Критическое мышление.
методическая разработка на тему
Понятие " критического мышления" в современной теории обучения иностранным языкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
km.docx | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятие «критического мышления» в современной теории обучения иностранным языкам.
Развитие педагогического образования в условиях сегодняшних изменений в педагогике рассматривается как время целенаправленного поиска, принятия решений, конструктивных переориентаций.
Современное общество требует от образования формирование свободной, самостоятельной, ответственной личности, способной максимально и полно раскрыться в жизни, привнося в нее творчество и своеобразие индивидуальности, а это невозможно без сформированного у нее высокого уровня «критического мышления».
С начала, необходимо разобраться, что же такое – критическое мышление само по себе. Приведем несколько определений данного явления.
«Критическое мышление» (англ. critical thinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.
Существует и более подробное определение — «интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации, применения, синтезирования и/или оценки информации, полученной или порождённой наблюдением, опытом, размышлением или коммуникацией, как ориентир для убеждения и действия»
Д.Халперн предлагает следующее определение критического мышления: «Использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата. Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Другое определение — направленное мышление».
Процесс формирования «критического мышления» учащихся связан с проявлением таких качеств как самостоятельность, познавательная активность, трудолюбие, умение отстаивать свои убеждения, владение знаниями, умениями и навыками самостоятельной деятельности.
Одним из самых эффективных способов развития навыков «критического мышления» на примере решения проблемных ситуаций является использование интерактивных методик. Интерактивные методы обучения – специальная форма организации познавательной и коммутативной деятельности, в котором обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания , имеют возможность понимать и рефлексировать по этому поводу.
В процессе обучения, базирующегося на применении интерактивных методик, помимо навыков «критического мышления», формируются:
- Умение сотрудничать
- Коммуникативная компетентность
- Толерантность
В настоящее время внимание европейских и российских ученых, преподавателей школ особенно сильно привлекает идея развития «критического мышления» в связи с отсутствием организованности, самостоятельности, мотивированности нынешнего поколения.
Так что же такое критическое мышление и какие механизмы оно в себя включает?
Как отмечает Е.И. Федотовская «Механизм критического мышления включает мыслительные операции, определяющие процесс рассуждения и аргументации: постановка цели, выявление проблемы, выдвижение гипотез, привидение аргументов, их обоснование, прогнозирование последствий, принятие или непринятие альтернативных точек зрения. Он включает способность применять базовые интеллектуальные умения (знания и понимания) для синтеза, анализа и оценки сложных и неоднозначных ситуаций и проблем. Сюда можно отнести умения выявления проблемы, прояснение ситуации, анализ аргументации, всестороннего изучения вопроса, разработки критериев для оценки решений и надежности источников информации, избежание обобщений» [19;14].
М. Липмэну [34;38-43] четко удалось показать, чем критическое мышление отличается от обычного(бытового)
Характерные признаки бытового мышления | Характерные признаки критического мышления |
оверие к информации | Допущение разных трактовок информации |
Объединение понятий по ассоциации | Понимание принципов, механизмов |
Предположение без достаточных оснований | Построение гипотезы |
Случайная группировка фактов | Обоснованная группировка фактов |
Высказывание неаргументированного суждения | Высказывание аргументированного суждения |
Стихийное предпочтение | Взвешенное суждение |
Формулирование суждений без опоры на критерии | Формулирование суждений на основе критериев |
Спонтанная формулировка выводов | Логическая формулировка выводов |
К наиболее эффективным приемом и способам формирования критического мышления можно отнести:
- Обсуждении ошибок в решении задач и проблем
- Рецензирование своих и чужих сочинение, эссе
- Обсуждение статей
- Организация дискуссий и дебатов
- Формирование умений и навыков путем тренингов по доказательству, опровержению гипотез
- Создание на уроке условий для формирования навыков объективной оценки и т.д.
Технология «Критического мышления», сориентирована не только на сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, а также на создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии «Критическое мышление», учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам оценки своей собственной деятельности. Используя технологию «Критическое мышление» на уроках иностранного языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования.
Список использованной литературы:
1.Брюшкин В.Н. Критическое мышление и аргументация. Изд-во Калининг.гос.ун-та,2003.
2 Федотовская Е.И. Методика развития критического мышления как важного фактора формирования иноязычной коммуникативной компетенции в специализированных вузах. Афтореф.дис.канд.пед.наук. М.,2005.
3 Фостер К.К. Вводные вопросы для активации критического мышления// Перемена.2005 №4.
4. Интернет ресурс: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/415219/
5. Интернет ресурс: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/110-foreignlang/1786-2012-11-07-14-08-27.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления
педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...
Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"
Тезисы мастер-класса "Прием "Шесть шляп критического мышления""...
Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка
Использование технологии критического мышления в реализации личностно-деятельностного обучения на уроках английского языка. Данная технология "Шесть шляп мышления даёт возможность достаточно продуктив...
"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"
В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...
Технология критического мышления. Методика «Шесть шляп мышления». Фрагмент урока.
«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективно...
Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо
В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...