Диктема как тематизирующая единица текста
статья на тему
В данной статье рассматривается вопрос о формировании текста посредством предложений и сверфразовых единств (диктем в терминологии М.Я. Блоха)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diktema_kak_tematiziruyushchaya_edinitsa_teksta_statya_1.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Диктема как тематизирующая единица текста
На современном этапе развития лингвистики предполагается, что значение высказываний, а также отдельных языковых форм нельзя адекватно проанализировать без учета прагматического (ситуативного) контекста и коммуникативного намерения говорящего. Под первым понимается совокупная экстралингвистическая ситуация общения, в которой говорящий, помимо адресации сообщения, производит некое действие, под вторым понимается непосредственно замысел высказывания. Учет этих факторов позволяет исследователям выйти за строгие рамки семантики, передаваемой только языковыми формами, и включить в объем выражаемых ими значений субъективную и ситуативную семантику. Такое совокупное содержание речи, отражающее точку зрения говорящего на ситуацию со всеми ее участниками, передается в речевом акте [1, 110]. Поскольку единицей общения, реализуемого в монологической или диалогической форме, выступает диктема, то речевой акт содержит одну или несколько тематически связанных диктем. Блох М.Я. выделяет четыре функции диктемы: номинацию, предикацию, тематизацию и стилизацию, однако лишь последние две качественно определяют статус диктемы в системе уровней языка [5, 58]. Номинативная и предикативная функции присущи отдельным предложениям, поскольку в них происходит именование комплексной ситуации в ее временной и пространственной локализации и динамике развития, а также отнесение сентенциального (пропозитивного) имени к действительности. Перекрещивание функций свидетельствует об отсутствии четкой формальной границы межу предложением и диктемой, предложением и речевым актом, что в принципе вполне объяснимо. Дело в том, что отдельные предложения также могут реализовать коммуникативное намерение говорящего, т.е. выразить определенную тему. Диктемы выражают определенные микротемы, которые в совокупности репрезентируют макротему, т.е. тему всего текста или законченного монолога / диалога. Соответственно, микротемы равны темам отдельных монологических высказываний и диалогических реплик. На письме диктема обычно соответствует абзацу. Другой аспект диктемы – стилизация – выявляет общую стилистическую охарактеризованность письменного текста или устной речи, которая выявляется в употреблении специальных стилистических показателей – слов, грамматических конструкций, моделей интонации, паузации. Блох М.Я. выделяет различные виды стилизации диктемы и, соответственно, текста – подготовленная речь, публичная (скриптная) речь, спонтанная речь; литературная (книжная) речь, разговорная речь; обиходная речь, специальная речь; фактуальная речь, образная речь и т.д [3, 211].
Литература
1. Алефиренко Н.Ф. Предикативность как семантико-синтаксическая категория //Семантика языковых единиц: доклады VI международной конференции Т-2. – М.: «Спорт-АкадемПресс», 1998. – С. 53-55.
2. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы. – Изд. 5-е. – М.:ЛКИ, 2007. – 384 с.
3. Блох М.Я. Теоретические основы грамматики. – Изд. 4-е, исправ. – Москва: Высш. шк., 2004. – 239 с.
4. Блох М.Я. Проблема тождества предложения в свете соотношения понятия синтаксиса, семантики и информации // Вопросы языкознания. – 1997. – № 3. – С. 73-85.
5. Блох М.Я. Диктема в уровневой структуре языка // Вопросы языкознания. –. 2000. №4. – С.56-67.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект УЗ по русскому языку "Текст как интегрированная единица языка"
Представленный материал можно использовать по теме "Текст как интегрированная единица языка (на примере творчества Есенина)...
«Обучение реферированию на основе рассмотрения текста как особой коммуникативной единицы».
Порядок работы с текстом для написания реферата....
Текст как единица содержания в обучении иностранному языку
Текст как единица содержания в обучении иностранному языку...
Презентация к уроку "Текст как единица синтаксиса"
Материал направлен на формирование умений работать с текстом...
Текст как коммуникативная единица.Функции текста.
Основным показателем осуществления речевой деятельности является создание и понимание текста.Текст -это центральное звено любого цикла занятий на любом этапе обучения....
Конспект урока по русскому языку «Текст как единица синтаксиса. Признаки текста» для студентов 1 курса
Урок русского языка для студентов 1 курса СПО.В ходе урока у обучающихся формируется понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей...
Презентация. Текст как законченное информационное и структурное целое. Единицы текста
Урок поэтики для 11 класса...