ЯЗЫК И ЭТНОС
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие «язык» Язык — знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание). Различают: - человеческие языки (предмет изучения лингвистики): - естественные человеческие языки, - искусственные языки для общения людей (например, эсперанто), - жестовые языки глухих, - компьютерные языки, - языки животных
Все языки мира имеют единую структуру, хотя внешне могут сильно отличаться. Существует несколько способов классификации языков: - ареальная, по культурно-историческим ареалам (месту распространения); - типологическая; например, по способу выражения грамматического значения языки делят на аналитические, изолирующие, синтетические и полисинтетические; - генетическая, по происхождению и степени родства. Языки группируются в группы; те, в свою очередь, — в семьи.
Функции языка: - коммуникативная — основная функция языка, использование языка для передачи информации; - когнитивная (или мыслительная) — формирование мышления индивида и общества; - познавательная (или аккумулятивная функция) — передача информации и её хранение; - эмоционально-экспрессивная — выражение чувств, эмоций; - призывно-побудительная функция ( волютативная )— функция воздействия; - метаязыковая — разъяснения средствами языка самого языка; - денотативная или репрезентативная функция; - фатическая (или контактноустанавливающая ); - идеологическая функция — использование того или иного языка или типа письменности для выражения идеологических предпочтений.
Понятие этнос Этнос— группа людей, объединённая общими признаками, объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др. В научный оборот понятие «этнос» было введено в 1923 г. русским учёным-эмигрантом С. М. Широкогоровым . В среде этнологов отсутствует единство в подходе к определению этноса и этничности. В связи с этим выделяются несколько наиболее популярных теорий и концепций. Так, советская этнографическая школа работала в русле примордиализма . Данный подход предполагает, что этническая принадлежность человека является объективной данностью, имеющей свою основу в природе или в обществе. Поэтому этничность невозможно создать искусственно или навязать её.
Оригинальная пассионарная теория этногенеза создана Львом Гумилёвым. В ней этнос — естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как системная целостность (структура), противопоставляющая себя всем другим коллективам, исходя из ощущения комплиментарности и формирующая общую для всех своих представителей этническую традицию. Этнос является важнейшим из видов этнических систем, может входить в состав суперэтносов , и состоять из субэтносов . Согласно теории конструктивизма этнос - это искусственное образование, результат целенаправленной деятельности самих людей. То есть предполагается, что этничность и этнос являются не некой данностью, а результатом созидания. Те признаки, которые отличают представителей одного этноса от другого, называются этническими маркерами и формируются на разной основе, в зависимости от того, как наиболее эффективно отделить данный этнос от другого. Этническими маркерами могут являться: физический облик, религия, язык и т.д.
Этнос может иметь различную структуру . Он может состоять из - этнического ядра - компактно живущей на определенной территории основной части этноса; - этнической периферии - компактных групп представителей данного этноса, так или иначе отделенных от основной его части, и, наконец; - этнической диаспоры - отдельных членов этноса, рассеянных по территориям, которые занимают другие этнические общности. Этнос может быть весь подразделен на субэтносы - группы людей, отличающиеся своеобразием культуры, языка и определенным самосознанием. В таком случае каждый из членов этноса входит в какой-либо из составляющих его субэтносов .
Связь языка и этноса Язык есть один из важнейших факторов, как формирования этноса, так и его развития. Язык создает образ этнического «мы» в противопоставлении с образом «они». Язык - это одно из главных средств соединения «своих» и отграничения от «чужих». Это в то же время один из главных этнических маркёров. Даже явно чужой, но говорящий на твоем родном языке, сразу становится гораздо ближе. Проблема языка нередко превращается в инструмент национализма и ведет к этнолингвистической напряженности или даже к конфликтам в многонациональных странах. Язык не только служит средством коммуникации внутри этнической общности, он формирует её «языковое сознание», задает общий набор понятий, общий арсенал мышления.
Независимо от реальной истории происхождения имени этноса, оно служит важным символом и незаменимым этническим маркёром. Такую же важную роль играют географические названия – имена местностей, рек и гор родной земли, имена священных животных и богов, имена всех символических для этнического сознания сущностей. В целом, в наше время процессом создания и употребления языка стало управлять государство, что позволило приглушать этничность населения отдельных местностей и собирать его в большие народы и нации. Важным нововведением стало утверждение государственного языка. Эта прерогатива государства и сегодня является одним из важных инструментом национальной политики и предметом межэтнических противоречий и конфликтов.
Философско-антропологические идеи В. фон Гумбольдта на взаимоотношения языка и этноса. На разработку проблем взаимоотношения языка и этноса, а также этнокультуры оказывают влияние философско-антропологические идеи Вильгельма фон Гумбольдта. Неогумбольдтианство представляет собой совокупность концепций и школ, исходящих из приписывания Вильгельмом фон Гумбольдтом языку созидающей силы, которая создаёт благодаря своей классифицирующей и структурирующей роли своеобразный мир языковых содержаний (значений). Процессы умственного структурирования мира и формирования мировидения членов определённой языковой общности сводятся к действию внутренней формы языка. Неогумбольдтианцами акцентируется творческая роль языка в упорядочении хаотичного опыта и конструировании картины мира как связного целого, в процессах мышления и познания, в построении культуры, соответствующей данному языку. Подчёркиваются различия между картинами мира у носителей разных языков. Внутренняя форма языка трактуется как система его понятийных и синтаксических возможностей, являющихся ключом к миропониманию и основой различий в мышлении говорящих на разных языках людей.
Неогумбольдтианство возникло в 20-х гг. 20 в. в европейском и американском языкознании. Европейское течение неогумбольдтианства наиболее чётко представлено прежде всего в Германии и других немецкоязычных странах (с преимущественным вниманием к семантической стороне языка, к изучению связей языка и культуры, языка и мышления, языка и познания мира). Содержательно ориентированная грамматика создана в 50-х гг. неогумболдтианцем Лео Вайсгербером в духе "энергетического" понимания языка. В содержательно ориентированной грамматике исследуется "языковой промежуточный мир", представляемый свойственной родному языку "картиной мира". Промежуточный языковой мир понимается как духовная, умственная структурирующая инстанция, связывающая неупорядоченный реальный мир вещей с соответствующей языковой общностью и направляющая динамический процесс освоения мира через родной язык путём понятийного развёртывания словаря.
Предлагается четырёхступенчатая структура содержательно ориентированной грамматики: а) грамматика, ориентированная на звуки или структуры (формы); б) грамматика, ориентированная на содержания (семантически обусловленная организация лексики в лексические поля); в) грамматика, ориентированная на функции, изучающая процесс умственного освоения мира через посредство языка; г) грамматика, ориентированная на результаты действия в жизненной практике языковой общности . Американские неогумбольдтианцы сосредоточили своё внимание на взаимоотношении языка и культуры, они широко использовали (в отличие от немецких неогумбольдтианцев ) методику контрастивной лингвистики (сопоставление языков Европы и языков американских индейцев) для доказательства определяющей роли языка в формировании культуры, в инвентаре и содержании категорий логики и грамматики, в особенностях восприятия окружающего мира и человеческого поведения.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народ.Этнос, Нация
Презентация по обществознанию для 8 класса...
Конспект урока по обществознанию 8 кл "Этнос: нации и народности"
Цель: 1).Познакомить учащихся с понятием этнос, разъяснить сущность этнообразующих факторов, сформировать умения анализировать традиции, обычаи различных народов, характеризовать племя, народность с о...
Моя малая Родина: культура,традиции, этнос
Навеки связан я с тобою, Бахилово моё!...
Взаимодействие этносов,выраженное в предметах декоративно-прикладного искусства
Урок-семинар,8 класс.Может быть использован при изучении темы"Кубань-край многонациональный".Будет интересен как учителям кубановедения, так и учителям ИЗОи технологии....
Урок обществознания в 8 классе по теме "Этнос: нации и народности"
Урок - изучения нового материала, построен на самостоятельной работе учащихсяпо группам. В ходе урока заполняются рабочие листы, листы самооценки(накопительная балловая система).Учащиеся выполняют раз...
Этнос и нация
Презентация по теме "Этнос и нация" для профильного 11 класса...
Национальное самосознание этносов, живущих на Донской земле
«В нашем рождении участвоваликамни гор и воды рек, травы степейи клики пролетающих когда-то птиц; нас согревает не одно лишь солнце...