Из опыта работы
статья на тему

Духовникова Людмила Ивановна

Проблемные задания с применением очных и дистанционных форм обучения как эффективный способ повышения учебной мотивации в рамках ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_problemnye_zadaniya.docx29.88 КБ

Предварительный просмотр:

Л.И. Духовникова

Проблемные задания с применением очных и дистанционных форм обучения как эффективный способ повышения учебной мотивации в рамках ФГОС.

В своей педагогической практике, работая в общеобразовательных и профильных классах, я давно пришла к выводу, что компенсировать скуку и лень на уроке, повысить желание детей учиться и преодолевать неизбежные трудности в обучении возможно только путем вовлечения обучающихся в активную мыслительную деятельность. Ведь лишь то дается легко, что дается с радостью и желанием. Развитие изобретательных и творческих способностей ребенка многократно увеличивает эффективность процесса обучения. Великолепным подспорьем в данной ситуации является использование в учебном процессе технологии проблемного обучения и ресурсов сети Интернет.

Интернет предоставляет уникальную возможность для создания естественной языковой среды. «Другими словами, процесс обучения можно продолжить за пределами урока, школы, если мы попробуем распределить свои усилия между уроком и внеурочной деятельностью, интегрируя очные и дистанционные формы обучения на основе широкого использования ресурсов и услуг Интернета».[1, c. 26]

В своей педагогической деятельности я использую информационные ресурсы сети Интернет для развития навыков самостоятельного поиска информации, для обогащения словарного запаса, ознакомления с культуроведческими знаниями, а также формирования устойчивой мотивации к изучению иностранного языка. Обучающиеся получают домашнее задание найти нужную информацию в сети Интернет. Аутентичные материалы, найденные обучающимися, становятся основой проблемных обсуждений для развития навыков всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования и письма. «Где нет вопроса или проблемы для разре шения, или нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум … Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления». [2, с. 10-11]

В свете требований ФГОС обучение английскому языку должно строиться на принципиально новой основе, которая предполагает перенос акцента с передачи обучаемым готовых знаний к добыванию их в процессе активной учебно-познавательной деятельности. Широко применяется этот принцип в контексте дистанционного обучения. В центре методики дистанционного обучения лежит самостоятельная деятельность обучаемого.

Разработкой и внедрением в учебный процесс новых информационных технологий активно занимаются такие исследователи как, Полат Е. С.,Дмитреева Е. И., Новиков С. В,Полилова Т.А., Цветкова Л. А. и т. д.

Одной из приоритетных задач обучения иностранным языкам в современной школе является работа с информацией. Не секрет, что учебники не представляют достаточного количества текстов, которые могли бы заинтересовать обучающихся своей значимостью, актуальностью и возможностью извлечения дополнительной информации. Я нахожу выход из этой ситуации при помощи ресурсов Интернет, организуя работу обучающихся в малых группах для сотрудничества в сетях.

В качестве образца коммуникативно-поисковых проблемных заданий с использованием сети Интернет предлагаю следующий образец.

You and your friends are thinking of where you could go for a summer holidays together. Discuss the following options: Spain, Germany and France and choose one you like most of all.

Ученикам предлагаются адреса сайтов и вопросы на поиск информации.

http://www.travelsupermarket.com/c/holidays/spain/9/

http://www.travelsupermarket.com/c/holidays/germany/8/

http://www.travelsupermarket.com/c/holidays/france/

1. What is the best time to visit the country? Explain why.

2. Which destination is the most suitable for young people? Prove your ideas.

3. Which activities does the country offer?

4. Which resort would you prefer? Give your reasons.

Учащихся делятся на группы и каждая группа получает задание по электронной почте. В этом задании задается общая тема для изучения (проблемная ситуация, отдельные вопросы для обсуждения). Далее они планируют свою работу и определяют, кто за что отвечает, кто какую часть задания готовит.

Дальнейшая работа строится по следующему плану:

1. Обсуждение. Совместная задача участников одной группы - обсудить друг с другом стратегию поиска, обменяться известной информацией по изучаемому вопросу.

2. Поиск и анализ информации. На этом этапе дети работают индивидуально, собирая и анализируя информацию. Их задача - как можно детальнее познакомиться с вопросом. Группа имеет возможность обратиться к учителю по электронной почте в случае возникновения трудностей.

3.Оформление результатов. После сбора и первоначального анализа информации члены группы работают вместе. Они представляют собранную информацию друг другу, подводят итоги проделанной работы, вырабатывают окончательный вариант презентации по данной теме, которую они затем представят другим участникам группы.

4. Итогом работы группы является защита собранного материала в виде презентации PowerPoint или мультимедиа видеоролика.

После завершения обмена презентациями и обсуждения всех вопросов, которые были недостаточно ясно отображены в презентациях, обучающиеся переходят к обсуждению и отдают предпочтение одному из предложенных вариантов. Учитель аргументирует свою точку зрения, ученики – свою. Вместе оценивают работу. Учитывается вклад каждого в общее дело, удалось ли работать командой. Я понимаю, что речевая деятельность прежде всего предусматривает живое общение. Поэтому недопустимо ограничиваться только лишь помощью компьютера. Живое общение с учителем и одноклассниками при обсуждении проблемной ситуации способствует не только развитию речевых умений, но и интеллектуальному развитию обучающихся.

Задания такого типа являются оптимальными для детей с ограниченными физическими возможностями.

Процесс интеграции очных и дистанционных форм обучения имеет ряд положительных сторон:

- увеличение доли самостоятельной деятельности;

- индивидуализация и дифференциация процесса;

- формирование информационной культуры и культуроведческой осведомленности;

- повышение мотивации обучения;

- передача любой информации, доступ к различным источникам информации;

- гибкий график занятий.

Но, с другой стороны, существует опасность чрезмерного увлечения информационными ресурсами Интернета и проблема культуры общения.  Это требует формирования у обучающихся толерантного отношения к чужому мнению и тщательного отбора, а также предварительной проработки материала учителем.

Чтобы выявить отношение обучающихся к использованию ресурсов Интернета для решения проблемных ситуаций, мною было проведено анкетирование. В нем приняли участие 30 учащихся 11 классов. В результате анкетирования удалось выяснить, что большинству обучающихся (70%) нравится работать с дополнительными актуальными и информативными текстами в дистанционной форме. В ответе на вопрос, в чем они видят преимущества данного вида учебной деятельности, большинство обучающихся указали: приближенность к реальным условиям (62%), внесение разнообразия в учебный процесс (65,5%), дополнительные возможности для общения с одноклассниками (90%), дополнительные возможности для получения информации (83%). Это свидетельствует о том, что различные формы интеракции вызвали интерес обучающихся своим отличием от традиционных форм работы на уроке, а также приближенностью к реальным жизненным ситуациям. Большинство опрошенных (80,5%), хотели бы в дальнейшем принимать участие в различных формах взаимодействия в урочной и внеурочной деятельности.

Основой своего жизненного и профессионального кредо считаю слова основоположника педагогики А Дистервега «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным желаниям».

Литература

1. Полат Е.С. Интеграция очных и дистанционных форм обучения в старших классах общеобразовательной школы // Иностранные языки в школе. 2005 № 2 с.26.

2. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.М. Никольского / Под ред. Н.Д. Виноградова. - Москва: Мир, 1919. с.10-11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...