Диктема как тематизирующая единица текста
статья на тему
В данной статье рассматривается вопрос о формировании текста посредством предложений и сверфразовых единств (диктем в терминологии М.Я. Блоха)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Диктема как тематизирующая единица текста
На современном этапе развития лингвистики предполагается, что значение высказываний, а также отдельных языковых форм нельзя адекватно проанализировать без учета прагматического (ситуативного) контекста и коммуникативного намерения говорящего. Под первым понимается совокупная экстралингвистическая ситуация общения, в которой говорящий, помимо адресации сообщения, производит некое действие, под вторым понимается непосредственно замысел высказывания. Учет этих факторов позволяет исследователям выйти за строгие рамки семантики, передаваемой только языковыми формами, и включить в объем выражаемых ими значений субъективную и ситуативную семантику. Такое совокупное содержание речи, отражающее точку зрения говорящего на ситуацию со всеми ее участниками, передается в речевом акте [1, 110]. Поскольку единицей общения, реализуемого в монологической или диалогической форме, выступает диктема, то речевой акт содержит одну или несколько тематически связанных диктем. Блох М.Я. выделяет четыре функции диктемы: номинацию, предикацию, тематизацию и стилизацию, однако лишь последние две качественно определяют статус диктемы в системе уровней языка [5, 58]. Номинативная и предикативная функции присущи отдельным предложениям, поскольку в них происходит именование комплексной ситуации в ее временной и пространственной локализации и динамике развития, а также отнесение сентенциального (пропозитивного) имени к действительности. Перекрещивание функций свидетельствует об отсутствии четкой формальной границы межу предложением и диктемой, предложением и речевым актом, что в принципе вполне объяснимо. Дело в том, что отдельные предложения также могут реализовать коммуникативное намерение говорящего, т.е. выразить определенную тему. Диктемы выражают определенные микротемы, которые в совокупности репрезентируют макротему, т.е. тему всего текста или законченного монолога / диалога. Соответственно, микротемы равны темам отдельных монологических высказываний и диалогических реплик. На письме диктема обычно соответствует абзацу. Другой аспект диктемы – стилизация – выявляет общую стилистическую охарактеризованность письменного текста или устной речи, которая выявляется в употреблении специальных стилистических показателей – слов, грамматических конструкций, моделей интонации, паузации. Блох М.Я. выделяет различные виды стилизации диктемы и, соответственно, текста – подготовленная речь, публичная (скриптная) речь, спонтанная речь; литературная (книжная) речь, разговорная речь; обиходная речь, специальная речь; фактуальная речь, образная речь и т.д [3, 211].
Литература
1. Алефиренко Н.Ф. Предикативность как семантико-синтаксическая категория //Семантика языковых единиц: доклады VI международной конференции Т-2. – М.: «Спорт-АкадемПресс», 1998. – С. 53-55.
2. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы. – Изд. 5-е. – М.:ЛКИ, 2007. – 384 с.
3. Блох М.Я. Теоретические основы грамматики. – Изд. 4-е, исправ. – Москва: Высш. шк., 2004. – 239 с.
4. Блох М.Я. Проблема тождества предложения в свете соотношения понятия синтаксиса, семантики и информации // Вопросы языкознания. – 1997. – № 3. – С. 73-85.
5. Блох М.Я. Диктема в уровневой структуре языка // Вопросы языкознания. –. 2000. №4. – С.56-67.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/31/picture-428889-1396238405.jpg)
Конспект УЗ по русскому языку "Текст как интегрированная единица языка"
Представленный материал можно использовать по теме "Текст как интегрированная единица языка (на примере творчества Есенина)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/10/picture-621875-1428666225.jpg)
«Обучение реферированию на основе рассмотрения текста как особой коммуникативной единицы».
Порядок работы с текстом для написания реферата....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/14/picture-230158-1365962046.jpg)
Текст как единица содержания в обучении иностранному языку
Текст как единица содержания в обучении иностранному языку...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/28/picture-821252-1475090542.jpg)
Презентация к уроку "Текст как единица синтаксиса"
Материал направлен на формирование умений работать с текстом...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/16/picture-1207589-1579188023.jpg)
Текст как коммуникативная единица.Функции текста.
Основным показателем осуществления речевой деятельности является создание и понимание текста.Текст -это центральное звено любого цикла занятий на любом этапе обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/21/picture-244686-1369139811.jpg)
Конспект урока по русскому языку «Текст как единица синтаксиса. Признаки текста» для студентов 1 курса
Урок русского языка для студентов 1 курса СПО.В ходе урока у обучающихся формируется понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей...
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/01/picture-1413404-1717251051.jpg)
Презентация. Текст как законченное информационное и структурное целое. Единицы текста
Урок поэтики для 11 класса...