Критическое мышление.
методическая разработка на тему

Магомедова Вероника Франкельевна

Понятие " критического мышления" в современной теории обучения иностранным языкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл km.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие «критического мышления» в современной теории обучения иностранным языкам.

Развитие педагогического образования  в условиях сегодняшних изменений в педагогике рассматривается как время целенаправленного поиска, принятия решений, конструктивных переориентаций.

Современное общество требует от образования формирование свободной, самостоятельной, ответственной личности, способной максимально и полно раскрыться  в жизни, привнося в нее творчество и своеобразие индивидуальности, а это невозможно без сформированного у нее высокого уровня «критического мышления».

С начала, необходимо разобраться, что же такое – критическое мышление само по себе. Приведем несколько определений данного явления.

«Критическое мышление»  (англ. critical thinking)  — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

Существует и  более подробное определение — «интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации, применения, синтезирования и/или оценки информации, полученной или порождённой наблюдением, опытом, размышлением или коммуникацией, как ориентир для убеждения и действия»

Д.Халперн предлагает следующее определение критического мышления: «Использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата. Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Другое определение — направленное мышление».

Процесс формирования «критического мышления» учащихся  связан с проявлением таких качеств как самостоятельность, познавательная активность, трудолюбие, умение отстаивать свои убеждения, владение знаниями, умениями и навыками самостоятельной деятельности.

Одним из самых эффективных способов развития навыков «критического мышления»  на примере решения проблемных ситуаций является использование интерактивных методик. Интерактивные методы обучения – специальная форма организации  познавательной и коммутативной деятельности, в котором обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания , имеют возможность понимать и рефлексировать по этому поводу.

В процессе обучения, базирующегося на применении интерактивных методик, помимо навыков «критического мышления», формируются:

  • Умение сотрудничать
  • Коммуникативная компетентность
  • Толерантность

В настоящее время внимание европейских и российских ученых, преподавателей школ особенно сильно привлекает идея  развития «критического мышления» в связи с отсутствием организованности, самостоятельности, мотивированности нынешнего поколения.

Так что же такое критическое мышление и какие механизмы оно в себя включает?

Как отмечает Е.И. Федотовская «Механизм критического мышления включает мыслительные операции, определяющие процесс рассуждения и аргументации: постановка цели, выявление проблемы, выдвижение гипотез, привидение аргументов, их обоснование, прогнозирование последствий, принятие или непринятие альтернативных точек зрения. Он включает способность применять базовые интеллектуальные умения (знания и понимания) для синтеза, анализа и оценки  сложных и неоднозначных ситуаций и проблем. Сюда можно отнести умения выявления проблемы, прояснение ситуации, анализ аргументации, всестороннего изучения вопроса, разработки критериев для оценки решений и  надежности источников информации, избежание обобщений» [19;14].

М. Липмэну [34;38-43] четко удалось показать, чем критическое мышление отличается от обычного(бытового)

Характерные признаки бытового мышления

Характерные признаки критического мышления

оверие к информации

Допущение разных трактовок информации

Объединение понятий по ассоциации

Понимание принципов, механизмов

Предположение без достаточных оснований

Построение гипотезы

Случайная группировка фактов

Обоснованная группировка фактов

Высказывание неаргументированного суждения

Высказывание аргументированного суждения

Стихийное предпочтение

Взвешенное суждение

Формулирование суждений без опоры на критерии

Формулирование суждений на основе критериев

Спонтанная формулировка выводов

Логическая формулировка выводов

К наиболее эффективным приемом и способам формирования критического мышления можно отнести:

  • Обсуждении ошибок в решении задач и проблем
  • Рецензирование своих и чужих сочинение, эссе
  • Обсуждение статей
  • Организация дискуссий и дебатов
  • Формирование умений и навыков путем тренингов по доказательству, опровержению гипотез
  • Создание на уроке условий для формирования навыков объективной оценки и т.д.

Технология «Критического мышления», сориентирована не только на сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, а также на создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии «Критическое мышление», учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам оценки своей собственной деятельности. Используя технологию «Критическое мышление» на уроках иностранного языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования.

Список использованной литературы:

1.Брюшкин В.Н. Критическое мышление и аргументация. Изд-во Калининг.гос.ун-та,2003.

2 Федотовская  Е.И. Методика развития критического мышления как важного фактора формирования иноязычной коммуникативной компетенции в специализированных вузах.  Афтореф.дис.канд.пед.наук. М.,2005.

3 Фостер К.К. Вводные вопросы для активации критического мышления// Перемена.2005 №4.

4. Интернет ресурс: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/415219/

5. Интернет ресурс: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/110-foreignlang/1786-2012-11-07-14-08-27.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"

Тезисы мастер-класса "Прием  "Шесть шляп критического мышления""...

Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления в реализации личностно-деятельностного обучения на уроках английского языка. Данная технология "Шесть шляп мышления даёт возможность достаточно продуктив...

"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"

В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...

Технология критического мышления. Методика «Шесть шляп мышления». Фрагмент урока.

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективно...

Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо

В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...