Обучение детей с аутизмом иностранному языку
методическая разработка
Дети с аутизмом – часто очень талантливые и одаренные, они могут сфокусировать все свое внимание на чем-то одном и делают что-то одно чрезвычайно успешно."Будем очень напряженно работать в этом направлении" - сказал Путин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_detey_s_autizmom_inostrannomu_yazyku.docx | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение детей с аутизмом иностранному языку.
В нашем обществе роль изучения иностранного языка очень велика. Родители детей с ограниченными возможностями здоровья стремятся дать им языковое образование. Языковое oбразование как процесс направленно на приобщение учащихся к новому для них средству общения, на познание ими чужой культуры и осмысление своей культуры, привитие им готовности к диалогу и толерантности по отношению к иным языкам и культурам. Сегoдня иностранный язык начинают изучать со 2 класса и я столкнулась с такой проблемой, как обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Считаю, что образование должно помочь таким детям оcoзнать свое «Я», обогатить их знаниями, определить их социальную роль в отношениях с внешним миром и найти в нем свое место. Начиная c первых дней cтoлкновения с этoй проблемой, я cтремлюсь к постoянному пoиску эффективных методик, приемoв и технологий, которые бы максимально решали образовательные и воспитательные задачи. Требования к специальным условиям получения образования детьми с ОВЗ и инвалидностью, отражены в Федеральном государственном стандарте начального школьного образования и в Проекте специального федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с ОВЗ, а для детей-аутистов в проекте «Специального федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с нарушениями развития аутистического спектра» В документах отмечается, что результатом реализации требований должно быть создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для ребенка с ОВЗ, открытой для его родителей (законных представителей), гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся.
14 апреля 2016 г. состоялась очередная прямая линия с президентом. Президент фонда помощи детям с аутизмом «Выход» Авдотья Смирнова спросила президента, как можно помочь инвалидам. И возможно ли в стране инклюзивное образование – то есть образование, основанное на понимании, что инвалиды должны быть вовлечены в социум.
«Дело в том, что общество к полному инклюзивному образованию пока, к сожалению, не готово. Но государство должно продвигать такое образование», - отметил президент.
По его словам дети с аутизмом – часто очень талантливые и одаренные, они могут сфокусировать все свое внимание на чем-то одном и делают что-то одно чрезвычайно успешно."Будем очень напряженно работать в этом направлении" - сказал Путин.
Сейчас общество начало осознавать, что дети с особенностями в развитии должны иметь равные возможности с другими детьми. Нет необходимости, как ранее, изолировать «особых» детей в спецшколах. Множество детей могло бы стать полноценными членами общества при правильно организованном инклюзивном образовании. Инклюзивное (от французского термина inclusif – включающий в себя) или включенное образование – это обучение детей с особыми потребностями в общеобразовательных, в массовых школах бок о бок с детьми без нарушений в развитии, но при этом с созданием для «особых» детей специальных образовательных условий и доступной среды. Начало изменениям было положено в 2008 году, когда Россия подписала конвенцию ООН о правах инвалидов. Там, среди прочего, говорится о необходимости обеспечения инклюзивного образования на всех уровнях обучения. С этого момента в стране начался полномасштабный эксперимент. В регионах были опробованы различные модели инклюзивного образования. Наработанный опыт лёг в основу формирования новых образовательных стандартов. С 1 сентября 2016 года эти нововведения вступят в силу и российские школы ждёт трансформация в сторону инклюзивного образования.
В идеале инклюзия выглядит так. Каждому из особых детей эксперты - а не школьные учителя - пишут индивидуальную программу. Этих учеников вводят в общий класс постепенно, начиная с нескольких минут. В остальное время с ними занимается отдельный учитель: парты для аутистов стоят лицом к стене, насильно из своего мирка никого не выдергивают. Со временем ребят пробуют посадить в кружок, меняют им наставников-тьюторов (это взрослые "соседи по парте", который подсказывают, как себя вести). Для кого-то и спустя год-два будет подвигом обедать в школьной столовой, не то что в большом классе сидеть. Но многие дети с РАС на второй год способны выдержать несколько уроков в обычном режиме, на третий - большинству не нужен тьютор.По данным научной организации Autism Speaks, расстройствами аутистического спектра в мире страдает более 67 миллионов человек, в среднем каждый сотый ребенок. В Воронежской области на 5,5 тысячи инвалидов до 18 лет - 344 аутиста, и это лишь наиболее "тяжелые" дети, около 20 процентов от общего количества. Школы (в том числе специальные) посещает 93 ребенка с РАС, детсады - 54.
В рамках программы "Аутизм. Маршруты помощи" в 2014 году из облбюджета было выделено 1,975 миллиона рублей на обучение педагогов и издание пособий. На реализацию образовательных мероприятий в 2015-2016 годах заложено 39,5 тысячи рублей.
Кто такие дети, которым поставлен диагноз аутизм?
Аутизм – это качественное нарушение в социальном взаимодействии, отсутствие эмоциональной взаимности. Качественное нарушение коммуникации, стереотипное использование речи или отставание и полное отсутствие речи (не сопровождающееся мимикой лица или жестами). Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения, интересов и деятельности. . Они часто не понимают того, что видят и слышат. Это мешает им понимать социальное поведение других детей. Особенно затруднено понимание экспрессивных жестов, которые они и сами не используют.
В чем заключается психологическая коррекция?
Особенно важное значение имеет установление контакта с таким ребенком, активизация его психической деятельности и произвольно регулируемых форм поведения. Дети с аутизмом отличаются крайне низкой произвольной психической активностью, что затрудняет проведение с ним педагогических коррекционных занятий.
Могут ли дети с диагнозом аутизма быть обучаемыми?
В последние годы, современные исследования показывают, что нет необучаемых детей. Используются современные методы и средства обучения, организуется заранее запланированное поэтапное обучение, глубокая дифференциация и индивидуализация обучения, обязательное включение родителей и школьного психолога в педагогический процесс.
Где ребенок с диагнозом аутизм может учиться?
Обучение может проходить в специальных образовательных учреждениях (где кроме обычного педагога есть еще и педагог-дефектолог) и в общеобразовательных школах.
Школьный психолог оказывает психологическую помощь не только родителям, но и учителю, как лучше понять таких детей. Такие дети чаще всего проходят свое обучение индивидуально. Индивидуальное обучение должно осуществляться подготовленным педагогом- дефектологом, а не обычным учителем. Важное значение для педагога, обучающего такого ребенка, умение установить контакт с ним. Педагог должен уметь применять ряд психолого- педагогических коррекционных приемов, направленных на стимуляцию произвольной психологической активности ребенка. Обучение ребенка должно быть последовательным. По мере того, как усваиваются задания их постепенно усложняют (т.е. пошаговое – от минимального до максимального объема работы). Сложные виды работ надо разбивать на мелкие части.
Педагог в работе с такими учениками обязан проявлять твердость, настойчивость и требовательность, но педагогу, необходимо помнить, что после каждого правильно выполненного задания надо похвалить их.
Как разговаривать с ребёнком-аутистом.
Дети-аутисты уникальны и видят мир не так, как остальные люди. Их отличия ярко выражены в контексте навыков общения. Аутисты пользуются собственным языком и оперируют системой, которая работает на них.
Говорите о том, что им интересно. Узнав, чем интересуется ребенок, вам будет гораздо проще построить вашу беседу. При обсуждении удобной для них темы такие дети могут раскрыться.
Рисуйте.
Аутисты имеют образное мышление и хорошо воспринимают рисунки. Пробуйте рисовать схемы, или простые изображения, чтобы доносить до них свои идеи. Так они смогут точнее понять , что вы пытаетесь им донести, ведь большинство детей-аутистов лучше реагируют на визуальную коммуникацию.
Соблюдайте языковое постоянство.
Всем известно, что в языках существуют различные варианты построения фраз. Для выражения одной мысли могут использоваться разные слова. Дети-аутисты не улавливают таких различий, поэтому говорите одинаковыми фразами, чтобы не сбивать их с толку.
Как должен проходить процесс обучения иностранному языку?
Для аутистов изучение иностранного языка-открытие нового мира. Успехи в изучение языка могут превзойти все ожидания родителей, а могут быть и едва заметными. В любом случае отмечается прогресс «отстающего» по другим направлениям жизни. Так как для аутичного ребенка характерен идеально организованный порядок школьной жизни и максимально предсказуемый процесс обучения и он зависим от их сохранения, то для продуктивного обучения придерживаюсь некоторых принципов построения каждого урока и рекомендаций школьной медсестры и психолога.
Аутичный ребенок испытывает трудности в организации социальных контактов, но он испытывает и потребность в них, поэтому общаясь с ребенком, выражаюсь как можно яснее, говорю просто и ясно, не используя сложных конструкций, употребляя только ключевые слова, говорю так, чтобы ребенку было легко понять. на первых этапах работы я подбираю такие задания, с которыми ребенок обязательно справится. При этом не забываю про похвалу, которая поможет закрепить успех и повысить уверенность ребенка, а доброжелательный тон и слова поддержки создадут положительную эмоциональную атмосферу. . Таким образом, делаю акцент на положительную мотивацию. Выполнение заданий по рабочей тетради помогает снять напряжение, обеспечивает эмоциональную вовлеченность, способствует развитию познавательного процесса, что в конечном итоге позволит достичь ребенком коммуникативной компетентности.
Упражнения на метод подстановки слов способствуют развитию умения воспринимать предложение целиком, переводить его в уме на родной язык, что развивает мыслительную деятельность, закрепляет знания и вырабатывает хорошие навыки, появляется способность к анализу и логическому мышлению.
Для обучения детей с расстройствами аутистического спектра очень хорошо подходит китайский принцип: «я слышу, и я забываю, я вижу, и я запоминаю, я делаю, и я понимаю». Поэтому весь учебный материал подкрепляю визуально. Для расширения словарного запаса использую как можно больше картинок, схем или зрительные опорные сигналы, которые помогают ребенку сосредоточиться на актуальной информации. Очень важна оценка для ребенка-аутиста.
При оценивании результатов работы ребенка, важно не перехвалить его, но и недооценить его результаты тоже нельзя. При этом ученик должен знать, по каким критериям его оценивают, за что хвалят, если он сам не может критично отнестись к собственным результатам.
Знания педагога и родителей об особенностях развития и поведения ребенка должны дополнять друг друга и быть основой для выработки единой стратегии и тактики по отношению к ребенку – в образовательном учреждении и дома. Советую поддерживать контакт с психологом и врачом, оказывать помощь в выполнении домашнего задания, терпеливо объяснять ребенку, поддерживая привычный для него порядок вещей. Только в результате сотрудничества обучение будет эффективным. Правильно проводимая коррекционная и развивающая работа с родителями–это единственная возможность оказать помощь данному ребенку в сложном для негомире.
Получая осмысливаемое образование, ребенок овладевает действительно полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение детей страдающих аутизмом,используя "расписание активностей"
В этом материале содержится краткое описание методики "расписания активностей" для обучения детей страдающих аутизмом более самостоятельному, независимому поведению. Следуя этим рекомендациям можно об...
Методический материал "Психологические особенности обучения детей с ОВЗ иностранным языкам".
Методика обучения иностранным языкам (ИЯ) не существует изолированно, она связана с рядом других наук (философией, физиологией, психологией, языкознанием, педагогикой и др.) попирается на установленны...
Статья "Психологические особенности обучения детей с ОВЗ иностранным языкам"
Методика обучения иностранным языкам (ИЯ) не существует изолированно, она связана с рядом других наук (философией, физиологией, психологией, языкознанием, педагогикой и др.) попирается на установленны...
Статья "Психологические особенности обучения детей с ОВЗ иностранным языкам"
Методика обучения иностранным языкам (ИЯ) не существует изолированно, она связана с рядом других наук (философией, физиологией, психологией, языкознанием, педагогикой и др.) попирается на установленны...
Статья на тему "Обучение детей с ОВЗ иностранному языку"
Обучение детей с ОВЗ иностранному языку...
Перспективы обучения детей с ОВЗ иностранному языку на основе ФГОС.
Перспективы обучения детей с ОВЗ иностранному языку на основе ФГОС в коррекционных школах....
Статья "Особенности обучения детей с ОВЗ иностранному языку"
Особенности обучения детей с ОВЗ иностранному языку. Что необходимо учитывать при обучении таких детей...