Региональный компонент как средство обучения иностранному языку
методическая разработка на тему

Егорова Фаина Михайловна

    В настоящее время, когда возросла самостоятельность отдельных регионов, региональный компонент на уроках иностранного языка приобретает все большую актуальность.  Преподавание иностранного языка на современном этапе является не только введение учеников в мир иноязычной культуры, но и осмысленным пониманием ими родной культуры, что важно в процессе становления личности, формирования мировоззрения в культурном развитии детей. Если ученик обладает обширными знаниями об истории, традициях своего региона, то ему легче научиться представлять родную культуру на иностранном языке.    

  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор:  Егорова Фаина Михайловна, учитель английского языка МБОУ     «Эльгяйская СОШ имени П. Х. Староватова» , Сунтарский улус (район) 

Название статьи: Региональный компонент как  средство обучения иностранному языку.

                                                                                               

    Социально- политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Изменился и статус  иностранного языка как школьного предмета. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество, развитие и укрепление межгосударственных политических, экономических и культурных связей, интернационализация всех сфер жизни сделало иностранный язык реально востребованным государством, обществом и личностью.

    Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания  и взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала.

    Первостепенная функция педагогической науки – приобщение молодого поколения к принятой в данном обществе системе ценностей, вызывающих национальную гордость и патриотизм. Основополагающим понятием на пути к выработке новой национальной доктрины Российского государства, таким образом, является понятие «культура».

    Культура государства - это сочетание культур его регионов в целом. Региональная культура, развиваясь, питается из двух источников, один из которых - внутреннее саморазвитие, связанное со спецификой природы и социума, а второй - взаимодействие с другими культурами, что позволяет выделить в структуре регионального компонента два аспекта: поликультурный и краеведческий.

   Понимание значимости краеведения в учебно – воспитательном процессе привело к возведению  его в ранг краеведческого принципа, который трактуется как общепедагогический и дидактический принцип, ориентирующий учителя на систематическое рациональное использование  местного материала в учебно – воспитательном процессе.

   Формирование коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, позволяющей осуществлять иноязычное общение, происходит при опоре на различные области знаний. Закономерным  представляются поиски взаимодействия предмета «Иностранный язык» с предметами художественного цикла, с родным языком, с экологическим воспитанием.  

    В настоящее время, когда возросла самостоятельность отдельных регионов, региональный компонент на уроках иностранного языка приобретает все большую актуальность.

   Преподавание иностранного языка на современном этапе является не только введение учеников в мир иноязычной культуры, но и осмысленным пониманием ими родной культуры, что важно в процессе становления личности, формирования мировоззрения в культурном развитии детей. Если ученик обладает обширными знаниями об истории, традициях своего региона, то ему легче научиться представлять родную культуру на иностранном языке.

   Краеведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, в условиях бытия в родной для них культуре. Знакомясь с иноязычной культурой, учащиеся постоянно сравнивают её с родной культурой. Поэтому чем обширнее  та область знания фактов родной культуры, которой  оперируют учащиеся, тем продуктивнее работа по ознакомлению с иной культурой. Поэтому в содержание образования, по мнению многих исследователей, необходимо включать региональный компонент на каждом этапе обучения.

    Интеграция культуры региона с изучением иностранного языка осуществляется по двум направлениям:

- Включение краеведческой  информации из разных предметных областей ( истории, географии, литературы, искусства) в программу изучения иностранного языка.

- Творческое переосмысление полученной краеведческой информации, умение конкретизировать и анализировать исторические и современные тенденции развития региона.

   Важной особенностью гуманистической педагогики является возрастная и интеллектуальная доступность изучаемого материала для учащихся. Следуя возрастному принципу: младшие подростки ( 1-4 классы ), средние подростки (5-7классы) и старшие подростки или раннеюношеский возраст (8-11классы), различают три уровня усвоения краеведческой информации на уроках иностранного языка – эмоционально- познавательный, познавательно- поисковый и социально- личностный.

    Методика изучения родной культуры младшими подростками на уроках иностранного языка обусловлена их возрастной спецификой. Они привержены к ярким образам, событиям, обладают любознательностью, что позволяет педагогу широко использовать народные сказки, песни о родном крае, декоративно- прикладное искусство. На первых порах изучения иностранного языка краеведческая информация носит занимательный  характер.  Новые яркие впечатления помогают пробудить у детей познавательный интерес, что, в свою очередь, повышает активность усвоения знаний,  способствует созданию положительной мотивации учения.

    В среднем подростковом возрасте активизируется познавательно- поисковая деятельность школьников. На данном возрастном этапе повышается мыслительная деятельность подростков. Большой интерес у них вызывает урок-защита собственных гипотез.

    В старшем подростковом возрасте происходит ориентация сознания на самого себя. Старшеклассникам присущ повышенный интерес к своей личности, процесс самопознания происходит порой бурно, в конфликтах с окружающими. Вот почему наиболее приемлемыми для них педагогическими методами являются диспуты, обсуждения, споры, дискуссии.

     Учитывая значимость использования материалов регионального и экологического содержания, я использую на уроках компоненты НЭСО (ноосферно-экологической системы образования), благодаря которым у детей формируется потребность участвовать в непосредственном диалоге культур, совершенствоваться в английском языке.  Ученики учатся логично и связно  рассказывать о культурных событиях своего  края, села, о его экологии, публично выступать с подготовленным устным сообщением.

     При использовании ноосферно-экологического материала придерживаюсь индивидуального подхода, стараясь полнее учитывать интересы и склонности учащихся, использую такие формы учебной работы – игры, соревнования, конкурсы.    

     В начальных классах игры и игровые ситуации приближают  речевую деятельность  к естественным нормам, помогают развивать  навыки общения, обеспечивают  практическую направленность обучения. Игра является  высокоэффективной формой обучения детей начального возраста. В старших классах упражнения в виде ролевой игры – наиболее эффективная форма использования экологических материалов на уроках. Игровой момент этого упражнения заключается в обсуждении  сверстниками из различных стран явлений родной и изучаемой культур. География, история, традиции и обычаи могут быть освещены в ходе беседы. При этом ученик выступает не только в роли потребителя информации об иной культуре, но и в роли транслятора культуры собственной. В таких упражнениях реализуется диалог культур. Основой для проведения таких ролевых игр могут выступать различные экологические материалы на родном и иностранном языках.  

     На уроках я использую новые технологии обучения, такие как «обучение в сотрудничестве» и «метод проектов», которые имеют большую практическую направленность, позволяют сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной работой.

    Метод проектов активизирует все стороны личности школьника, его интеллектуальную сферу, его типологические особенности и черты характера: целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, его коммуникативные умения, чувства и эмоции.

     Метод проектов создает исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный творческий познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Детям нравится работа над проектом регионального и экологического содержаний, собирать материалы по родному краю, ознакомиться с флорой и фауной, обмен информацией, оформление проектов в виде рефератов, докладов, микродиалогов, сочинений, переводов в стихах, рисунков, фотографий, устной газеты и журнала.

       Таким образом использование компонентов ноосферно- экологической системы образования, несомненно,

-повышает эффективность педагогического процесса, качество образования, благотворно влияет на мотивацию учащихся;

-выступает в роли связующего элемента, способствующего проникновению в изучаемую культуру;  

-знакомит с методами и приемами научного познания, развивает исследовательские навыки и умения;

- способствует становлению исторического сознания;

- способствует адаптации к окружающей социальной и природной среде;

- является средством нравственного и патриотического воспитания;

-опыт работы убедил,  что использование в обучении английского языка информации, сведений, связанных с реальной жизнью учащихся, стимулируют не только их интерес к изучению иностранного языка, но и самостоятельность, активность каждого ученика, воспитывает ответственное отношение к делу, способствует становлению личности.

 

                                             ЛИТЕРАТУРА:

1. Годунова Н. А. Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении иностранным языкам.// Иностр. языки в школе.-2006.-№ 7.

2.Иванова Н.Н., Чудилова А. И., Вилкова Н.Д. Использование краеведческого материала в обучении иностранному языку. // Иностр. языки в школе.-2006.-№ 4.

3. Корниенко П. А. Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе. // Иностр. языки в школе.-2004.-№ 6.

4. Материалы курсов повышения квалификации при ИПКРО «Ноосферно- экологическая система образования. Стандарт 2 поколения», 2008 г.  

5. Сороковых Г. В., Давыдова О. В. Региональный компонент культуры как составляющая содержания обучения иностранному языку. // Иностр. языки в школе.- 2007.- № 1.

6. Топленкина И.П. Региональный компонент на уроках иностранного языка.// Иностр. языки в школе.-2007.-№3.

7. Трубанева Н.Н. Интегрированный курс «Окружающий мир и иностранный язык» для начальной школы. // Иностр. языки в школе.-1992.-№ 1.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему «Чтение как средство обучения иностранным языкам»

В данной статье описана методика работы с текстами. В ней рассматриваются виды чтения и предлагаются упражнения по каждому виду чтения для успешной работы с текстом....

Краеведение как средство обучения иностранному языку в школе.

В данной статье раскрываются некоторые способы использования краеведческого материала на уроках английского языка....

Обучение чтению, как ведущему средству обучения иностранному языку.

Чтение играет одну из важнейших ролей в процессе обучения ИЯ...

Социокультурный компонент в процессе обучения иностранному языку как аспект формирования коммуникативной компетенции

Данная статья поможет учителям иностранного языка при разработке плана урока и во внеурочной деятельности...

статья "Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе, как составляющая содержания обучения иностранному языку."

В данной статье раскрывается роль использования краеведческого материала в воспитании патриотизма на уроках английского языка....

статья ИНТЕГРАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В основе статьи культуроведческое наполнение учебной программы региональным компонентом. Содержание текстов, система заданий творческого и поискового характера, упражнений с элементами сравнительно-со...