ЯЗЫК И ЭТНОС
презентация к уроку на тему

Чен- Бао- Гуй Дарья Сергеевна

ЯЗЫК И ЭТНОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yazyk_i_etnos.pptx164.72 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Язык и Этнос Подготовила: студ-ка 4 курса ТМП Ковалёва Дарья Руководитель: к.филол.н ., доц. Томашева Ирина Владимировна

Слайд 2

Понятие «язык» Язык — знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание). Различают: - человеческие языки (предмет изучения лингвистики): - естественные человеческие языки, - искусственные языки для общения людей (например, эсперанто), - жестовые языки глухих, - компьютерные языки, - языки животных

Слайд 3

Все языки мира имеют единую структуру, хотя внешне могут сильно отличаться. Существует несколько способов классификации языков: - ареальная, по культурно-историческим ареалам (месту распространения); - типологическая; например, по способу выражения грамматического значения языки делят на аналитические, изолирующие, синтетические и полисинтетические; - генетическая, по происхождению и степени родства. Языки группируются в группы; те, в свою очередь, — в семьи.

Слайд 4

Функции языка: - коммуникативная — основная функция языка, использование языка для передачи информации; - когнитивная (или мыслительная) — формирование мышления индивида и общества; - познавательная (или аккумулятивная функция) — передача информации и её хранение; - эмоционально-экспрессивная — выражение чувств, эмоций; - призывно-побудительная функция ( волютативная )— функция воздействия; - метаязыковая — разъяснения средствами языка самого языка; - денотативная или репрезентативная функция; - фатическая (или контактноустанавливающая ); - идеологическая функция — использование того или иного языка или типа письменности для выражения идеологических предпочтений.

Слайд 5

Понятие этнос Этнос— группа людей, объединённая общими признаками, объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др. В научный оборот понятие «этнос» было введено в 1923 г. русским учёным-эмигрантом С. М. Широкогоровым . В среде этнологов отсутствует единство в подходе к определению этноса и этничности. В связи с этим выделяются несколько наиболее популярных теорий и концепций. Так, советская этнографическая школа работала в русле примордиализма . Данный подход предполагает, что этническая принадлежность человека является объективной данностью, имеющей свою основу в природе или в обществе. Поэтому этничность невозможно создать искусственно или навязать её.

Слайд 6

Оригинальная пассионарная теория этногенеза создана Львом Гумилёвым. В ней этнос — естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как системная целостность (структура), противопоставляющая себя всем другим коллективам, исходя из ощущения комплиментарности и формирующая общую для всех своих представителей этническую традицию. Этнос является важнейшим из видов этнических систем, может входить в состав суперэтносов , и состоять из субэтносов . Согласно теории конструктивизма этнос - это искусственное образование, результат целенаправленной деятельности самих людей. То есть предполагается, что этничность и этнос являются не некой данностью, а результатом созидания. Те признаки, которые отличают представителей одного этноса от другого, называются этническими маркерами и формируются на разной основе, в зависимости от того, как наиболее эффективно отделить данный этнос от другого. Этническими маркерами могут являться: физический облик, религия, язык и т.д.

Слайд 7

Этнос может иметь различную структуру . Он может состоять из - этнического ядра - компактно живущей на определенной территории основной части этноса; - этнической периферии - компактных групп представителей данного этноса, так или иначе отделенных от основной его части, и, наконец; - этнической диаспоры - отдельных членов этноса, рассеянных по территориям, которые занимают другие этнические общности. Этнос может быть весь подразделен на субэтносы - группы людей, отличающиеся своеобразием культуры, языка и определенным самосознанием. В таком случае каждый из членов этноса входит в какой-либо из составляющих его субэтносов .

Слайд 8

Связь языка и этноса Язык есть один из важнейших факторов, как формирования этноса, так и его развития. Язык создает образ этнического «мы» в противопоставлении с образом «они». Язык - это одно из главных средств соединения «своих» и отграничения от «чужих». Это в то же время один из главных этнических маркёров. Даже явно чужой, но говорящий на твоем родном языке, сразу становится гораздо ближе. Проблема языка нередко превращается в инструмент национализма и ведет к этнолингвистической напряженности или даже к конфликтам в многонациональных странах. Язык не только служит средством коммуникации внутри этнической общности, он формирует её «языковое сознание», задает общий набор понятий, общий арсенал мышления.

Слайд 9

Независимо от реальной истории происхождения имени этноса, оно служит важным символом и незаменимым этническим маркёром. Такую же важную роль играют географические названия – имена местностей, рек и гор родной земли, имена священных животных и богов, имена всех символических для этнического сознания сущностей. В целом, в наше время процессом создания и употребления языка стало управлять государство, что позволило приглушать этничность населения отдельных местностей и собирать его в большие народы и нации. Важным нововведением стало утверждение государственного языка. Эта прерогатива государства и сегодня является одним из важных инструментом национальной политики и предметом межэтнических противоречий и конфликтов.

Слайд 10

Философско-антропологические идеи В. фон Гумбольдта на взаимоотношения языка и этноса. На разработку проблем взаимоотношения языка и этноса, а также этнокультуры оказывают влияние философско-антропологические идеи Вильгельма фон Гумбольдта. Неогумбольдтианство представляет собой совокупность концепций и школ, исходящих из приписывания Вильгельмом фон Гумбольдтом языку созидающей силы, которая создаёт благодаря своей классифицирующей и структурирующей роли своеобразный мир языковых содержаний (значений). Процессы умственного структурирования мира и формирования мировидения членов определённой языковой общности сводятся к действию внутренней формы языка. Неогумбольдтианцами акцентируется творческая роль языка в упорядочении хаотичного опыта и конструировании картины мира как связного целого, в процессах мышления и познания, в построении культуры, соответствующей данному языку. Подчёркиваются различия между картинами мира у носителей разных языков. Внутренняя форма языка трактуется как система его понятийных и синтаксических возможностей, являющихся ключом к миропониманию и основой различий в мышлении говорящих на разных языках людей.

Слайд 11

Неогумбольдтианство возникло в 20-х гг. 20 в. в европейском и американском языкознании. Европейское течение неогумбольдтианства наиболее чётко представлено прежде всего в Германии и других немецкоязычных странах (с преимущественным вниманием к семантической стороне языка, к изучению связей языка и культуры, языка и мышления, языка и познания мира). Содержательно ориентированная грамматика создана в 50-х гг. неогумболдтианцем Лео Вайсгербером в духе "энергетического" понимания языка. В содержательно ориентированной грамматике исследуется "языковой промежуточный мир", представляемый свойственной родному языку "картиной мира". Промежуточный языковой мир понимается как духовная, умственная структурирующая инстанция, связывающая неупорядоченный реальный мир вещей с соответствующей языковой общностью и направляющая динамический процесс освоения мира через родной язык путём понятийного развёртывания словаря.

Слайд 12

Предлагается четырёхступенчатая структура содержательно ориентированной грамматики: а) грамматика, ориентированная на звуки или структуры (формы); б) грамматика, ориентированная на содержания (семантически обусловленная организация лексики в лексические поля); в) грамматика, ориентированная на функции, изучающая процесс умственного освоения мира через посредство языка; г) грамматика, ориентированная на результаты действия в жизненной практике языковой общности . Американские неогумбольдтианцы сосредоточили своё внимание на взаимоотношении языка и культуры, они широко использовали (в отличие от немецких неогумбольдтианцев ) методику контрастивной лингвистики (сопоставление языков Европы и языков американских индейцев) для доказательства определяющей роли языка в формировании культуры, в инвентаре и содержании категорий логики и грамматики, в особенностях восприятия окружающего мира и человеческого поведения.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народ.Этнос, Нация

Презентация по обществознанию для 8 класса...

Конспект урока по обществознанию 8 кл "Этнос: нации и народности"

Цель: 1).Познакомить учащихся с понятием этнос, разъяснить сущность этнообразующих факторов, сформировать умения анализировать традиции, обычаи различных народов, характеризовать племя, народность с о...

Моя малая Родина: культура,традиции, этнос

Навеки связан я с тобою, Бахилово моё!...

Взаимодействие этносов,выраженное в предметах декоративно-прикладного искусства

Урок-семинар,8 класс.Может быть использован при изучении темы"Кубань-край многонациональный".Будет интересен как учителям кубановедения, так и учителям ИЗОи технологии....

Урок обществознания в 8 классе по теме "Этнос: нации и народности"

Урок - изучения нового материала, построен на самостоятельной работе учащихсяпо группам. В ходе урока заполняются рабочие листы, листы самооценки(накопительная балловая система).Учащиеся выполняют раз...

Этнос и нация

Презентация по теме "Этнос и нация" для профильного 11 класса...

Национальное самосознание этносов, живущих на Донской земле

«В нашем рождении участвоваликамни гор и воды рек, травы степейи клики пролетающих когда-то птиц; нас согревает не одно лишь солнце...