Универсальные учебные действия на уроках английского языка
статья (10, 11 класс) на тему

Дворкина Нелли Вальтеровна

Статья посвящана формированию и развитию УУД на уроках английского языка в старшей школе (подготовка к ЕГЭ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дворкина Н.В., учитель

английского языка ГБОУ гимназии 524

Московского района Санкт-Петербурга

Формирование и развитие универсальных учебных действий учащихся на уроке английского языка

Главной задачей современной системы образования в свете требований ФГОС является формирование универсальных учебных действий (УУД). УУД - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

.Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Универсальные учебные действия могут быть сформированы только при выполнении обучающимися учебной работы определенного вида на основании использования технологий, методов и приемов организации учебной деятельности, адекватных возрасту и интересам обучающихся.

В составе основных видов УУД, развитие которых можно обеспечить на уроках английского языка, можно выделить: коммуникативные действия – они обеспечивают сознательную ориентацию учащихся на позиции партнера по общению или деятельности; познавательные – они обеспечивают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем; регулятивные действия - обеспечивают целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция, оценка, волевая саморегуляция. и личностные действия – они обеспечивают умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм.

Английский язык – это тот предмет, который просто создан для формирования и развития навыков коммуникации, расширением кругозора учащихся, что в свою очередь, необходимо для формирования адекватных личностных действий.

На уроках английского языка ведущая роль принадлежит коммуникативным учебным действиям, так как именно они способствуют формированию умения формулировать свои мысли, слушать и вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.  Для коммуникативной деятельности важно владеть монологической (устной и письменной)  и диалогической формами речи.

Универсальные учебные умения в той или иной степени  достаточно продуктивно формируются и развиваются практически на всех уроках английского языка. Работая с Интернет-ресурсами (а такая работа предусмотрена всеми современными УМК) и читая тексты из учебников, которые знакомят их с различными жизненными ситуациями, жизнью сверстников и взрослых в стране проживания и в  странах изучаемого языка, учащиеся учатся понимать различия между реалиями жизни в разных странах. Вместе с тем, они понимают, что интересы и морально-нравственные устои людей в разных странах, в общем, мало отличаются. Есть ценности, которые разделяют люди из разных стран мира и поведение, которое принято в цивилизованном обществе или, наоборот, противоречит нормам морали.  На уроках английского дети учатся не только, как надо себя вести, но и толерантности по отношению к представителям других культур. Такие уроки служат развитию личностных УУД.

Для формирования и развития УУД на уроках английского языка можно использовать различные приемы. Один из них - создание проблемной ситуации на уроке. Например, при обучении учащихся написанию сочинения-мнения в формате ЕГЭ, учащимся предлагается сформулировать мнение по теме, подобрать аргументы, подтверждающие это мнение, а также быть готовым парировать  аргументы в защиту противоположного мнения, выдвинутые одноклассниками. Работа над таким заданием учит детей вести диалог (коммуникативное умение), слушать собеседника, уважительно относиться к его мнению и выдвигать контраргументы, соблюдая нормы вежливости и культурного общения (личностные умения). В ходе дискуссии учащиеся учатся строить логически обоснованный план высказывания, контролировать  и корректировать свои аргументы в свете высказанного одноклассниками (регулятивные умения). Обсуждая аргументы сочинения-мнения, учащиеся обогащаются новой информацией, в том числе той, о которой у них могло не быть вообще никакого представления. Очень часто помимо того, что они изучают в школе, учащиеся пользуются различными другими источниками информации. Таким образом, учащиеся обогащаются информацией, которой владеют одноклассники (познавательные действия).

Коммуникация – это не только устный диалог, но и письменный. ГИА (ОГЭ и ЕГЭ) по английскому языку предусматривает написание личного письма другу из страны изучаемого языка. В письме нужно соблюсти нормы оформления и использовать формулы вежливости, принятые в англо-говорящих странах (личностные УУД). Также надо ответить на вопросы друга по переписке. Эти вопросы обычно касаются личного опыта учащегося или реалиям жизни в России. Отбор информации для ответа на вопросы, планирование своего ответа способствуют формированию регулятивных умений.

В нашей гимназии уже более двадцати лет ведется проектная деятельность. Она гармонично дополняет классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков. Каждый учащийся выбирает предмет, по которому он бы хотел делать проект и учителя – руководителя проекта (личностные УУД). В течение всего учебного года ведется работа – выбор тематики проекта,  формулировка проблемы, составление плана работы, отбор,  структурирование и анализ информации, проведение социологического опроса среди сверстников и/или взрослых, ответы на вопросы, формулировка выводов (коммуникативные, познавательные и регулятивные УУД). Совместная творческая деятельность учащихся и учителей при работе над проектами индивидуальными и групповыми  и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – защита проекта  на ежегодной Научно-практической конференции способствуют формированию  метапредметных учений.

Все вышеперечисленное, а также нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для развития всех видов УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Овладение универсальными учебными действиями на уроках английского языка.""

Овладение универсальными учебными действиями происходит в контексте разных предметов. Примером того, как происходит формирование всех четырех видов УУД на уроках английского языка в прогимназии являет...

Психотехнические игры как средство формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках ФГОС

В данной работе представлено теоретическое обоснование применения психотехнических игр для формирования универсальных учебных действий учащихся....

формирование и развитие универсальных учебных действий на уроке английского языка

В данной статье рассматриваются виды универсальных учебных действий и способы их формирования и развития на уроке английского языка...

Овладение универсальными учебными действиями на уроках английского языка

Работа  посвещена  формрованию УУД  на уроках домашнего чтения....

Мастерская «Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися кон...

ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА...

Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка (УМК "Английский в фокусе")

В статье описываются УУД.Приводятся примеры заданий, через которые формируютяс рзличные УУД.Есть ссылка на презентацию к статье....