Реализация образовательных стандартов при использовании электронных форм учебников
методическая разработка (5 класс)
ЭФУ-инструмент для реализации ФГОС, главными принципами которого являются:
-использование технологий деятельностного типа
-индивидуализации процесса образования
-реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ЭФУ- инструмент для реализации ФГОС | 24.16 КБ |
открытый урок по немецкому языку с ЭФУ | 40.87 КБ |
Урок немецкого с ЭФУ | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Реализация образовательных стандартов
при использовании электронных форм учебников
Автор: Анашкина Л.Р. учитель немецкого языка МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова»
Закон "Об образовании в РФ»
Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы
В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
Приказ N 1047 МинобрнаукиРоссии от 5 сентября 2013 года
«Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
«В федеральный перечень учебников включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам, создаваемым Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - Совет), на основании положительных экспертных заключений по результатам научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз.
Наличие электронного приложения, дополняющего учебник и представляющего собой структурированную совокупность электронных образовательных ресурсов, предназначенных для применения в образовательной деятельности совместно с учебником, обязательно до 1 января 2015 года
Цель образования в ФГОС
Основная задача образовательной организации - перевести учащегося в режим саморазвития, иными словами говоря, акцент должен быть сделан на результатах обучения, выраженных на языке компетенций (УУД - универсальные учебные действия)
ЭФУ – инструмент для реализации ФГОС, главными принципами которого являются:
-овладение навыками смыслового чтения текстов
-использование технологий деятельностного типа
-реализация индивидуальных образовательных планов обучающихся
-овладение базовыми межпредметными понятиями
-индивидуализация процесса образования
-взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе –дистанционное
-использование виртуально-наглядных моделей
Электронные материалы реализуют три компонента учебного процесса, активизирующие учебно-познавательную деятельность учащихся:
- получение информации,
- практическое применение информации,
-проверка полученных знаний.
Приоритетным направлением деятельности нашей гимназии является улучшение качества образования путем повышения мотивации учащихся через внедрение информационных коммуникационных технологий. В связи с этим стала складываться система работы по повышению мотивации учащихся через использование электронных учебных пособий.
На базе МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова» в статусе региональной инновационной площадки была создана рабочая группа по внедрению электронных форм учебников в образовательный процесс.
Основная цель применения электронных учебных пособий - повышение эффективности обучения - достигается различными методами, направленными на усиление мотивации обучающегося и активизацию его познавательной деятельности, как на уровне сознания, так и подсознания через интерактивность, структуризацию и визуализацию информации.
Электронные учебные пособия строятся по модульному принципу и включают в себя текстовую (аудио) часть, графику (статические схемы, чертежи, таблицы и рисунки), анимацию, натурные видеозаписи, а также интерактивный блок.
Богатый и красочный иллюстративный материал в электронном пособии позволяет наглядно продемонстрировать теоретическую информацию во всем ее многообразии и комплексности. При использовании электронных учебных пособий происходит не только репродуктивная деятельность школьников, но и абстрактно-логическая, что способствует лучшему осознанию и усвоению учебного материала.
Интерактивная часть в электронных учебниках играет важную роль. Интерактивные материалы собраны в отдельный модуль, обращение к ним возможно из любой части курса.
Цель: повышение эффективности обучения посредством самоконтроля знаний на различных этапах изучения курса; введения игрового элемента; тренингов и тестов. Самоконтроль осуществляется на двух уровнях: входной контроль в начале каждой темы, позволяющий оценить готовность обучающегося к усвоению материала; итоговый рейтинговый контроль по завершению работы над отдельными темами. Реализация самоконтроля осуществляется через вопросники типа: выбрать вариант ответа на вопрос из нескольких предложенных; дать утвердительный или отрицательный ответ на поставленный вопрос. Компьютер помогает учащимся исправлять ошибки так, что они не боятся их допускать, что является очень важным моментом в обучении школьников иностранному языку. Учащиеся могут работать в подходящем для них режиме: компьютер их не подгоняет, а терпеливо ждёт, пока они сами справятся с упражнениями. Компьютер проводит дифференцированный анализ ошибок и объективно оценивает сделанные упражнения.
Возможности использования ЭФУ в качестве тестового контроля.
1. Учет потребностей разных категорий обучающихся;
2. Работа в индивидуальном темпе;
3. Разные формы контроля;
ЭФУ обладает рядом преимуществ в качестве индивидуальной формы обучения. Преимущества электронной формы учебника в зависимости от доминирующего способа восприятия:
1. Визуалам: галереи фотографий, видеофрагменты, текстовая информация;
2. Аудиалам: звуковое сопровождение, видеофрагменты;
3. Кинестетикам: интерактивные задания и ссылки, виртуальные лаборатории, практические тренажеры и тесты;
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс влечет за собой изменение роли педагога, который превращается из простого «вещателя» в консультанта и организатора деятельности обучающихся по приобретению новых знаний, умений и навыков. Это также и поиск новых, более эффективных методик, методов и приемов преподавания иноязычной культуры для поддержания устойчивого интереса учащихся к изучению иностранного языка, развитие информационной компетентности обучающихся для создания и поддержания их активной мотивации к изучению иностранного языка в условиях отсутствия среды языкового общения.
Ведущей педагогической идеей является использование электронных пособий для повышения мотивации изучения иностранного языка. Использование данных пособий способствует повышению качества усвоения материала по определенным темам.
Упражнения в электронных учебных пособиях подходят для самостоятельной работы учащихся, так как в виде помощи им придаются грамматические таблицы и лексические структуры. Упражнения дополняются акустическими и анимационными трюками, что делает их более наглядными и привлекательными.
Авторская среда. Электронный учебник должен быть адаптируем к учебному процессу. То есть позволять учитывать особенности конкретного ОУ, конкретной специальности. Для этого необходима соответствующая авторская среда. Такая среда, например, обеспечивает включение дополнительных материалов в электронную энциклопедию, позволяет пополнять задачник, готовить раздаточные материалы и методические пособия по предмету. Фактически, это подобие инструмента, с помощью которого создается сам электронный учебник.
Мотивировать должен учитель вопросами на открытие новых возможностей ИМЭУ. Открытие неизвестного (по меньшей мере, себе любимому и одноклассникам) - сильный стимул "грызть гранит науки".
Таким открытием для моих учащихся было создание дополнительных грамматических справочников по темам, двуязычного англо-немецкого словаря, использование знаково-символического моделирования для создания связного монологического высказывания по изучаемым темам.
Работа с электронным учебником может повысить учебную самостоятельность школьников, но это зависит от учителя и организации занятий по предмету. Самостоятельность школьников, по - моему мнению, повысится, если перенести центр тяжести использования ИМЭУ на внеурочные занятия, а на уроке сравнивать результаты, самостоятельно полученные учащимися.
Использование компьютерных средств в обучении позволяет дифференцировать учебную деятельность, активизирует познавательный интерес обучаемых, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность.
Говоря о связи методики обучения иностранным языкам и новых информационных технологий, необходимо упомянуть об активном исследовании учебных возможностей новейших средств обучения (НСО). В результате обобщения опыта и результатов проведенных исследований было установлено, что рациональное применение НСО позволяет:
1) восполнять отсутствие естественной иноязычной среды на всех этапах обучения;
2) полнее реализовать важный дидактический принцип наглядности;
3) осуществлять обучение с учетом индивидуальных типологических особенностей каждого ученика;
4) создавать лучшие условия для программирования и контроля;
5) обеспечивать ускоренное формирование и развитие навыков слухового самоконтроля;
6) максимально использовать аналитические и имитационные способности учащихся, полнее мобилизовать их внутренние ресурсы;
7) более или менее точно определять качественные показатели иноязычной речи учащихся в магнитной записи;
8) выполнять многие активные виды упражнений со всеми учениками одновременно, включая говорение.
Необходимость широкого внедрения НСО в обучение иностранным языкам обусловлена тем, что их применение раскрывает большие возможности для реализации одного из важнейших дидактических принципов - принципа наглядности.
Электронное учебное пособие дополняет обычное и особенно эффективно в тех случаях, когда оно:
1. Обеспечивает почти мгновенную обратную связь;
2. Помогает быстро найти необходимую информацию;
3. Существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям;
4. Рассказывает и моделирует;
5. Позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного ученика, проверить знания по определенной теме.
Использование готовых (стандартных) цифровых ресурсов и презентаций уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока:
- в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
- при повторении пройденного материала, для быстрой проверки знаний учащихся;
-на этапе объяснения нового материала используются изображения, видеофрагменты, звуковое сопровождение, а также рисунки детей.
-на этапе закрепления можно определить уровень усвоения темы, причем на экране показывается не только задание, но и ответ.
Урок с использованием ЭФУ имеет ряд особенностей:
–наличие технических устройств на уроке
–соблюдение СанПин
–чередование форм деятельности
–наличие наушников
–доступ к различным учебникам
–доступ к авторским материалам учителя.
Таким образом, использование ЭФУ способствует улучшению качества усвоения учебного материла, повышению мотивации изучения иностранного языка и увеличению доли самостоятельной работы учащихся.
Предварительный просмотр:
МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова»
Кафедра иностранных языков
Урок немецкого языка в 5 классе на тему: «Tiere»
Класс 5г
Дата проведения 6 декабря 2016
Автор: Анашкина Л.Р. учитель немецкого языка
Сургут 2016
Тип урока: урок актуализации знаний и умений, урок-практикум.
Технологии: сотрудничества, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, ИКТ.
Возрастная группа: учащиеся 5 класса (12 )
Продолжительность: 1 урок (40 минут).
Цель урока:
Образовательная: актуализация речевого и языкового материала по теме « Животные».
Развивающая: формирование навыков практического применения знаний.
Воспитательная: формирование толерантного отношения к партнеру в группе в паре.
Задачи урока:
-активизация лексики по теме «Животные»;
-актуализация коммуникативных типов предложений;
- развитие интеллектуальных способностей и формирование универсальных учебных действий;
- формирование и развитие умений иноязычной коммуникации (говорение, аудирование, чтение); языковых навыков (фонетических, лексических и грамматических); социокультурных умений учащихся;
- создание на уроке атмосферы доверия и сотрудничества.
Планируемые результаты:
Коммуникативные умения | |||
Говорение | Аудирование | Чтение | |
Ученик научится: -участвовать в элементарном диалоге; -составлять небольшое описание животного. | Ученик научится: -понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении вербально/невербальнореагировать на услышанное; -воспринимать на слух основную информацию из сообщения, построенном в основном на знакомом языковом материале. | Ученик научится: -читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале. | |
Ученик получит возможность научиться: -участвовать в элементарном диалоге, расспрашивая собеседника и отвечая на его вопросы; -составлять краткое описание животного. | Ученик получит возможность научиться: -воспринимать на слух и полностью понимать информацию; | Ученик получит возможность научиться: -догадываться о значении незнакомых слов по контексту; -не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание. |
УМК: Немецкий язык. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / М.М. Аверин, Ф джин, Л. Рорман. – 2-е изд. – М.: Просвещение: Cornelsen, 2014. – 96 с.: ил. – (Горизонты). Электронная форма учебника.
Технологическая карта урока | |||||||
Предмет, по которому проводится урок | Немецкий язык | ||||||
Класс | 5 | ||||||
Этап Форма работы | Время, продолжительность этапа | Активный метод обучения (прием, способ, техника) | Деятельность учителя, Осуществляемые действия | Деятельность учащихся Универсальные учебные действия | |||
Познавательные | коммуникативные | регулятивные | личностные | ||||
Инициация (начало урока, приветствие) | 2 мин | Проверяет готовность учащихся к уроку. Взаимное приветствие в начале урока. Учитель задает несколько вопросов о настроении и настрое учащихся на занятие. | Отвечают на вопросы учителя. | Формирование доброжелательного отношения к одноклассникам | |||
Речевая зарядка. Вхождение и погружение в тему | 4 мин | Метод «Zungenbrecher» «Скороговорка» | Рассказывает о своем домашнем животном. Спрашивает у учащихся уже известную скороговорку о животных, предлагает заменить слова и проговорить быстро. Обсуждает тему и деятельность на уроке. Напоминает учащимся, что одноклассников следует оценивать путем использования опорных карточек. Цель: оживление внимания, вхождение в языковую среду, формулирование темы занятия. | Выбирают наиболее эффективные способы решения поставленной задачи (скорость скороговорки). Структурируют полученные знания, делают вывод о том, что будут обсуждать на уроке. | Проговаривают скороговорки | Определяют последовательность своих действий. Адекватно оценивают действия одноклассников, корректируют допущенные ошибки. | |
Актуализация фонетических навыков (групповая) | 3 мин | Метод «Найди звуки» | Предлагает назвать звуки по карточкам и животных, в которых эти звуки присутствуют. Цель: включение учащихся в активную коллективную работу, правильное нахождение звуково – буквенных соответствий и слов. | Анализируют и сравнивают типы открытого и закрытого слогов, находят соответствующие звуки в словах | Организуют совместную деятельность по определению звуков в заданных словах. | Контролируют правильность ответов. | |
Актуализация навыков определения утвердительных и отрицательных предложений (по цепочке) | 5 мин | Метод «Угадай-ка» | Предлагает открыть электронную форму учебника в разделе «Животные», прочитать названия животных под изображениями и найти несоответствия, составить отрицание. Цель: формирование умения чтения вслух с опорой на наглядность, составления предложений. | Активируют электронную форму учебника. Извлекают необходимую информацию, подтверждают или отрицают | Контролируют правильность ответа | ||
Актуализация навыков диалогической речи (фронтальная) | 3 | Метод «Знаково-символическое моделирование» | Задает вопросы о животных, расширяя информацию, предлагает построить схему вопроса-ответа, используя известные геометрические фигуры Цель: выработка на личностно значимом уровне готовности к коррекционной деятельности. Планируемый результат: осознание учащимися собственных знаний (знаю), умения и желания применить в учебной ситуации (хочу), возможность применения данного алгоритма для построения разных типов предложения в других речевых ситуациях и коррекции собственных ошибок и ошибок одноклассников (могу). | Анализируют типы предложений, место лица и глагола в каждом.
Лицо глагол связка глагол действия | Вступают в коммуникацию | Определяют последовательность своих действий. Адекватно оценивают действия одноклассников, корректируют допущенные ошибки. | |
Актуализация навыков диалогической речи (парная) | 3 мин | Инсценирование | Предлагает расспросить друг друга о животных. Цель: организация парной работы безбоязненное вступление в коммуникацию с одноклассниками. | Осуществляют деятельность, инсценируя диалог | Коммуникативное взаимодействие в рамках диалога | Оценивают работу одноклассников. Адекватно относятся к оценке | Понимают, что оценивается правильность исполнения, а не отношения между учащимися |
Динамическая пауза | 2 мин | Проводит динамическую зарядку, проговаривая известную считалку. Цель: достижение эмоциональной разрядки, позитивный настрой на продолжение занятия. | Исполняют хором, изображая жестами действия | ||||
Мотивация к коррекционной деятельности проверке | 4 мин | Метод «Знаково-символическое моделирование» | Просит назвать основные коммуникационные типы предложений и их грамматическую основу, обозначить их место в предложении, используя известные геометрические фигуры. Цель: выработка на личностно значимом уровне готовности к коррекционной деятельности: осознание учащимися собственных знаний (знаю), умения и желания применить в учебной ситуации (хочу), возможность применения данного алгоритма для построения разных типов предложения в других речевых ситуациях и коррекции собственных ошибок и ошибок одноклассников (могу). | Анализируют типы предложений, место лица и глагола в каждом. | Проговаривают во внешней речи анализируемые предложения, выделяя их грамматическую основу: | Контролируют процесс создания схем. Корректируют свои действия и действия одноклассников, перестраивая символы на доске | Формирование навыков самооценки |
Актуализация языковых навыков Включение в систему знаний | 10 мин | Предлагает перейти на электронную форму учебника, в режим «Тренажер» и «Контроль» Цель: организовать повторение и активизацию полученных знаний с опорой на знаковую фиксацию способа действий для рефлексивного анализа учащимися алгоритма, достижение индивидуального результата. | Активизируют электронную форму учебника. Систематизируют свои знания о структуре предложения, выполняют задания на тренажере, получают оценку результатов при контроле | Проговаривают вслух формулировки способов действий, которые вызвали затруднение | Самопроверка и взаимопроверка | ||
Активизация навыков монологической речи (индивидуальная) | 3 мин | Предлагает рассказать о своем домашнем животном Цель: формирование навыков связного монологического высказывания. | Рассказывает о своем животном | Оценивают работу одноклассников. Адекватно относятся к оценке | |||
Заключительный этап. Подведение итогов. Рефлексия. Обсуждение домашнего задания. | 2 мин | Мотивирует на обсуждение результатов деятельности. Цель: анализ процесса урока, своей собственной учебной деятельности, осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов намечают цели последующей. | Называют способы действий, вызвавшие затруднение, уточняют алгоритм исправления ошибок | Высказывают свое мнение, задают вопросы для уточнения домашнего задания | Оценивают собственную деятельность на уроке, намечают цели последующей деятельности | Формируется стремление к завершенности учебной задачи. Осознают, что осуществляется оценка деятельности на уроке, а не их самих. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Аудирование
Послушай и запиши
Послушай и прочитай
Послушай и выдели долгие и краткие звуки
Послушай и запиши время
Послушай и найди картинку
Работа с тренажером Закончи предложение- выбор варианта
Составь словосочетание
Процесс выполнения
Запиши слово
Результат выполнения
В процессе работы
Контроль знаний – составь диалог
Процесс выполнения
Выбор варианта
Результаты контроля
Работа в контексте: ЭФУ и использование возможностей электронного устройства
Создание систематизированного грамматического справочника
Двуязычный тематический словарь
Двуязычный тематический словарь
Создание текста из учебника по теме «Хобби» в заметках
Трансформация предложений в знаково-символические модели
Создание собственного связного монологического высказывания по теме
Моделирование структуры предложений в знаково-символическую
Удаление из текста глаголов, восстановление и сверка по образцу
Готовое монологическое высказывание « Мои увлечения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока английского языка в 5 классе с использованием электронной формы учебника по теме: "Древние американские племена" (УМК "Starlight 5” К.М.Баранова, Д.Дули)
В технологической карте приведен конспект урока по английскому языку с использованием электронной формы учебника в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарт...
Технологическая карта урока с использованием электронной формы учебников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:
Открытка из другой страны. Англия или Великобритания?...
Использование электронной формы учебника на уроках математики в 5 классе
Презентация по теме "Использование электронной формы учебника на уроках математики" представляет обобщение работы по апробации ЭФУ учителя математики Невенкиной И.В. и учителя математики и информатики...
Анкета для обучающихся "Использование электронных форм учебников"
Данная анкета разработана в ходе опытно-экспериментальной работы центра образования № 162 по теме "Использование электронных форм учебников и дополнительных учебных материалов в условиях введения ФГОС...
Технологическая карта урока в 5 классе с использованием электронной формы учебника по теме: "Школы Англии" (УМК "Starlight 5” К.М.Баранова, Д.Дули)
Технологическая карта урока с использованием электронной формы учебника в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Урок в 5 класс...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА с использованием электронной формы учебников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАс использованием электронной формы учебников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА с использованием электронной формы учебников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:
Технологическая карта урока и организационная структура урока с использованием Электронной формы учебника (Английский язык. VII классс учебник для общеобразовательных школы с углубленным изучени...