Стратегическая работа с одаренными детьми
материал на тему
Данный материал был представлен на заседании школьного методического объединения учителей иностранного языка в марте 2017 года. В атериале представлен опыт работы с одаренными детьми на уроках английского языка. Ведь в последнее время на уровне общества и государства работа с такими детьми выделяется в разряд приоритетных направлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strategicheskaya_rabota_s_odarennymi_detmi.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на ШМО учителей английского языка
«Стратегическая работа с одаренными детьми»
2016-17 уч.год
Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время
Слайд 2. Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В. А. Сухомлинский
1. Вступление
В последние годы на уровне общества и государства работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, т.к. остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и компетентного. Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. Обладая высокими способностями, умением быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободно от стереотипов, они в скором времени во многом будут определять содержание и темпы социального и экономического прогресса, займут ключевые позиции в экономике, администрировании, науке, искусстве, идеологии, и это лучшее, на что мы можем надеяться.
Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.
С психологической точки зрения необходимо отметить, что одаренность представляет собой сложный психический объект, в котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая и другие сферы психики человека.
Слайд 3.
2. Основная часть
Систему работы с одаренными детьми по английскому языку можно разделить на три части: Слайд 4.
- Урочная деятельность - традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, экскурсия, ролевая игра, интегрированные уроки;
- Внеклассная работа: предметные олимпиады, предметные недели, научно-исследовательская работа, творческие домашние задания;
- Система дополнительного образования – олимпиады, дистанционные олимпиады, самостоятельная работа учащихся и тп.
Слайды 5-9
2.1 Урок - основа для работы с одаренными детьми
На мой взгляд, реализация создания условий для развития личности в обучении иностранному языку происходит в основном, на учебных занятиях, то есть на уроке, где учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень предметных знаний и уровень обученности в целом. Урок является основой для работы с одаренными детьми, но в данном случае он требует иной композиции, иного содержания и иной организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Слайд 10. Существует четыре основных подхода в работе с одаренными детьми: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Все эти подходы требуют нестандартных форм урока, таких, как дифференцированная работа, создание проектов, уроки с ИКТ, урок-экскурсия , ролевая игра, интегрированный урок, что позволяет поддерживать и сохранять интерес к предмету, развитию познавательной деятельности учащихся, базируясь на фактах, явлениях, социокультурном компоненте исторического развития нации. Дифференцированный подход в данном случае означает определение количества, качества и последовательности упражнений, заданий, задач, требующих выполнение различных по количеству и качеству ментальных операций. Самым ценным в данной точке зрения является то, что это происходит незримо для учащихся, то есть они работают все в одном ключе, к примеру, обсуждают прочитанный текст.
Большое внимание уделяется учебному сотрудничеству, коллективно-творческой деятельности, то есть в работе в команде или группе, когда каждая группа получает одинаковое задание. При этом оговаривается роль каждого ученика в выполнении задания. Сильный ученик выполняет роль учителя: помогает понять прочитанное, грамматические структуры, лексику, исправляет ошибки в случае необходимости. Думаю, что такая организация деятельности позволяет каждому реализовать себя в меру своих возможностей и способностей; видеть и ощущать продукт собственной деятельности, иными словами, каждый ученик развивает себя как личность посредством коллективно творческой деятельности, анализирует и сравнивает себя с другими, строит планы на будущее – быть не хуже других.
2.2 Проектная деятельность
Неотъемлемой частью организации урочной деятельности является осуществление проектной деятельности учащихся. Это
- делает процесс обучения интересным;
- расширяет познания за пределы темы;
- придает учебному процессу динамичность и привлекательность;
- учащиеся становятся творческими исследователями и получают удовлетворение от работы.
2.3 Предметные недели
Традиционным для нашей школы является проведение предметной недели иностранных языков. Вместе с обучающимися, мы выпускаем тематические газеты, участвуем в конкурсах чтецов и лучший литературный перевод стихотворений, викторинах, посвященных страноведению. Это зачастую способствует неожиданному «раскрытию» способностей и талантов детей. К неделе английского языка управление образования систематически присылает работы по переведу произведений английских классиков. Например, в прошлом году было необходимо переложить на русский язык отрывок из произведения Уиллиама Шекспира «Король Лир», за год до этого предлагалось поработать с «Ромео и Джульеттой».
В этом учебном году проведение предметной недели совпало с муниципальным конкурсом видео роликов на английском языке. В этом конкурсе слились сразу несколько деятельностей.
Немного о конкурсе. Конкурс проходил в несколько этапов.
Первый этап: так как 2016 год в России был объявлен годом кино, нам предлагалось, на свое усмотрение, выбрать любой отрывок из русского кинофильма и озвучить его на английском языке. Здесь перед нами появилась задача. Мы долго думали о том, какой фильм выбрать. Тк предметная неделя традиционно проводится в конце декабря (это связано с католическим Рождеством) рассматривалась ситуация, что мы возьмем фильм «Ирония судьбы или с легким паром». Но подумав, что вдруг ненароком нас обвинят в пропаганде алкоголя, мы решили остановиться на отрывке из мультипликационного фильма «Вовка в тридевятом царстве». Сюжет где царь красит забор.
Видео.
Мы итогам первого этапа, наш видео ролик вошел в десятку лучших.
На следующем этапе нам предлагалось защитить ролик. В течении нескольких минут необходимо было объяснить на английском членам жюри почему наш выбор пал именно на это произведение и тп. Была приготовлена презентация.
И на третьем этапе проводилось тестирование по английскому языку. Мы не вошли в тройку сильнейших, но заняли почетное 5 место, получив приз - ужин в ресторане Мохито и сертификат участника, который все никак до нас не доедет с февраля месяца. Спасибо организаторам конкурса языковому центру «Hello»(((
2.4 Исследовательская работа
Одним из ключевых направлений деятельности школы становится стимулирование креативности учащихся. Исследовательская работа школьников представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах - с другой.
Исследовательская работа даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:
- развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки (реферирование литературы, оформление библиографии, создание структуры работы и оформление её);
- формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
- даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;
- воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;
- благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.
Заключение и выводы
Говоря в целом о работе с одаренными детьми в общеобразовательной школе, хочу отметить три основных момента, которые кажутся очень важными.
Эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие. Но при этом самое главное - не подавить в ребенке его индивидуальность, те черты и особенности, которые, собственно говоря, и делают его другим.
Педагоги, работающие с такими детьми, должны быть профессионально и психологически готовы работать с детьми, уровень способностей которых иногда выше, чем у учителя.
Главная цель работы учителя - воспитание образованного, порядочного и здорового человека, готового самостоятельно выбирать свой жизненный путь, ставить перед собой цели и творчески трудиться для их достижения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми в школе.
Выступление на методическом объединении...
Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных ...
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....
Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей
АннотацияВ статье описывается система работы образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной деятельности включающую в себя тьюто...
Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»
Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...