Целеполагание на уроках английского языка
статья на тему

Сливень Валентина Алексеевна

Выступление на семинаре "Урок в формате ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tselepolaganie_na_urokah.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Новое время  выдвинуло новые требования к тому, каким должен быть современный выпускник школы. Важнейшей задачей системы образования сегодня является формирование универсальных учебных действий, которые согласно ФГОС становятся основой образовательного и воспитательного процесса. Сегодня урок должен стать для школьника не только занятием по решению задач, но и позволить ему освоить способы успешного существования в современном обществе, т. е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. А значит, современный ученик должен обладать регулятивными учебными действиями.

К регулятивным учебным действиям относятся: целеполагание, планирование деятельности, прогнозирование результата, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.

Ведущее место в структуре современного урока занимает этап целеполагания. Именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. Организация данного этапа требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. Особенность учебной деятельности состоит в том, что «ее результатом является изменение самого учащегося». Новые федеральные образовательные стандарты предлагают ввести в учебную деятельность такой метапредметный вид как целеполагание, который в педагогическом и психологическом смысле направлен на изменение сознания школьника, изменение самого подхода к организации учебной деятельности, включения личности ребенка в планирование своей учебы, осознания своих результатов, в конечном итоге – превращения учащегося из объекта обучения в его субъект, полноправного управленца и организатора учебной деятельности.

Что такое целеполагание? Это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.  В традиционной методике целеполагание – это овладение системой прочных знаний. А целеполагание по ФГОС отражает  то, как учитель видит конечный результат, каковы итоги изучения темы и каков вклад в развитие школьника.

Критерии анализа целей:

1.Конкретна

2.Измерима

3.Достижима

4.Ориентирована на результат

5.Соотноситься с конкретным сроком

Цель урока трансформируется в педагогические задачи:

Информационная -  Чему мы будем учиться?
Операционная  - Как будем учиться?

Мотивационная – Зачем нам это надо?

Коммуникативная – С кем и где мы будем учиться?

Некоторые приёмы целеполагания

Мозговой штурм

Учащимся предлагается вспомнить как можно больше слов-ассоциаций по озвученной теме урока. Все слова, которые называют ученики, записываются на доске. После того, как ученики ответят, спросить «Что бы вы хотели узнать по этой теме?». После интересующих их вопросов предлагается учащимся сформулировать тему и цели урока.

 «Яркое пятно»

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

Исключение

Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.

Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.

Домысливание

Предлагается тема урока и слова "помощники":

Повторим…

Изучим…

Узнаем…

Проверим…

С помощью слов "помощников" учащиеся формулируют цели урока.

Лови ошибку!  Этот прием  позволяет проверить лексико-грамматические знания. Упражнения или тест имеет ошибки, находя которые учащиеся закрепляют лексические и грамматические правила.

Кроссворды

Загадки

Использование подобных  приемов целеполагания помогает учащимся понять и принять цели урока, делает  урок эффективным и продуктивным.

Глаголы для формулирования конкретных учебных результатов

Знания

(факты,опреде-ления,термино-логия)

Понимание

Применение

(использование на практике)

Анализ

(распределение на части)

Синтез

(получение целого)

Оценка

(оценивает значение)

-узнаёт

-распознаёт

-воспроизводит

-перечисляет

-дает определение

-указывает

-подчеркивает

-формулирует правила

-кратко излагает

-объясняет

-приводит примеры

-расставляет по порядку

-сравнивает

-задает вопрос

-выполняет последовательность действий

-повторяет  стандартную процедуру

-демонстрирует

-применяет

-преобразует

-переносит

-находит

-подбирает

-рассуждает

-описывает

-различает

-классифицирует

-исследует

-соотносит

-определяет

-опровергает

-вычленяет

-устанавливает причинно-следственные связи

-сообщает

-обобщает

-организует

-строит

-доказывает

-разрабатыва-ет план

-создает алгоритм

-высказывает суждение

-обсуждает

-дает рекомендации

-проектирует

-прогнозиру-ет

-интерпрети-рует

-вносит изменения

Используемые источники:

1.Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2008.

2.Материалы курсов повышения квалификации «Урок как пространство для совместной продуктивной деятельности»

3.Целеполагание- как метапредметный вид учебной деятельности https://kopilkaurokov.ru/angliiskiyYazik/prochee/tsieliepolaghaniie-kak-mietapriedmietnyi-vid-uchiebnoi-dieiatiel-nosti

4.Приемы целеполагания на уроках по ФГОС

https://multiurok.ru/nadegdazakurdaeva/files/mietodichieskaia-razrabotka-priiemy-tsieliepolaghaniia-na-urokakh-po-fgos.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целеполагание на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Целеполагание на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОСЦели должны быть достаточно напряженными, достижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гибкими, то есть реагирующими...

Мастер-класс для учителей по теме "Целеполагание на уроках английского языка в условиях ФГОС".

Существует много приемов целеполагания. На данном мастер-классе я показала один из приемов, который называется "Незаконченное предложение". Файл содержит методическую разработку мастер-класс...

Целеполагание на уроках английского языка

Главной особенностью федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Урок, со...

Приёмы целеполагания на уроке английского языка.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к с...

Приемы активного целеполагания на уроках английского языка

АннотацияСтатья затрагивает ключевые вопросы современного образования в школе, автор рассматривает целеполагания с теоретической и с практической стороны, практическая сторона технологии целепол...

«Особенности целеполагания на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОС»

В данном докладе подробно изложены особенности целеполагания на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОС....