Методический анализ результатов ЕГЭ по иностранному языку
учебно-методический материал (11 класс)

Дан анализ основных ошибок, которые допускают обучающиеся на ЕГЭ по английскому языку, и список материалов для подготовки к экзамену.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_analiz_rezultatov_ege_po_inostrannomu_yazyku.docx100.34 КБ

Предварительный просмотр:

Методический анализ результатов ЕГЭ по  

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Актуальность темы обусловлена и изменениями к формату проведения экзамена в 2015 году, а также тем, что согласно третьему варианту проекта стандартов для старшей школы в 2020 г. предполагается, что  ЕГЭ по иностранному языку станет обязательным предметом

           Один из путей подготовки к итоговым экзаменам - осуществлять   анализ методических материалов, разработанных специалистами, ФГБНУ «ФИПИ» и   ГАУ Архангельской области Центр оценки качества образования, в которых даются детальные рекомендации по основным вопросам методики обучения, анализ основных ошибок, рекомендована литература и учесть эту информацию при подготовке обучающихся к экзаменам.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ЕГЭ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

1.1  Количество участников ЕГЭ по учебному предмету (за последние 3 года)

Учебный предмет

2014

2015

2016

чел.

% от общего числа участников

чел.

% от общего числа участников

чел.

% от общего числа участников

Английский язык

508

7

474

7

491

7,65

Немецкий язык

37

0,5

12

0,2

14

0,22

В 2016 году единый государственный экзамен по иностранным языкам проходил в Архангельской области в восьмой раз. Традиционно данный экзамен являлся экзаменом по выбору.

В целом общее количество участников ЕГЭ по иностранному языку в 2016г. незначительно увеличилось по сравнению с прошлым годом. Общее количество участников ЕГЭ по английскому языку возросло на 17 человек и составило 491 человек, 14 человек по немецкому языку (12 чел. в 2015г.).  

1.3  Количество участников ЕГЭ в регионе по категориям

Английский язык

Всего участников ЕГЭ по предмету

491

Из них:

выпускников текущего года, обучающихся по программам СОО

449

выпускников текущего года, обучающихся по программам СПО

3

выпускников прошлых лет

39

Немецкий язык

Всего участников ЕГЭ по предмету

14

Из них:

выпускников текущего года, обучающихся по программам СОО

14

 1.4  Количество участников по типам ОО

 Английский язык был наиболее популярен среди выпускников  средних образовательных школ (260 чел.) и гимназий (154 чел.). Немецкий язык в основном сдавали выпускники средних школ (7 чел.) и средних школ с углубленным изучением отдельных предметов (5 чел.).    

Английский язык

Всего участников ЕГЭ по предмету

491

Из них:

  • выпускники лицеев

11

  • выпускники гимназий

154

  • колледж

22

  • выпускники средних школ

260

  • выпускники средних школ с углубленным изучением отдельных предметов

29

  • выпускники школ-интернатов

3

  • выпускники открытых/вечерних (сменных) школ

3

  • иное

9

Немецкий язык

Всего участников ЕГЭ по предмету

14

Из них:

  • выпускники гимназий

2

  • выпускники средних школ

7

  • выпускники средних школ с углубленным изучением отдельных предметов

5

 1.5  Количество участников ЕГЭ по предмету по АТЕ региона

Английский язык

АТЕ

Количество участников ЕГЭ по английскому языку

% от общего числа участников в регионе

МО «Вельский муниципальный район»

10

0,16

МО «Каргопольский муниципальный район»

2

0,03

МО «Коношский муниципальный район»

4

0,06

МО «Няндомский муниципальный район»

6

0,09

МО «Город Архангельск»

225

3,55

МО «Северодвинск»

104

1,62

МО «Мирный»

13

0,21

ЕГЭ по английскому языку выбрали выпускники всех административных образований. Наибольшее количество участников ЕГЭ по английскому языку было представлено от городов Архангельска и  Северодвинска.

Немецкий язык

АТЕ

Количество участников ЕГЭ по немецкому языку

% от общего числа участников в регионе

МО «Онежский муниципальный район»

1

0,02

МО «Город Архангельск»

5

0,08

МО «Город Коряжма»

2

0,03

МО «Котлас»

3

0,05

МО «Город Новодвинск»

1

0,02

МО «Северодвинск»

2

0,03

Немецкий язык был представлен только 6 муниципальными образованиями. Наибольшее количество участников было отмечено в Архангельске  и Котласе .  

        2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КИМ ПО ПРЕДМЕТУ

Структура экзаменационной работы по иностранным языкам в 2016 году претерпела незначительные изменения по сравнению с прошлым годом. Так была изменена формулировка задания № 3 в устной части: «Где и когда была сделана фотография?» и «Почему ты хранишь фотографию в альбоме?» и в этом году формулировка этого задания будет уточнена.

Письменная часть экзаменационной работы по иностранным языкам традиционно состояла из четырех разделов: «Аудирование», «Чтение», «Грамматика и лексика» и «Письмо. Устная часть была представлена разделом «Говорение». По сложности задания были разделены на три уровня: базовый, повышенный и высокий. Уровень сложности каждого задания определялся сложностью языкового материала и проверяемых умений, а также типом задания.

 Задания экзаменационной работы были распределены по разделам следующим образом:

Раздел

Кол-во заданий

Максимальный первичный балл

Тип заданий

1

Аудирование

9

20

на соответствие,

с выбором ответа и с кратким ответом

2

Чтение

9

20

3

Грамматика и лексика

20

20

4

Письмо

2

20

с развернутым ответом

5

Говорение

4

20

Итого

44

100

За верное выполнение каждого задания с выбором ответа и с кратким ответом экзаменуемый получал 1 балл, за неверный ответ или отсутствие ответа – 0 баллов.

Таким образом, за правильное выполнение всех заданий экзаменационной работы в 2016г. можно было максимально получить 100 баллов. Поскольку устная часть в 2016г., как и в прошлом году, была необязательной и участникам разрешалось сдавать ее по желанию, участники, отказавшиеся ее выполнять, могли получить максимально только 80 баллов. Минимальное количество баллов ЕГЭ по иностранному языку как всегда составило 22 балла.

        3. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

3.2 Динамика результатов ЕГЭ по предмету за последние 3 года

Английский язык

Архангельская область

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Средний балл по региону

63,7

62,4

63,4

Не преодолели минимального балла (в %)

1,2

3,0

2,45

Получили от 81 до 100 баллов (в %)

24,2

21,7

20,2

Получили 100 баллов (в %)

0,20

0

0

Средний балл по английскому языку в 2016 году в Архангельской области практически не изменился по сравнению с прошлым годом и составил 63 балла (62 балла в 2015 г. соответственно). НЯНДОМА        В то же время средний балл по немецкому языку в 2016г. значительно возрос и составил 63 балла (53 балла в 2015г.).  

Немецкий язык

Архангельская область

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Средний балл по региону

48,9

53,6

62,6

Не преодолели минимального балла (в %)

2,7

0,0

7,1

Получили от 81 до 100 баллов (в %)

10,8

33,3

42,9

Получили 100 баллов (в %)

0

0

0

Необходимо отметить, количество участников ЕГЭ по инностранному языку, не преодолевших минимальный порог в 22 балла, в 2016г. приблизительно равно прошлому году. К сожалению, данный показатель значительно увеличился в отношении немецкого языка и составил 7% (0% в 2015г.).

 Значительная часть экзаменуемых по английскому языку смогла набрать более 80 баллов, что составило 20% от общего числа по предмету. Общее количество участников ЕГЭ по немецкому языку, набравших от 81 до 100 баллов, составило  43%.   К сожалению, который год подряд ни один участник ЕГЭ по иностранному языку не смог набрать 100 баллов.  

Средний процент выполнения заданий по каждому разделу

ЕГЭ по английскому языку в 2016г.

Анализ выполнения заданий экзаменационной работы по английскому языку по видам речевой деятельности позволяет сделать вывод о том, что в 2016г. участники достаточно успешно справились со всеми заданиями, особенно с заданиями, представленными в разделах «Аудирование» и «Говорение» (85% и 77% соответственно).

Однако средний процент выполнения заданий по разделам «Чтение» и «Письмо» по сравнению с 2015г. и 2014г. сократился.  В то же время участники показывают стабильно хороший процент выполнения заданий раздела «Лексика и грамматика» третий год подряд.

Выполнение заданий по видам речевой деятельности в 2014г.,  2015 г. и 2016г.

Процент выполнения заданий по видам речевой деятельности

аудирование

чтение

грамматика и лексика

письмо

ЕГЭ 2014 г.

68

76

63

78

ЕГЭ 2015 г.

75

73

62

81,5

ЕГЭ 2016 г.

85

63

65

67

4.1. Анализ выполнения заданий раздела «Аудирование».

Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию и

видам проверяемых умений и навыков

Обозначение

задания в работе

Проверяемые элементы содержания

Проверяемые умения

 Уровень сложности задания

Средний процент

выполнения по региону

Задание 1

Понимание на слух основного содержания несложных звучащих текстов монологического и диалогического характера в рамках изучаемых тем (прогноз погоды, объявления, программы телерадиопередач, интервью, репортажи).

Понимание основного содержания прослушанного текста

Базовый

98

Задание 2

Выборочное понимание на слух необходимой информации в объявлениях, информационной рекламе, значимой/запрашиваемой информации из несложных аудио- и видеотекстов.

 Понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации

Повышенный

98

Задания 3-9

Полное понимание текстов монологического и диалогического характера в наиболее типичных ситуациях повседневного и элементарного профессионального общения.

 Полное понимание прослушанного текста

Высокий

82

Практически все участники справились с заданиями базового и повышенного уровня. Средний процент выполнения данных заданий составил 98%.  

    Показатель задания  высокого уровня  стабильно растет по сравнению с прошлыми годами (68% в 2015г. и 58% в 2014г.).  

Типичные ошибки

Учащиеся не умеют:

отделять главную информацию от второстепенной;

 игнорировать незнакомые слова и применять языковую догадку;

 находить правильный ответ по ключевым словам в утверждениях и текстах;

 извлекать информацию из текста, обращая особое внимание на смысл текста и характерные детали, а не стремиться понять значение каждого слова.

         4.2. Анализ выполнения заданий раздела «Чтение».

  Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию

и видам проверяемых умений и навыков

Обозначение

задания

в работе

Проверяемые элементы содержания

Проверяемые умения

 Уровень сложности задания

Средний процент

выполнения по региону

Задание 10

Понимание основного содержания сообщений, несложных публикаций научно-познавательного характера, отрывков из произведений художественной литературы.

Понимание основного содержания текста

Базовый

98

Задание 11

Понимание структурно-смысловых связей в тексте

  Понимание структурно-смысловых связей в тексте

Повышенный

97

Задания 12-18

Полное и точное понимание информации прагматических текстов, публикаций научно-популярного характера, отрывков из произведений художественной литературы.

  Полное и точное понимание информации в тексте

Высокий

73

Анализ выполнения заданий в разделе «Чтение» показывает, что, как и в прошлом году, лучше всего участники справились с заданиями базового и повышенного уровней, что составило 98% и 97% соответственно.  

Типичные ошибки

Требуют совершенствования следующие умения:

 соотносить реферируемые слова в тексте и вырезанных фрагментах;

 извлекать из текста полную и точную информацию:

 ключевые слова;

 важные детали;

 аргументы;

 примеры.

4.3. Анализ выполнения заданий раздела «Грамматика и лексика».

Рекомендации по выполнению заданий раздела «Грамматика и лексика»

 Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию и

видам проверяемых умений и навыков

Обозначение

задания

в работе

Проверяемые элементы содержания

Проверяемые умения

Уровень сложности задания

Средний

процент

выполнения

по региону

Задания 19-25

Грамматические навыки: использование грамматических форм

в коммуникативно значимом контексте.

Грамматические навыки

Базовый

61

Задания 26-31

Лексико-грамматические навыки: использование различных способов словообразования в коммуникативно значимом контексте.

  Лексико-грамматические навыки

Повышенный

75

Задания 32-38

Лексическая сочетаемость.

  Лексико-грамматические навыки

Высокий

61

Типичные ошибки

В заданиях базового уровня наибольшую сложность у экзаменуемых вызвали задания на образование правильной видо-временных форм глаголов, а также использование отрицательных префиксов и образование существительных от глаголов   и орфографически точно давать ответ, потому что за неправильное написание грамматической формы слова экзаменуемый получал 0 баллов.  

Наконец, 61% экзаменуемых справились с заданиями   повышенного уровня. Наибольшую сложность вызвали задания на различие глаголов со схожим значением. Во многом выбор правильного варианта определялся лексической сочетаемостью глагола.

   4.4. Анализ выполнения заданий раздела «Письмо».

Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию и

видам проверяемых умений и навыков

Обозначение

задания

в работе

Проверяемые элементы содержания

 Проверяемые умения

Уровень сложности задания

Средний процент

выполнения

по региону

Задание 39

Написание личного письма

с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, с изложением новостей, рассказом об отдельных фактах и событиях своей жизни,

с выражением своих суждений и чувств, описанием планов на будущее и расспросе об аналогичной информации партнера по письменному общению.

Письмо личного характера.

Базовый

79

Задания 40

Описание  событий/фактов/явлений, в том числе с выражением собственного мнения/суждения.

  Письменное высказывание с элементами рассуждения по предложенной проблеме «Ваше мнение».

Высокий

60

Задание 39 (базового уровня сложности) оценивалось исходя из требований базового уровня изучения иностранного языка, а задание 40 (высокого уровня сложности) – исходя из требований профильного уровня.

Особенностью оценивания заданий 39 и 40 являлось то, что при получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» все задание оценивалось в 0 баллов.

При оценивании задания 40 особое внимание уделялось способности экзаменуемого продуцировать развернутое письменное высказывание. Если более 30% ответа имело непродуктивный характер (т.е. текстуально совпадало с опубликованным источником), то выставлялось 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи», и, соответственно, все задание оценивалось в 0 баллов.

Необходимо отметить, что в 2016 году так же, как и в предыдущем году, непродуктивных работ по иностранному языку в Архангельской области выявлено не было.

 Задание 39 является заданием базового уровня, которое, как и предыдущие годы, оценивалось по трем критериям: «Решение коммуникативной задачи» (К1), «Организация текста» (К2) и «Языковое оформление текста» (К3).  

Традиционно наибольшую сложность в задании 39 вызвал критерий «Языковое оформление текста» (К3). Важно отметить, что если участник допускал хотя бы 1 грубую ошибку, оценка за данный критерий снижалась на 1 балл. К грубым ошибкам относятся ошибки элементарного уровня: образование множественного числа имени существительного, степеней сравнения имени прилагательного, временных форм глагола и т.д.

Таким образом, при написании личного письма наиболее типичными ошибками были: 

-неумение представить полный и точный ответ на запрашиваемую в письме информацию;

-неумение ставить вопросы в соответствии с предложенной темой и/или недостаточное количество вопросов;

-нарушение стиля личного письма (обращение, подпись, завершающая фраза);

-отсутствие благодарности и/или ссылки на предыдущий контакт, надежды на последующий контакт;

-ошибки в оформлении организации текста (отсутствие адреса и даты; дан адрес того, кому направлено письмо; указание фамилии в адресе; адрес написан не в правом верхнем углу; неправильное деление на абзацы; логические ошибки; обращение, завершающая фраза и подпись даны не на отдельных строчках);

-превышение требуемого объема.

Задание 40 – письменное высказывание с элементами рассуждения. Данное задание высокого уровня, подлежащее оцениванию по пяти критериям: «Решение коммуникативной задачи (Содержание)» (К1); «Организация текста» (К2); «Лексика» (К3); «Грамматика» (К4); «Орфография и пунктуация» (К5). Максимально экзаменуемые могли набрать 20 баллов за данное задание. При получении 0 баллов по критерию «Содержание» все задание оценивалось в 0 баллов.

    При написании сочинения с элементами рассуждения по заданной теме наиболее распространенными ошибками являлись:

  • Подмена формата «Мое мнение» форматом «За и против»;
  • Важно отметить, что уже 6 лет подряд задание С2 предполагает только формат «Ваше мнение». Формат «Аргументы за и против» исключен еще с 2010 года.  
  • Несоответствие аргументации заявленному тезису;
  • Отсутствие развернутой аргументации;
  • Неправильное формирование или отсутствие контраргументов;
  • Неумение сформулировать своими словами тему в начале и сделать вывод в конце;
  • Неправильное деление текста на абзацы и нарушения в логики построения высказывания;
  • Неправильное использование или отсутствие средств логической связи;
  • Лексико-грамматические и орфографические ошибки, отсутствие точек в конце предложений.

 4.5. Анализ выполнения заданий раздела «Говорение».

 Устная часть ЕГЭ по иностранным языкам проводилась в Архангельской области во второй раз. Данная часть ЕГЭ проводилась в компьютеризированной форме, без участия экзаменатора-собеседника, с постоянным присутствием в аудитории организатора, отвечающего за соблюдение процедуры и техническую часть. Во время ответа экзаменуемого (до 15 минут, включая время подготовки для каждого их четырех заданий) велась аудиозапись ответа.  .

На экзамене общая инструкция по процедуре экзамена и инструкции к каждому заданию устной части предъявлялись экзаменуемому на экране компьютера, визуальные опоры (фото и картинки) давались в цвете. Также была предусмотрена настройка уровня записи, шел отсчет времени, и на экране постоянно присутствовала надпись, сколько минут и секунд остается для подготовки или ответа. Экзаменуемым запрещалось пользоваться чем-либо во время проведения устной части.

Структура устной части ЕГЭ по иностранным языкам

Задание

Содержание

Уровень сложности

Максимальный балл

1.

Прочитать вслух отрывок из информационного или научно-популярного стилистически нейтрального текста.

Базовый

1

2.

Задать 5 прямых вопросов на определенную тему (путешествия, покупки, еда, транспорт, занятия спортом и т.д.). Экзаменуемому предлагаются визуальный стимул и ключевые слова (о чем надо спросить).

Базовый

5

3.

Рассказать другу о сделанной Вами фотографии, почему Вы сделали ее и почему хотите показать ее другу (одна фотография из трех на выбор экзаменуемого).

Базовый

7

4.

Сравнить 2 предложенные фотографии (например, пляжный отдых и турпоход), выявить сходства, различия и рассказать о своих предпочтениях.

Высокий

7

Как видно из приведенной выше диаграммы, участники достаточно успешно справились со всеми заданиями данного раздела. Так 67% экзаменуемых смогли набрать   1 балл за задание 1 базового уровня.   Типичными ошибками экзаменуемых были: неправильное произнесение ряда звуков, неправильное произнесение аффиксов, грубые ошибки в чтении некоторых слов  и т.д. Также ряд экзаменуемых не смогли правильно разделить сложные предложения на смысловые синтагмы и делали паузы не в тех местах.

В задании 2 базового уровня сложности проверялись умения экзаменуемых осуществлять запрос информации, точно и грамматически правильно строить прямые вопросы ( 92% экзаменуемых справились)  

      В задании были  допущены грамматические, лексические ошибки, а также ошибки в лексической сочетаемости слов или же грубые фонетические ошибки.

В задании 3 базового уровня сложности экзаменуемые должны были продемонстрировать умения строить монологическое тематического высказывание в заданном объеме задачи в различных стандартных ситуациях  общения.   Данное задание оценивалось по трем критериям: К1 – «Решение коммуникативной задачи», К2 – «Организация текста» и К3 – «Языковое оформление».   При получении 0 баллов за решение коммуникативной задачи все задание оценивается в 0 баллов. Во многом это было связано с тем, что экзаменуемые не поняли содержание фотографии.  

Типичными ошибками экзаменуемых при выполнении задания 3 были отсутствие вывода, недостаточное описание содержания фотографии, отсутствие своего мнения о сюжете фотографии, отсутствие разговорных клише при описании фотографии, наличие грубых лексико-грамматических ошибок.

В задании 4 высокого уровня экзаменуемые должны были составить монологическое тематическое высказывание с элементами сопоставления и сравнения с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (сравнение двух фотографий).   Необходимо отметить, что критерии оценивания задания 4 совпадали с критериями оценивания задания 3.  

Типичными ошибками экзаменуемых при выполнении задания 4 были отсутствие сравнения фотографий и замена его на подробное описание, отсутствие разговорных клише для выявления сходства и различий, нелогичное построение высказывания, недостаточное раскрытие информации, отсутствие вывода, наличие лексико-грамматических и фонетических ошибок.

Методическую помощь учителю и учащимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):

  1. документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2016 г.
  2. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант КИМ);
  3. открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий (http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege);
  4. учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ (http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rf);
  5. аналитические отчеты о результатах экзамена и методические письма прошлых лет (http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy);
  6. перечень учебных изданий, разработанных специалистами ФИПИ или рекомендуемых ФИПИ для подготовки к ЕГЭ:
  • Вербицкая М.В. ЕГЭ-2016. Английский язык. Тематические и типовые варианты. 30 вариантов, 2015.
  • Мильруд Р.П. ЕГЭ. Английский язык. Устная часть. Тренировочные тесты. Учебное пособие, 2015.
  • Вербицкая М., Миндрул О., Нечаева Е. Effective Speaking. Устная часть ЕГЭ по английскому языку. 10-11 классы, 2016.
  • ЕГЭ 2016. Английский язык. Типовые тестовые задания.  Соловова Е.Н. и др., 2015
  • Мишин А.В. ЕГЭ. Английский язык. Устная часть, 2015.
  • Соловова Е.Н. и др. ЕГЭ 2016. Английский язык: Типовые тестовые задания, 2015.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Задания для контроля проверяемых учебных действий в соответствии с требованиями к планируемым результатам ФГОС по иностранному языку в основной школе".

Специфика обучения предмету «иностранный язык» заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения являются способы деятельности. Современный урок иностранного языка– это проблемный, реверс...

ДОСТИЖЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Существенную роль при достижении личностных результатов играет такой предмет, как « Иностранный язык». Личностными результатами иностранного языка являются: общее представление о мире как о многоязычн...

Система оценки достижения планируемых результатов на уроке иностранного языка

Система оценки достижения планируемых результатов на уроке иностранного языка...

Достижение метапредметных, образовательных результатов на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности.

Достижение метапредметных, образовательных результатов на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности....

Применение игровых технологий для достижения предметных и метапредметных результатов на уроках иностранного языка в школе в рамках ФГОС

Статья посвященаприменению игровых технологий на уроках иностранного языка в школе.Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов учащихся, сосредотачивают внимани...

Структура системы оценивания планируемых результатов по предмету "Иностранный язык" (английский)

Здесь представлена структура системы оценивания работ уащихся по предмету "Иностранный язык" (английский)...