Cтатья "Экологическое воспитание на уроках иностранного языка"
статья на тему

Решетникова Зоя Борисовна

В данном материале я рассказываю формах воспитания по экологии на уроках немецкого и английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Решетникова Зоя Бориосвна,

учитель иностранных

языков МКОУ «Троицкая СОШ № 62»


Экологическое воспитание на уроках иностранного языка

В соответствии с социальным заказом общества перед школой стоит сегодня главная задача формирования качеств личности. Разработка новых технологий в промышленности и сельском хозяйстве будет осуществляться  теми, кто сидит сегодня за школьной партой. От них будет зависеть облик нашей планеты и решение самой глобальной проблемы выживания человечества. В связи с этим у нас в стране наблюдается экологизация учебных предметов, что способствует развитию экологических знаний, экологической культуры школьников как составляющих экологического воспитания.

Желание сосредоточиться на вопросах экологического воспитания возникло неслучайно. Тревожные новости о состоянии природы нашей прекрасной планеты не могли оставить равнодушными никого. Чтобы защитить природу и спасти Землю от гибели, нужно прививать завтрашним хозяевам Земли не мировоззрение “после нас хоть потоп”, а сыновьи чувства ответственности, бережливости, заботы и доброты. Это можно сделать при творческом подходе и на уроках иностранного языка тоже.

Хорошо известно, сколь огромным воспитанным, образовательным и развивающим потенциалом обладает иностранный язык как учебный предмет. Иностранный язык как действенный фактор социально-экологического, научно-технического и общекультурного прогресса общества и как средство общения обладает и определёнными возможностями в плане экологического воспитания. Экологическое образование и воспитание школьников является важной задачей современной школы и основной формой экологической культуры, включающей систему научных знаний и убеждений, способствующих становлению ответственности за состояние окружающей среды, охраны природы и рационального природопользования.

При написании данной статьи я ставила основную цель:

-предоставление своего педагогического опыта по экологическому воспитанию.      

Моей основной задачей при проведении экологического воспитания, описание которого  входит в контент данной статьи, является:

- воспитать экологически неравнодушных учеников.

- раскрыть формы работы по экологии на уроках иностранного языка.

          Экологическое образование школьников через предмет иностранный язык может идти по линии дополнения традиционных тем информацией экологического содержания. Отсюда вытекает необходимость формирования чувственного отношения ребёнка к окружающему миру. Несомненно, что тематика уроков иностранного языка предполагает широкие возможности работы в этом направлении. 

Я полагаю, младший школьный возраст является наиболее благоприятным для заложения основ формирования экологического восприятия действительности. Темы учебных занятий первых лет обучения иностранному языку - такие как «Моя семья», «Погода», «Мой дом», «Животные»  и другие напрямую связаны с целями и задачами экологического образования. На мой взгляд, учителю достаточно связать и насытить тематику уроков по этим темам экологическим содержанием. Так, например, по теме «Животные» в младших классах изучаются названия животных, среда их обитания, на базе полученных знаний учащиеся учатся составлять рассказ о своём любимом домашнем или диком животном. Говорится о том, что животных надо охранять, а бытовой мусор нельзя выбрасывать куда попало. 

Личностно-ориентированная позиция педагога, несомненно, позволяет учителю поставить нужные задачи по экологии и правильно организовать педагогическое общение на уроках по данным темам.  Необходимо так построить урок, чтобы каждый ученик имел возможность активно участвовать в работе на уроках с использованием направленности на экологию. 

 Специфическими формами организации общения младших школьников, учащихся 5 – 6 классов являются игровые формы, когда они используются максимально широко и разнообразно. Применение игровой деятельности учащихся на уроках иностранного языка возможно и в целях экологического воспитания. Экологические игры направлены на формирование положительного отношения учащихся к живой природе через эмоциональные реакции. Но так как игра, содержащая экологическую направленность, способствует формированию положительного отношения, она является мощным средством обучения и воспитания ответственного отношения к природе.

Хочется отметить, что в моей многолетней практике как учителя иностранного языка я часто использовала такие ролевые игры как:

*путешествие на международную экологическую конференцию по защите природы;   (4-5 классы, английский и немецкий язык)

          *домашние задания с просьбой начертить схему зеленых зон поселка; (5-7 классы, английский и немецкий язык)

* проекты построения экологически чистого города будущего из ЛЕГО или из Sticky colorful balls; (4-6 классы, английский и немецкий язык)

* во время дней иностранных языков в школе показ кукольных спектаклей на экологическую тему; «Защитим природу», «Спасем елочки перед новым годом»

* участие в фотоконкурсах по экологии;

Ещё одним вспомогательным средством в экологическом образовании и воспитании школьников на уроках иностранного языка является демонстрация сюжетов видеофильмов о природе, животных и птицах. Аудиовизуальный метод является одним из ведущих вспомогательных методов обучения иностранному языку. Он обеспечивает наглядность, яркое эмоциональное представление учебного материала, создаёт образ предмета обучения, обладает высокой информативностью, а также даёт возможность учащимся получить адекватное представление об иноязычной речи.

Использование  пословиц, идиом, поговорок  на уроках иностранного языка также играет большую роль в экологическом образовании учащихся.

Правильно организованное общение на уроках иностранного языка способствует тому, что содержание общения становится проблемным, насыщенным теми вопросами, которые вытекают из специфических способностей становления личности на каждом возрастном этапе. В общении в доступной возрасту учащихся форме можно ставить пред ними экологические проблемы, что способствует попыткам ребят решать их самостоятельно. Содержание общения в процессе жизнедеятельности коллектива расширяет видение мира учащимися, способствует познанию ими различных сторон социальной действительности, человеческих отношений, помогает им формировать собственную позицию о мире. 

 Если на начальном этапе обучения учащиеся знакомятся только с отдельными элементами экологической проблематики, то на среднем и старшем этапах она присутствует в достаточно большем объёме, что позволяет решать практические общеобразовательные и воспитательные задачи на более высоком уровне. 

 Лексический материал, обслуживающий экологическую проблематику увеличивается из года в год, на каждом этапе обучения. Этот словарь обслуживает более сложные речевые поступки. От описаний природы на начальном этапе учащиеся переходят к высказыванию своих оценочных суждений, своего мнения по поводу обсуждаемых проблем, что можно в интересной форме организовать для учащихся. Такие педагогические технологии, как технология развитие критического мышления, кейс-технология, игровые технологии, которые я применяю на своих уроках, помогают мне вести экологическое образование и воспитание и не позволяют ученикам быть экологически равнодушными.  

 Во всех классах в учебнике немецкого языка автора Бим по усложнению дается тема «Город. Городская жизнь», «Жизнь в деревне». Учащиеся  всех классов с удовольствием выполняют рисованные проекты по темам, рисуют по заданным параметрам и, защищая свои проекты, рассказывают о них, исходя из их словарного запаса. Дети говорят о том, что улицы  немецких городов длинные, широкие и чистые. Немцы любят порядок. А мы? Как содержим мы свои улицы и дворы? Об этом  рассказывают учащиеся, изучая тему «Где и как живут люди?». 

 При изучении темы «Кто где работает? Свободное время?» ученики знакомятся с лексикой на экологическую тему: земля, солнце, природа, опасность, загрязнять, содержать в чистоте и другой. Получают информацию из текстов о том, что наша планета в опасности. Чтобы сохранить её, нужно охранять леса и парки, бороться с мусором, содержать в чистоте города и деревни. Учащиеся письменно составляют сообщения на данную тему, делают рисунки, а потом их защищают. 

Экологическое образование учащиеся получают при изучении темы «В городе зима». Наблюдения за природой в разное время года, забота о птицах зимой способствует развитию любви учащихся к родному краю, к Родине. 

 Формирование экологической воспитанности учащихся  происходит на протяжении изучения темы – «Осень». Дети наблюдают осенние изменения в природе, восхищаются красками осени и её дарами и говорят о необходимости беречь природу. На уроке немецкого языка дети готовят сообщения о любимом времени года, учат стихи и песни, слушают классическую музыку. 

Зимой ребята заботятся о птицах, весной убирают дворы и улицы, сажают деревья и цветы, осенью помогают родителям в уборке урожая, работают на пришкольном участке. Эти моменты отражены в работах учащихся.

Проектная методика позволяет сделать учебный процесс для школьников личностно-значимым, где он сможет раскрыть свой творческий потенциал, проявить и реализовать свои исследовательские способности, активность, самостоятельность. Проектная методика вызывает интерес у учащихся к изучаемому предмету и материалу, поддерживая мотивацию обучения на достаточно высоком уровне. Дети всех возрастов занимаются проектной деятельностью. Все это развивает творческую фантазию и способности детей, воспитывает бережное отношение к природе и окружающему миру. 

         Формированию экологической культуры учащихся  способствует изучение темы «Свободное время…».  Развитие любви к животному миру, стремление убедить в важности интересного времяпрепровождения способствует реализации воспитательных целей. В свободное время учащиеся занимаются любимым делом. Некоторые дети имеют дома животных и с удовольствием заботятся о них. На уроках дети рассказывают об этом.

Наша планета в опасности. Кислотные дожди, загрязнение воздуха и воды, озоновая дыра, уничтожение лесов и животных – всё это может привести к катастрофе. Что же нужно сделать, чтобы защитить природу? Какое участие могут принять в этом дети? Такие проблемные вопросы ставятся перед учениками на уроках.  И они говорят, что могут заботиться о лесе и животных в нём, следить за чистотой улиц, дворов, своего жилища, помогать старым и больным людям. Обо всем этом дискутируют дети при изучении темы «Заботимся вместе о нашей планете Земля». 

 По данной теме  в течение моей педагогической практики я проводила много уроков, конференций, уроков-игр. В экологических конференциях принимали участие учащиеся 5-11 классов. Учащиеся читали стихи о природе, животных, о том, как прекрасна Земля. Рисовали картинки о любимом времени года, рисунки сопровождали рассказом. Ученики всех ступеней обучения, сообразно их знаниям, готовили выступление о том, в какой опасности наша планета Земля. Загрязнение воды и воздуха, уничтожение лесов и исчезновение животных – это важные экологические проблемы. Учащиеся приводили примеры на затронутую тему, это связные монологические высказывания или отрывки из текстов, подобранных заранее. Многие демонстрировали фотографии, сделанные собственноручно.

 Дети выступали в роли юных экологов. Они призывали присутствующих защитить природу от катастрофы. Мы должны содержать в чистоте воздух, воду, лес, землю! Мы должны заботиться о животных и птицах! Мы должны помогать пожилым и больным людям! Мы должны украшать наши сёла и города! Такими были призывы экологов, отраженные в плакатах.

С целью формирования экологической культуры учащихся на уроках английского языка, я применяю экологические проекты, которые способствуют экологическому просвещению ребят. Они могут выступать в роли журналиста, освещающего экологические проблемы, корреспондента, ведущего репортажа с места, где произошло чрезвычайное природное явление, менеджера ресторана, предлагающего своим клиентам меню из экологически чистых продуктов. Мини-проекты выполняются учениками как домашнее задание по предмету. Форма проектов и мини проектов разная. Это - постеры, доклады, инструкции, законопроекты.

На уроках мы беседуем о флоре и фауне области и района о редких растениях, исчезающих животных и птицах нашего края. Детьми подбираются соответствующие тексты, рассказы и загадки. Все это также играет роль в решении экологических проблем. 

Экологическим вопросам в старших классов тоже уделяется большое внимание. Как правильно путешествовать за границу и по родной стране, как вести подготовку к поездке – эти вопросы решают учащиеся при изучении тем «Мы готовимся к путешествию», «Путешествие в Германию» - немецкий язык, «Молодежные лагеря», английский язык. Учащиеся немецкого языка знакомятся с живописными местами Германии: горы Гарц, Тюрингский лес, Шварцвальд, Боденское озеро – это не только любимые места отдыха немцев, но и экологически чистые зоны. Велико значение самой живописной и романтической реки Рейн. Это не только транспортная артерия Европы, но и для миллионов немцев из Рейна идёт питьевая вода (предварительно очищенная). Продолжается разговор о чистоте рек и водоёмов, зон отдыха в нашей стране. Совсем недавно при изучении темы «Летние каникулы» я провела урок по методу кейсов, когда ученики, представляя себя работниками туристической фирмы, выбирали место отдыха для своих клиентов, напоминая им о необходимости думать о природе.

На старшей ступени обучения на уроках английского и немецкого языка я организую экскурсии по улицам поселка с целью составления карты поселка с указанием несанкционированных мусорных свалок. После таких уроков обучающиеся сами предлагают написать в газету статью и опустить жителям в почтовые ящики листовки с просьбой не мусорить на улицах.

Иногда провожу ролевые игры «Суд над глобализацией», «Выездное заседание экологического суда» и даже ученики со слабыми знаниями пытаются говорить на языке на таких игровых уроках.

У всех учащихся на уроках вызывает интерес тема «Проблемы сегодняшней молодёжи».  Проблема экологии человека также не остаётся без внимания на таких занятиях. Ученики рассказывают, как они заботятся друг о друге, о своей семье, бабушках и дедушках. Каждый школьник рассказывает о своей помощи дома родителям, помощи престарелым одиноким людям. При изучении темы «Спорт» говорим о необходимости занятий спорта, о ведении здорового образа жизни. Разговор идёт о вредных привычках: курении, алкоголе, наркотиках, которые наносят вред не только организму человека, но и окружающей среде. Наблюдая за детьми, я увидела, что подростки согласны вести борьбу против вредных привычек, они за здоровый образ жизни и экологически чистую среду. Их волнует здоровье их потомков.

Считаю, что работа по экологическому воспитанию на уроках и во внеурочное время имеет свои результаты. И правильно организованное педагогическое общение в школе способствует тому, что содержание общения становится проблемным, насыщенным теми вопросами, которые вытекают из специфических особенностей становления личности на каждом возрастном этапе. 

В общении на уроках иностранного языка в доступной возрасту учащихся форме фигурируют мировоззренческие проблемы и  способствует попыткам ребят решать их самостоятельно. Содержание общения в процессе жизнедеятельности коллектива расширяет видение мира учащимися, способствует познанию ими различных сторон социальной действительности, человеческих отношений, помогают им формировать собственную позицию в мире.

На мой взгляд, проблемы экологической культуры очень волнуют учащихся и моя задача, как учителя  не только научить ребенка говорить на английском  и немецком языке, понимать его, читать, писать на этих языках,  но и уметь применять  знания, полученные на уроках в реальной жизни.

Верю, что экологические знания нужны моим учащимся для жизни, от них зависит их будущая жизнь, здоровье и благополучие. Я, как учитель, должна готовить детей к жизни, научить их жить в мире с природой, с самим собой. Я должна научить моих учеников не быть экологически равнодушными!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание на уроках иностранного языка

Экологическое воспитание на уроках иностранного языка  опирается на  эмоции, чувства: удивление и восхищение, уважение и желание помочь природе. Дети учатся не только понять её...

Эстетическое воспитание на уроках иностранного языка.

Формирование эстетического отношения детей к действительности и искусству происходит с раннего возраста. Изучение каждого предмета в школе также способствует эстетическому воспитанию, и на уроках инос...

Экологическое воспитание на уроках иностранного языка

Экологическое образование и воспитание школьников является важной задачей современной школы и основной формой экологической культуры, включающей систему научных знаний и убеждений, способствующих стан...

Экологическое воспитание на уроках иностранного языка

Экологическому воспитанию в наше время уделяется довольно большое внимание.И задача иностранного языка в этом довольно обширна....

Гигиеническое воспитание на уроках иностранного языка.

Гигиеническое воспитание на уроках иностранного языка....

Статья «Приобщение школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания на уроках иностранного языка» и презентация к ней.

Чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веко...