СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
статья на тему

Веретельникова Ирина Анатольевна

Выступление по теме "Социализация личности учащегося" В статье затрагиваются некоторые проблемы социализации личности учащихся на современном этапе и методические приемы решения этих проблем посредством уроков иностранного языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализация личности учащегося через урочную и внеурочную деятельность.

Веретельникова И.А., учитель английского языка

Гимназия №343, г. Санкт-Петербург

Одной из основных целей образования является формирование личности, полезной обществу, на основе богатого культурного жизненного опыта. Иначе говоря, формирование социализированной личности. Значит, задачей школы является создание благоприятных условий для успешной социализации учащихся в школе.

На сегодняшний день термин 
«социализация» получил широкую распространённость, но до сих пор не имеет однозначного толкования. Самое распространённое определение даётся в Российской педагогической энциклопедии, в которой говорится, что социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. В социологическом словаре указано, что социализация – процесс, в ходе которого культура общества передаётся детям.

 Понятие «социализация» тесно связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение».

Какими  должны быть современные учащиеся, чтобы отвечать требованиям современного общества? Какая цель стоит перед нашим педагогическим коллективом в  связи с этим?

Мы, конечно, делаем многое, что зависит от нас, но, к сожалению , мы часто ограничены проблемами.

В современной системе образования появились и развиваются технологии, помогающие нам преодолеть эти проблемы. Многие из них нам знакомы и много говорили о них на наших педсоветах и совещаниях, прошу меня простить, если я буду повторяться.

Итак, в школе социализация происходит как на уроках, так и после них. Социализация на уроке начинается с отношения к предмету, проявления самостоятельности, терпимости, а также готовности к диалогу и работе в группе. Во внеурочной деятельности в школе подросток должен иметь возможности реализовать уже имеющиеся навыки и способности. В качестве примера хочу привести нашу научно-практическую конференцию, о чем я говорю постоянно. Учащиеся, прошедшие через практику конференции практически не имеют проблем в вузах с выступлениями на научных семинарах, различных практикумах и работе в студенческих научных обществах, т.к. они обучены самостоятельному поиску, отбору, анализу и применению информации, и, что немаловажно, у них есть опыт публичных выступлений и нет страха перед ними. Проектный метод, который давно прочно вошел в жизнь нашей школы, также является мощным средством успешной социализации учащихся.   В этом возрасте как никогда актуальна коллективная проектная деятельность: как предметная, так и социально-ориентированная. Что касается социально ориентированной деятельности, хочу сказать несколько слов о нашей дружбе с центром социальной реабилитации престарелых.

Поскольку главная моя деятельность это учитель английского языка, я хочу сказать о том, как преподавание данного предмета и внеурочная деятельность по предмету способствует социализации учащихся нашей гимназии.

Зачем же современные учащиеся, по их мнению, изучают английский?

Проведенное анкетирование среди обучающихся школы позволило определить отношение подростков к изучению иностранного языка и стремление овладеть им.  Анализ результатов анкетирования показал - учащиеся уверены в необходимости изучения иностранного языка. 100% респондентов считают, что знания английского языка необходимы в жизни.

Следовательно, Это подтверждает уровень высоких социальных притязаний современной молодежи и требований к системе образования как важному этапу социализации личности. Такой социальный запрос вызывает необходимость создания новых технологий в процессе обучения английскому языку в школе.

Готовясь к педсовету я встретилась с таким термином, как «создание Ситуации успеха». О такой ситуации рассказывает в своей книге Уилльям Глассер: «В одном из классов американской средней школы появился психолог, чтобы провести исследование умственных способностей детей. После соответствующих тестов он объявил имена тех, кто показал наиболее высокий коэффициент интеллектуальности. При этом он сознательно совершил подлог: среди тех, кого он назвал самыми умными, более половины в действительности обладали средними или невысокими умственными возможностями. Через год, придя в ту же школу, он обнаружил, что все те, кому он создал репутацию наиболее умных, являются лучшими учениками в классе. А ведь о его подлоге никто не знал! Следовательно, репутация умницы создала у слабых иной «Я-образ», побудивший их с интересом и старанием относиться к учебе».

Английский язык как учебный предмет обладает образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом для решения актуальной задачи современного общества-формирования личности учащегося и его успешной социализации.
Жизнь доказывает, что высокий уровень иноязычной грамотности неизбежно ведёт к повышению интеллектуального, нравственного, экономического, политического потенциала общества, поскольку обеспечивает доступ к мировым общечеловеческим ценностям. Каждый человек, знающий иностранный язык, в определённой мере увеличивает потенциал страны. Языковая компетентность является показателем цивилизованности общества.  Известно, что общение в другой языковой среде способствует социальной адаптации личности. Используемые на уроках английского языка методы и приёмы создают предпосылки для успешной социализации выпускников.

Использование современных учебников позволяет нам моделировать на уроках ситуации реальной действительности, участие в речевых играх, действиях в предполагаемых обстоятельствах развивают воображение и творческие способности учащихся, в игре приобретается опыт социальной жизни. Так, в 10-11 классах при изучении темы, условно называемой Выбор профессии я провожу урок-ролевую игру «Собеседование при приеме на работу», где учащиеся выступают как в роли соискателя на вакансию, так и в роли менеджера, проводящего собеседование.

 Для того чтобы учащийся был социально адаптирован, необходимо владение коммуникативной и лингвистической компетенцией, что означает владеть хорошими грамматическими навыками, чтобы применять их в жизни. Говорить и писать неграмотно сейчас не в моде. Поэтому в своей работе большое внимание уделяется формированию, развитию и совершенствованию грамматических и лексических навыков. Для  тренировки использую различные упражнения. Основные принципы подбора упражнений:

  • от простого к сложному
  • эффективность
  • Использование аутентичного материала

     При выполнении таких упражнений ученики овладевают всеми видами речевой деятельности, культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных сферах общения, что в конечном итоге, способствует социализации  учащихся.

  • Написание творческих работ

Считаю этот вид работы очень важным средством в достижении цели адаптации и социализации учащегося. Учащиеся могут  писать и говорить о том, что они пережили лично, что стало фактом их жизни, а также представить свои действия в воображаемых ситуациях.

Основными видами творческих работ, способствующих социализации личности обучающихся, считаю следующие:

  • Социальные проекты
  • Буклеты
  • Эссе
  • Письма, которые учащиеся 11 класса пишут воображаемым или реальным ректорам институтов, куда они собираются поступать по окончании школы.
  • Сообщения учащихся о различных аспектах британской жизни: достопримечательности, королевская семья, писатели, музыка, живопись, лондонское такси, британская кухня.

 Очень важным принципом этого вида работы является внимание и интерес к внутреннему миру каждого ученика, когда, слушая, а иногда и читая эти работы, учащиеся  узнают друг друга, для них очень важно, чтобы их творчество воздействовало на класс, а не только на учителя.

Введение интерактивных форм обучения

а) ролевая игра

б) устные дискуссии

Основная цель этого вида работы – научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их. Темы дискуссий подбираю интересные и в то же время хорошо знакомы детям.

в) нетрадиционные формы уроков (урок-игра, урок-лекция, урок-диспут, урок-КВН ит.д.)

Иностранный язык изучается как феномен культуры народа, который говорит на этом языке. В то же время язык выступает одновременно мощным средством постижения культурных ценностей. Поэтому так важна лингвострановедческая направленность обучения. Знание культурных ценностей, этикета и особенностей поведения других народов способствует успешной социализации учащихся в различном культурном окружении.

В заключении хочу сказать, что раньше успешность учителя иностранных языков оценивалась по тому, сколько его учащихся поступило на лингвистический или филологический факультет. Теперь же критерии поменялись. Более важным считается насколько часто и эффективно наши учащиеся и выпускники могут применять полученные навыки в различных областях своей деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социализация школьников – необходимые условия и возможности успешной социальной адаптации в обществе Социализация личности – процесс вхождения (интеграции) её в общество, в различные типы социальных общностей (группа, коллектив, организация и др.) посредством усвоения культуры, социальных ценностей и норм, на основе которых формируются общественно значимые черты личности

Слайд 2

Добрая школа – это хорошо, умная школа – это великолепно, но ребенок должен быть еще и подготовлен к жизни. Д.Дьюи

Слайд 3

« В процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность. Социализация осуществляется через следующие механизмы: Социальные нормы – общепринятые образцы поведения, регламентирующие взаимоотношения людей в обществе; Социальный контроль – обеспечивает выполнение социальных норм; Социальные роли – одобряемые образцы поведения, которые общество ожидает от человека; Социальный статус – место личности в данной конкретной системе социальных взаимосвязей;

Слайд 4

Социально защищенные; Нравственно стойкие; Социально закаленные против всякого рода соблазнов; Имеют знания на уровне современной науки и техники; Здоровые физически и психически; И главное, имеют социальный опыт самостоятельного принятия решений, делают выбор поведения, профессии, партнеров, ценностей и т.д.

Слайд 5

Главная цель педагогического коллектива и каждого педагога - вывести ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастном этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, а также обеспечивать инструментарием саморазвития.

Слайд 6

Проблемы Сегодня содержание и методы среднего образования не всегда отвечают требованиям современной социализации: Содержание страдает технократизмом, преобладанием умственного компонента над этическим и эстетическим, низким уровнем физподготовки, содержательной перегрузкой программ и учебников; Среди методов обучения преобладают вербальные, репродуктивные, многие основаны на принуждении – ты должен… Ребенок, а иногда и педагог в такой среде лишен выбора самому планировать свою деятельность.

Слайд 7

В новой технологии ставка делается на внутриличностные факторы мотивации учащихся, на присущие детям природные потребности саморазвития, на стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению .

Слайд 8

Оптимально личностный подход, сочетание уважения и требовательности, стимулирование. Предварительная диагностика, определяющая необходимость социализирующих действий. Воспитание у подростка веры в себя, формирование опыта регулирования своего поведения. Оптимизация его социального поведения. Использование разнообразных интерактивных методик: игровых, проблемных, коммуникативных

Слайд 10

С целью выявления уровня сформированности основных мотивов изучения английского языка было проанкетировано 46 учащихся. На основании полученных данных построен график уровня сформированности мотивации учебной деятельности: Для успешной карьеры - 46% Осуществлять международные контакты, путешествовать - 40% Переписываться с друзьями из других стран – 37% Слушать и понимать песни на английском языке - 36% Для обучения за границей – 17% Читать книги, журналы, научные публикации в оригинале -8% Для успешной сдачи экзамена -6% Смотреть фильмы в оригинале- 5% Для поступления в вуз -5% Для общего развития – 5% Для поднятия собственной самооценки – 2% Для установки программ на компьютере – 2%

Слайд 11

Создание ситуации успеха Педагогу необходимо осознавать, что успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь ввиду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Прежде всего следует разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполненной работы. Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех— результат подобной ситуации. Ситуация — это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики; это то, что способен организовать учитель.

Слайд 12

Важным условием эффективной работы школы по проблеме социализации школьников является повышение профессиональной компетентности педагогов, ответственных за социальную адаптацию и успешность обучающихся в современном обществе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная методика как один из видов интерактивных технологий, способствующих успешной социализации личности учащихся и осознанию важности социального взаимодействия

Безусловно, любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности, усвоили семейные роли, были законопослушными гражданам...

Мультимедийный проект как средство социализации личности учащегося в условиях современной школы.

Статья участвует в конкурсе Образование 3.0 Иностранный язык в жизни современного подрастающего поколения приобрел в настоящее время, не побоюсь этого слова, глобальный смысл.  Мотивация к его...

Авторская программа воспитательной работы по развитию и социализации личности учащихся«Мир наших «Я» 5-9 класс на 2010 - 2015

Программа «Мир наших «Я» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  к структуре основной образовательной прог...

Социализация личности учащихся

Опыт работы социального педагога школы...

Социализация личности учащихся основной школы

Материал об исследовании социализации ребенка в школе....

Социализация личности учащихся основной школы в условиях

Материал об исследовании социализации ребенка в школе....

"Педагогическая мастерская "Традиции и инновации в процессе воспитания и социализации личности учащихся".

"Педагогическая мастерская "Традиции и инновации в процессе воспитания и социализации личности учащихся", проведённая для коллег в  с. Ремонтное....