Статья "Стратегии смыслового чтения на уроках ИЯ"
статья
В данной статье рассматриваются приёмы работы с текстом на уроках иностранного языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smyslovoe_chtenie.docx | 17.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Отмечая сложность процесса чтения, большинство исследователей выделяют две его стороны: техническую и смысловую. Техническая сторона речи предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова, речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму. Смысловая сторона включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в п.10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования», выделено отдельное умение - «смысловое чтение». Смысловое чтение - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания, для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.
При работе с любым текстом необходимо обращать внимание и использовать 3 этапа работы: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.
1 Предтекстовый этап работы
На этом этапе происходит пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом; актуализация личного опыта учащихся путем привлечения знаний из других образовательных областей школьных предметов; прогнозирование содержания текста с опорой на знания учащихся, их жизненный опыт, на заголовки и рисунки и т.д. (формирование прогностических умений). На первых этапах работы с текстом учитель должен облегчить учащимся процесс понимания содержания и показать им ряд важных стратегических моментов работы над аутентичным текстом:
- - «Мозговой штурм» ("Brain Storming”)
- - карта памяти (“Mind-Map”)
- - ассоциации
- - Прогнозирование (по портрету, картине)
- - Прогнозирование по ключевым словам
- - таблица тонких и толстых вопросов
- - Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте
- - круги по воде
- - Таблица «З–Х–У»
- - верные и неверные утверждения
2. Текстовый этап
Здесь происходит чтение текста или отдельных его частей с целью решения конкретной коммуникативной задачи, сформулированной в задании к тексту и поставленной учащимся перед чтением самого текста. Так, например, первое прочтение художественного текста может быть связано с пониманием основной информации: определение его основной идеи, темы, проблемы и т.д. Повторное прочтение текста может ориентировать учащихся на понимание деталей и их оценку и т.п.
- -Чтение текста с маркировкой по методу insert
- - перепутанные логические цепочки
- - поиск ошибки в тексте
- - составление fact file
- - выделение ключевых слов подчёркиванием
- - поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
- -чтение текста с остановками
3. Послетекстовый этап
На этом этапе приёмы оперирования направлены на выявление основных элементов содержания текста и на подготовку к монологическим и диалогическим высказываниям по данной теме. Здесь необходимо использовать содержания текста для развития умений школьников выражать свои мысли в устной и письменной речи. Предлагаемые на этом этапе упражнения направлены на развитие умений репродуктивного плана, репродуктивно-продуктивного и продуктивного.
- – синквейн
- -редукция текста
- - возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям
- - творческие задания (разыграть по ролям, придумать продолжение, нарисовать иллюстрацию, написать отзыв)
- - составление развернутого плана пересказа текста
- - организация различных видов дискуссий.
Возможность непосредственного общения с носителями языка имеют, как правило, сравнительно не многие, возможность читать на иностранном языке – практически все. Вот почему обучение чтению выступает в качестве целевой доминанты. Процесс чтения, предполагающий сложные мыслительные операции и результат его – извлечение информации – имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей. Эта форма письменного общения обеспечивает передачу опыта, накопленного человечеством в различных областях жизни, развивает интеллект, обостряет чувства, то есть обучает, развивает, воспитывает. Словом, чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека. Это и является основной задачей учителя на уроке английского языка. И в силах учителя сделать так, что бы этот труд был для учащихся наиболее интересным и эффективным
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы смыслового чтения на уроках литературы
Приложение 1 ВерноНеверноНет информацииВ одной из отдаленных улиц Москвы Сыновья и дочери живут в Петербурге Барыня - вдова Герасим был са...
Доклад "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"
В докладе говорится о трх фазах процесса чтения, о технологии работы с текстом, о заглавии и ключевых словах как опорных элементах текста, приводятся фрагменты уроков....
«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»
«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»...
Смысловое чтение на уроках английского языка
Презентация к выступлению на районном методическом объединении....
Смысловое чтение на уроках английского языка
В школе необходимо обучать чтению и пониманию текста. И это заключается не только в освоении учащимися алфавита, техникой чтения. Появилось новое понятие – смысловое чтение. Смысловое чтение – вид чте...
Стратегии смыслового чтения на уроках гуманитарного цикла
В статье рассматриваются вопросы работы с текстом до чтения, во время чтения и после чтения...
Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»
laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...