чтение на любом уровне развития имеет практическую ценность, а связанное с этим ощущение успеха повышает интерес учеников к иностранному языку; оно является основным путем приобщения к культуре народа, язык которого изучается.

В результате чтения большого количества текстов у ученика развивается ощущение иностранного языка, благодаря чему ослабляется негативное влияние родного, что облегчает и убыстряет последующее развитие устной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по обобщению опыта по теме "Развитие иноязычной компетенции через игру"

Вашему вниманию предлагаю презентацию, которая отражает основные моменты по вышеуказанной теме....

Проект по теме «Развитие иноязычной компетенции младших школьников в летнем учебно-оздоровительном лагере с учетом этнокультурного компонента в условиях реализации ФГОС НОО».

Разработка проекта «Развитие иноязычной компетенции младших школьников в летнем учебно-оздоровительном лагере с учетом этнокультурного компонента в условиях реализации  ФГОС НОО» вызв...

Евгения Александровна Райцына. Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка (технология чтения)

Евгения Александровна Райцына,учитель иностранных языков высшей квалификационной категории,председатель методического объединения ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург Развитие коммуникативной комп...