статья "Применение игровых технологий на уроках итальянского языка".
статья на тему

Трофимова Виолетта Анатольевна

Применение игровых технологий на уроках итальянского языка . В данной статье идет речь о важности применения игровых технологий на уроках иностранных языков. Приводятся примеры лексических,фонетических и грамматических игр для начальной и средней школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehn.na_urokah_ital.yaz_.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

Применение игровых технологий на уроках итальянского языка.

В современном мире знание иностранного языка становится жизненной необходимостью. Иностранный язык способствует развитию мыслительных процессов. Это объясняется тем, что при изучении иностранного языка человеку приходится оперировать другой системой знаков. Синтаксические конструкции и грамматика развивают способности к анализу и синтезу, запоминание лексических единиц – оперативную память, изучение не только отдельных слов, но и контекста в целом – языковую догадку, сообразительность и внимание. Язык с детства учит мыслить логически, а также выбирать правильный вариант из множества значений каждого отдельно взятого слова. Кроме того, для детей изучение языка является хорошей профилактикой дефектов речи.

Иностранный язык способствует развитию коммуникативных способностей, а также устранению психологических барьеров. Посредством изучения языка (через диалоги, сценки, монологические высказывания) появляется возможность становиться более общительными, а значит, и более успешными.

Изучение иностранного языка – это процесс получения знания, которое жизненно необходимо в современном обществе, развивающемся в направлении ко всеобщей глобализации.

Современная методика преподавания иностранного языка за последнее время обогатилась новейшими технологиями, цель которых - существенно облегчить сам процесс обучения, сделать его занимательным и не обременяющим. На уроках все чаще используются презентации, интернет-ресурсы, широко применяются интерактивные доски, компьютеры и смартфоны, аудиокниги и другие современные средства.

Изменилась и форма урока. Современные  учителя пересматривают методы воздействия на умы, волю, эмоции учащихся с целью их введения в богатый мир культуры и традиций страны изучаемого языка. Модернизируются пути и способы формирования всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования, письма. Активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности способствует внедрение в процесс обучения, наряду с традиционными занятиями, игровых технологий.

Причина столь повышенного в настоящее время интереса к различного рода играм - это, в первую очередь, отход от традиционных форм и методов обучения. Следует также отметить, что при сохранении достаточно высокой мотивации возникает снижение познавательного интереса к изучению иностранного языка. На начальном этапе обучения иностранному языку наблюдается большая тяга к этому предмету, однако по ряду объективных и субъективных причин предмет теряет свою привлекательность, многие считают его одним из самых трудных, а, следовательно, нелюбимых. Именно обучающие игры дают возможность создать атмосферу увлечённости, снимают усталость у детей, помогают самому скучному занятию приобрести увлекательную форму. Следовательно, не случаен интерес к использованию на уроках иностранного языка игровых технологий.

Игру, как метод обучения, используется с древности. Игра всегда предполагает определенное напряжение эмоциональных и умственных сил, а также умение принимать самостоятельные  решения. Феноменом игры является то, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

В игровом методе важно то, что все участники игры равны. Даже не имеющий достаточно прочных знаний в языке ученик может добиться блестящих результатов в игре. Ведь находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знания в предмете. Таким образом незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения, ученик уже может говорить наравне со всеми.

Как зарубежные, так и отечественные исследователи, занимающиеся проблемой игровой деятельности, предпринимали попытки классификации игр еще в прошлом веке. Среди отечественных психологов и педагогов внимания заслуживают такие авторы, как Н. П. Аникеева, М. Ф. Стронин, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и Д. Б. Эльконин.

Н. П. Аникеева предлагает следующую классификацию игр:

  • игры-драматизации, основанные на исполнении какого-либо сюжета, сценарий которого не является жестким каноном;
  • игры-импровизации, где действующие лица знают основной сюжетный стержень игры, характер своей роли, а сама игра развивается в виде импровизации;
  • игры на преодоление этапов, когда определяются этапы, на каждом из которых выполняется определенная задача познавательного характера;
  • деловые игры, в которых разыгрываются ситуации, построенные на выявлении функциональных связей и взаимоотношений между разными уровнями управления и организации.

М. Ф. Стронин, автор ряда книг, посвященных обучающим играм, выделяет два вида таких игр:

  • подготовительные (способствующие формированию новых навыков; игры грамматические, лексические, фонетические и орфографические; такие игры нацелены на построение фундамента речи, без которого невозможно овладеть языком);
  • творческие игры (их целью является дальнейшее развитие речевых навыков и умений, тренировка учащихся в умении творчески использовать речевые навыки).

О месте игр на уроке и отводимом времени на игру разные авторы высказываются по-разному. Игра может занимать от 3-5 минут до 20-25 минут урока. Она может быть использована в качестве тренировочного упражнения при закреплении, при повторении пройденного материала, при введении нового материала. Игры могут быть использованы на различных этапах урока. Главное правило - соблюдение чувства меры, иначе теряется свежесть эмоционального воздействия игры, а учащиеся утомляются.

В данной статье я бы хотела рассмотреть именно те обучающие игры, которые я использую на уроках итальянского языка.

Фонетические игры

Цели:

-практикуют и развивают произносительные навыки: отработка произношения и ритма, отдельных фонем, преодоление фонетических трудностей.

1. Игра «Слова на определенную букву»

Учитель пишет на доске букву алфавита (и /или звук который она обозначает): Questa parola comincia con una lettera “c”…

Дети называют известные им слова, начинающиеся с буквы «с»: cielo, cane, cavallo… При этом  игра может немного усложняться, если надо называть слова, в которых эта буква произносится только как звук [к] или [ч].Победителем считается ученик, назвавший последнее слово.

Первый вариант игры для отработки фонетических навыков, а второй –для отработки правил чтения букв/буквосочетаний, произношение которых зависит от последующей гласной.

2.Игра: «Произнеси правильно»

Учащиеся делятся на две команды. Участники команд выходят по очереди к доске и пишут слово, а участники второй команды должны правильно его произнести. Побеждает команда, сделавшая меньше ошибок.

Орфографические игры

Цели:

-практика в написании итальянских слов (игра является универсальной как для тренировки памяти учащихся, так и для тренировки в правилах правописания лексических единиц)

1.Игра: «Слово-пазл»

Учитель: «Mettete in ordine tutte le lettere!»

Ученики получают заранее подготовленные карточки с буквами, из которых должно получиться слово. Можно усложнить игру, добавив одну или две лишних буквы. Для выполнения задания ученики могут делиться как на группы, так и на пары или же работать индивидуально.

2.Игра: «Веселый ученый»

Учитель: «Dovete scrivere le parole con doppie consonanti.»

На доске записано слово. Учащимся предлагается записать слова, начинающиеся на буквы из этого слова. В словах должны быть двойные согласные. Для средних и старших школьников условием может быть часть речи или parole tronche. Усложнять задание можно добавляя условия.

            Rondine

ricco  ombrello  notte  diciotto  ippopotamo  nessuno  elettrico

Грамматические игры

Цели:

-практика в употреблении речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;

-создание естественной ситуации для употребления грамматической структуры;

-развитие коммуникативной активности и самостоятельности школьников.

1. Игра: «Где Пиноккьо?»

Учитель: «Sapete dov’e` Pinocchio? E` tra di voi! Dovete  trovarlo!»

На бумажной фишке записано имя «Pinocchio». Учитель незаметно отдает фишку одному из игроков и выбирает детектива, который должен выяснить у кого находится фишка. Для этого он каждому задает вопросы: «Сome ti chiami? Tu sei Pinocchio?» Эта игра помогает тренировать диалоговые навыки по теме «Знакомство». Кроме того, отрабатывается спряжение основных глаголов.

Эту игру можно использовать для отработки вопросов «Dov’e`/dove sono» и конструкции «c’e`/ ci sono». Для этого у кого-то из участников прячется какой-то предмет, а детектив ищет его, задавая вопрос: «Dov’e` …? Qui c’e` …?» и получает ответ «No, qui non c’e`…/Si, …e` qui!».

2. Игра «Время года»

Учитель: «Dovete ascoltare il racconto e indovinare che stagione e`?»

Игроку или игрокам выдается карточка с названием одного и того же времени года. Каждый из них составляет по предложению. Остальные учащиеся должны догадаться, о каком времени года идет речь.

E` autunno.

Piove  spessso. Gli scolari vanno a scuola. Le foglie sugli alberi sono gialle, rosse, verdi..

3. Игра: «Веселый рассказчик»

Учитель: «Dovete raccontare una piccola storia.»

На доске записано слово. Учащимся предлагается составить предложение, в котором слова будут начинаться на каждую букву этого слова по порядку. Усложнить задание можно предложив составить мини-рассказ таким же образом.

            caramella

            Il cioccolato amano le ragazze alte  ma Elena Litti  non lo ama.

Лексические игры

Цели:

-тренировка учащихся в употреблении лексических единиц в бытовых ситуациях;

-ознакомление со структурой итальянского высказывания;

-активизация речемыслительной деятельности;

-развитие речевой реакции в коммуникативных блоках.

1.Игра: «Звериное лото»

С помощью этой игры быстро и интересно отрабатывается лексика по теме «Животные». Каждому игроку или команде игроков выдаются карточки с изображением животных. Ведущий показывает карточки с названиями этих животных. Если у игроков есть прозвучавшее животное, они закрывают его белой фишкой. Побеждает тот, кто быстрее закроет всех животных. Если карточки с лото сделать двусторонними, то играть можно будет и наоборот: у игроков будут названия, а у ведущего картинки.

2. Игра: «Подбери слово»

Учитель: «Dovete inventare una parola corretta».

Ведущий пишет слово на доcке, а игроки по очереди пишут слова, такими же Каждое слово ученики переводят на русский язык (устно). Слова по цепочке не повторяются.

Ролевые игры

Цели:

-формирование речевых умений при воссоздании определенной жизненной ситуации

-закрепление за участником определенного характера для получения речевой реакции

1.Игра : «В зоопарке»

Учитель: «Оggi аndiamo allo zoo».

Учащиеся разыгрывают сценку. Каждый участник получает определенную роль: ребенок, родители, животные, директор зоопарка. В конце сценки ребенку должны купить понравившееся ему животное. Ученики, изображающие животных должны рассказывать о своих умениях и своем внешнем виде.

2.Игра: «Семья»

Учащиеся делятся на две команды и актеров. Актеры изображают членов семьи, которые занимаются домашними делами. Участники команд должны описать действия каждого актера и назвать его роль в семье. Побеждает команда, угадавшая больше членов семьи.

3.Игра «Крокодил»

Выбирается определенная тема и каждому участнику выдается колпачок с названием персонажа. Игроки задают вопросы о себе, на которые можно ответить только да или нет. «Sono un uomo?/Sono un animale?/Sono buono? ». Побеждает тот, кто быстрее угадает, кем он является.

В заключение хочется отметить, что игра это не только традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Это то уникальное средство, которое призвано сделать учебный процесс познавательнее и увлекательнее для ученика и помочь учителю вызвать интерес к предмету, стимулировать умственную и речевую активность  детей. Использование игры на уроках иностранного языка имеет значение для приобретения новых представлений или формирования новых умений и навыков. Игра имеет большое значение для развития мотивационно-потребностной сферы учащегося. Педагогический потенциал любой игры состоит еще и в том, чтобы создавать атмосферу соперничества и сотрудничества в ходе выполнения того или иного упражнения. Использование различных игровых приемов на уроке также способствует формированию дружного коллектива в классе, так как каждый ученик в игре имеет возможность взглянуть на себя и своих товарищей со стороны.

Литература:

  1. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе: научное издание / Н. П. Аникеева. — М.: Просвещение, 1998. — 223 с.
  2. Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М. Ф. Стронин — М.: Просвещение, 2001–370 с.
  3. Бегларян С. Г. Обучающие игры на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 77-79.
  4. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1987.
  5. Жукова, И. В. Дидактические игры на уроках английского языка / И. В. Жукова // Первое сентября. Английский язык, 2006.
  6. Соловова, Е. В. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е. В. Соловова - М.: Просвещение, 2005.
  7. Выгодский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.
  8. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е . Урок иностранного языка / М:Глосса-Пресс, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по русскому языку по теме: "Игровые технологии на уроках русского языка".

Доклад по самообразованию. Игровые технологии занимают важное место в структуре современного урока. Доклад содержит описание различных игровых форм работы при обучении русскому языку и рекомендации по...

Применение игровых технологий на уроках французского языка в начальной школе.(Сценарий урока-конкурса по теме"осень"во 2 классе.)

Уроки-конкурсы в начальной школе можно использовать для проверки усвоения пройденного материала, для оптимизации процесса повторения, для осуществления принципа коммуникативной направленности изучения...

Урок – зачет по теме «Имя числительное», 7 класс Заочная экскурсия по городу Мурманску. (Реализация игровой технологии на уроках русского языка).

Конспект итогового урока по теме "Имя числительное" в 7 классе. На уроке реализуется игровая технология: имя урока "Заочная экскурсия по городу Мурманску". Материал для урока взят из краеведчесткой ли...

Выступление на ШМО учителей английского языка по теме "Применение игровых технологий на уроках иностранного языка"

Выступление на школьном методическом объединении учителей английского языка по теме: "Применение игровых технологий на уроках иностранного языка" с приложением (игры, которые можно использов...

Современные образовательные технологии. Формирование УУД через игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе

Формирования УУД через игровые технологиина уроках английского языка в начальной школе...