Повышение мотивации изучения иностранного языка с помощью информационно-коммуникационных технологий
статья (5, 6 класс) по теме
В статье рассматривается применение ИКТ в процессе преподавания иностранного языка в школе.
Главное внимание уделяется приемам использования технологий в изучении различных аспектов языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Повышение мотивации изучения иностранного языка с помощью информационно-коммуникационных технологий
Современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стремительно ворвались в нашу жизнь. Новое поколение школьников выросло в окружении компьютеров, сотовых телефонов и множества других «умных» и полезных устройств.
Современные школьники отличаются от предыдущих поколений особым способом восприятия информации: у них высока потребность в визуальной информации и зрительной стимуляции. Таким образом, появление в школе средств обучения нового поколения вполне оправдано. Компьютеры, мобильные классы, мультимедийные проекторы, интерактивные доски стали вполне привычным оснащением современного урока.
Один из актуальных вопросов учебного процесса- как повысить уровень усвоения учебного материала, то есть улучшить процесс понимания, запоминания и умение применять полученные знания. Уже давно установлено, что около 80% информации человек воспринимает через органы зрения, около 15% - через слух, и оставшиеся 5% - через осязание, обоняние и вкус. Но когда речь идет и о восприятии, и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти, то есть памяти движения. Это значит, что человек запомнит материал, когда увидит и «потрогает», то есть сам что-то воспроизведёт (запишет, нарисует и т.д.) применит на практике. Поэтому важно во время урока предоставлять ученикам возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу. Неоценимую помощь в этом оказывают ИКТ, не только представляющие мультимедийную среду для изложения и активного восприятия информации, но и повышающие мотивацию обучающиеся к изучению этой информации.
Такой подход к изучению иностранного языка очень важен на начальном этапе обучения, так как визуальные образы слов помогают младшим школьникам лучше запоминать лексику языка.
В своей работе, я, как правило, использую возможности интерактивной доски для предъявления нового материала, последующего закрепления и контроля знаний. Иллюстративная подача языкового материала особенно позволяет сформировать языковую компетентность, что, безусловно, повышает мотивацию к обучению, вызывая огромное желание изучить, освоить и увидеть конечный результат. Обучающиеся имеют возможность «рассортировать» лексику, по значению подобрать иллюстрацию к определённому тексту. Показателен тот факт, что дети имеют возможность сразу увидеть правильный результат, сравнить со своим, одновременно оценить свою работу. Оценочная деятельность с помощью ИКТ приобретает новую стимулирующую роль: «смайлы», которые несут эмоциональную окраску процесса обучения, освежают урок: отсутствие замечаний делает процесс обучения приятным. Во время урока класс делится на группы по 2-3 человека, поэтому дети могут, помимо учителя, сами помочь друг другу. Каждая группа рассматривается как отдельная команда, которая в конце урока оценивается учителем. Группы формируются с учётом языковой компетентности: «сильные» и «слабые». Таким образом, весь класс вовлечён в учебную деятельность. Каждая группа работает со своим ноутбуком. Общий результат работы виден на доске. Дети младших классов увлеченно занимаются в мобильном классе.
Одна из наиболее трудных задач для меня - побудить учащихся действовать и самостоятельно осмысливать учебный материал, ставить вопросы и находить на них ответы. Особенно это касается изучения грамматики английского языка. Постоянно хочется помочь, подсказать, поторопить найти ответ на поставленный вопрос, хотя при этом я понимаю, что мешаю им. Ведь изучение такой «неинтересной и скучной» грамматики вряд ли вдохновит всех детей одинаково.
Поэтому использование ИКТ в процессе изучения грамматики очень актуально. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает процессы мышления, восприятия, памяти. Данные технологии позволяют учащимся в интересной форме рассматривать понятия и определения, выполнять упражнения, что способствует чёткому восприятию грамматического материала.
В учебной работе я практически предъявляю новый грамматический материал, используя возможности интерактивной доски. Грамматика как бы оживает на слайдах: можно соотнести значение слов, соединить правильные части предложения, найти правильный вариант ответа и выбрать его; с помощью анимационных картинок объяснить разницу между настоящим простым и продолженным временами. Информационно-коммуникационная среда создаёт условия для готовности учащихся к обучению. Дети имеют возможность увидеть правильный результат сразу. Очень важно, что знания не передаются «в готовом виде», а формируются посредством самостоятельной работы обучающихся.
Хочу отметить, что урок в компьютерном классе не является только просмотром слайдов. Объяснение материала состоит из нескольких этапов: предъявление темы с последующим обсуждением, тренировочные упражнения, где обучающиеся могут наглядно увидеть, как «работает» грамматика в языковой среде, и, наконец, упражнение-тест, которое контролирует понимание темы.
Кроме того, обучающиеся получают возможность увидеть конечный вариант четким и аккуратным после всех исправлений. Они также могут перелистать слайды в обратном порядке или открыть нужный слайд для того, чтобы повторить и вспомнить объяснение учителя.
В течение урока учащиеся записывают конспект темы, что крайне важно для дальнейшего закрепления в виде домашнего задания.
Обращение к видеотехнологиям существенно расширяют возможности активизации коммуникативного подхода к изучению иностранного языка. Они позволяют понять культуру страны, язык которой изучается в школе, улучшают произношение, расширяют словарный запас,- словом, являются прекрасным инструментом обучения. Видео технологии имеют свои правила применения. Во-первых, продолжительность демонстрации кинофрагмента должна быть не более 2-5 минут. Порядок внедрения технологии следующий: во время первого просмотра обучающиеся знакомятся с видеоматериалом, после второго просмотра активизирую лексические единицы, анализирую задание, данное перед просмотром. Данная технология повышает мотивацию к изучению языка, и, собственно желание понимать иностранную речь (ведь так говорят любимые герои!)
Одной из самых успешных технологий, пользующейся популярностью среди детей, считаю «просмотр» при закрытом экране (only sound). Обучающийся сталкивается с учебной проблемной ситуацией, требующей разрешения, его мыслительная активность возрастает. Таким образом, уровень выполнимости принципа проблемности с помощью ИКТ гораздо выше, чем при использовании традиционных учебников. Кроме того, обучающиеся самостоятельно извлекают учебную информацию при чётком понимании конечных целей и задач учебной деятельности. Учитель объясняет задание к видеосюжету, и, используя функцию «затенение экрана», закрывает просмотр. Дети только слышат, но не видят киносюжета. Их задача - «услышать» информацию и передать на иностранном языке. При данном виде деятельности используется режим работы в группах, который добавляется дух соревнования, что также активизирует мыслительную деятельность обучающихся.
Важно обсудить предполагаемые варианты ответов до просмотра фильма. Затем учитель даёт возможность обучающимся увидеть киносюжет в привычном режиме. Группа, услышавшая правильную версию кинофрагмента, считается победителем в данном виде задания.
Как правило, в одном уроке я применяю одну видеотехнологию, требующую 15-20 минут интенсивной работы. Например, урок в 5 классе по теме «Прогноз погоды» в котором я применила вышеуказанную технологию
Список литературы:
- Биболетова М.З. Мультимедийные средства как помощник УМК “Enjoy English” для средней школы Иностранные языки в школе. – 1999. - №3. – С. 3-4.
- Войтко С.А. Об использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка Интернет-журнал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2004 – 2005. http://festival.1september.ru/articles/415914/
- Подопригорова Л.А. Использование интернета в обучении иностранным языкам Иностранные языки в школе, 2003. - №5. – С. 25-31.
- Костюк Е.В. Методика преподавания иностранных языков с использованием электронных ресурсов Методические рекомендации Академия постдипломного педагогического образования Санкт-Петербург 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание обучения и психолого-педагогические предпосылки включения в него социокультурного компонента в целях повышения мотивации изучения иностранных языков в общеобразовательной школе.
Проблема содержания в методике обучения иностранным языкам (ИЯ) остаётся одной из самых актуальных. Особо важное значение имеет взаимосвязь содержания обучения (СО) с социальными требованиями ...
Роль музыки и песен в повышении мотивации изучения иностранных языков
Презентация подготовлена для районного заседания метод. объединения учителей иностранных языков в августе 2013 года.Тема - "Роль музыки и песен в повышении мотивации изучения иностранных языков" на пр...
педагогический проект" Повышение мотивации учащихся к обучению через использование информационно-коммуникационных технологий"
В своем проекте я описываю значение ИКТ для повышения мотивации к обучению...
Способы повышения мотивации к изучению иностранного языка с помощью аудиальных каналов восприятия
В век информационных технологий и больших возможностей усложняются задачи, поставленные перед образованием: все труднее мотивировать учащегося, достичь эффективных результатов в обучении.Одним из эффе...
Педагогический проект "Проектирование интегрированного урока английского языка и изобразительного искусства для повышения мотивации изучения иностранного языка".
Педагогический проект «Проектирование интегрированного урока английского языка и изобразительного искусства для повышения мотивации изучения иностранного языка» представляет собой межпредметный, внутр...
Повышение Мотивации изучения иностранного языка на примере проектной деятельности
Повышение Мотивации изучения иностранного языка на примере проектной деятельности Аннотация Осуществление проектной деятельности - один из важных этапов в процессе обучения в условиях ...
Проектная методика как средство повышения мотивации изучения иностранных языков.
Среди многообразия новых педагогических технологий в системе образования, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода и повышение мотивации, наиболее характерна проектная методика об...