Фонетика латинского языка
план-конспект урока (10 класс) на тему

Циклаури Светлана Павловна

Система гласных и согласных латинского языка координально отличается от новых европейских языков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_fonetika_latinskogo_yazyka.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

МО и Н

ГБОУ СОШ №47

Кафедра иностранных языков

Конспект открытого урока  латинского языка  по ФГОС

Тема урока:  Конспект открытого занятия по латинскому языку  для обучающихся 1 года (элективный курс для 10-х классов) на тему: « Фонетика латинского языка» (система гласных и согласных звуков, ударение)

            Согласно федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения учителя должны развивать личность, прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

                   Одна из главных функций универсальных учебных действий включает:
— обеспечение возможностей обучающегося
самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.

 «Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
вовлеки меня – и я научусь».

(Китайская мудрость)

            Я полагаю, что именно совместная деятельность учителя, который инициирует и направляет активность обучающихся, бросая вызов их сообразительности, и ученика способствует саморазвитию и самосовершенствованию.
Первые уроки  основного курса  латинского языка я посвящаю  введению и активизации лексических единиц, правилам чтения этой лексики,   с целью   развития навыков  правильного произношения дифтонгов и трифтонгов, правильной постановке ударения и основным правилам чтения буквосочетаний.

           Общеизвестно, что, осуществляя преемственность обучения латинскому языку в школе и на первом курсе вуза ученикам необходимо овладеть  определенным количеством лексических единиц, которые позволят в дальнейшем:
–  формировать   навыки правильного чтения на латинском языке

–  развивать умения понимать элементарные латинские тексты учебного характера

–  решать практические, социальные   и личностно-значимые проблемы;
– анализировать собственную деятельность, работу одноклассников и учителя при  изучении латинского языка.

          Данный конспект урока по латинскому языку  представляет собой пример личностно-ориентированного урока по теме «Фонетика латинского языка ( система гласных и согласных, правила постановки ударения)» в  10 классе учащихся первого года обучения (учебник  «Латинский язык», авторы В.Н. Ярхо, В.И. Лобода – М.: Просвещение, 2010. – 319 с).

          При планировании времени урока предусматривается возможность гибкого изменения временных рамок для обсуждения  особенностей латинской фонетики.

Аспекты урока

Цель урока

Формирование ключевых  компетенций произношения на уроке латинского  языка.

Задачи урока:

Практическая:
– мотировать навыки УУД в развитии умений  произношения дифтонгов, трифтонгов  в словах различной степени сложности.
Образовательная:
– активизировать и совершенствовать первичный  словарный запас обучающихся.
Воспитательные:
– развивать настойчивость и умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели;
– активизировать познавательную инициативу обучающихся и формировать их социальную компетентность.
Развивающие:
– содействовать установлению в сознании ребенка устойчивых связей между накопленным и новым опытом познавательной и практической деятельности;
– формировать и развивать учебно-организационные умения и навыки (взаимоконтроль, самостоятельная работа, коллективная деятельность);
– развивать способность к рефлексии, как важнейшей составляющей умения учиться.  

Тип урока:

урок комплексного применения знаний с использованием электронно-образовательных ресурсов.

УУД:

Личностные:
– формирование познавательных мотивов обучающихся;
– развитие мысленного воспроизведения  произносительных навыков.
Регулятивные:
– планирование алгоритма работы  с партнером;
– владение навыками самоанализа и самооценки своей деятельности.
Коммуникативные:
– продуктивное взаимодействие обучающихся в решении поставленной задачи;
– участие в небольших  обсуждениях  трудностей произношения латинских слов;
Познавательные:
– импровизация в произношении, высказывание  мнений, обсуждение проблемных вопросов произношения;

– комплексный анализ приобретенных знаний на уроке.

Форма урока:

урок решения практических задач. Фронтальная, индивидуальная, парная и групповая формы работы.

Этапы учебного занятия

I. Организационный момент

–  В какую ветвь индоевропейских языков входит латинский язык?(Ответы обучающихся – италийская ветвь индоевропейской семьи языков)

II. Актуализация знаний

– К концу какого века латинский язык господствует не только на территории Италии но и на всём Пиренейском полуострове. Разновидности латыни(Ответы обучающихся – к концу II века до н. э. Классическая латынь, вульгарная латынь, поздняя латынь)

III. Постановка цели урока

– Мы отрабатываем на нашем сегодняшнем уроке  ключевые  компетенции  произношения  ( дифтонги: ае, ое, аu,  буквосочетания: qu, gu, sch, ju в звуковом оформлении, так как обучающиеся должны имитировать произношение педагога и друг друга) .  Ответы обучающихся могут быть самыми  разнообразными, от точной имитации до неправильной.

IV. Актуализация знаний

–  Правила постановки ударения. Ударение в латинском языке никогда не падает на последний слог. Оно падает на 2 слог с конца, если он долгий, или на 3 слог с конца, если второй слог краткий ( Обучающиеся пытаются правильно поставить ударение в словах: quod, a-er, Cae – sar,  o-ce- a- nus, He- ra - cli- tus,  e- le- phan- tus, E- pi- cu- rus ( материал со стр. 183 учебника)

V. Первичное восприятие и усвоение нового материала

–  Чтение и постановка ударения, правильное произношение гласных и согласных  в коротких фразах  не связного текста (стр. 183 учебника)

VI. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

- Aulus        Lucius        Sextus        Demosthenes

  Appius        Marcus              Servius                      Heraclitus

  Gaius        Publius              Titus                          Thermopilae

Gnaeus        Quintus             Tiberius                     Participium

Decimus

VII. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков

 (Обучающиеся обдумывают  произношение 30-40 секунд, предполагают  возможные ошибки  партнера и демонстрируют  подготовленное  чтение. Послушав, желательно, два-три  произношения, десятиклассники обсуждают  допущенные ошибки  участников и показывают примеры правильного произношения  и отсутствие насмешек

VIII. Обобщение усвоенного материала

Обучающиеся выполняют  транскрипцию в тетради и затем обмениваются своими предложениями, после чего учитель предлагает просмотреть  записи друг друга и поставить оценки. Данное задание,  не только подводит итог урока, но и готовит обучающихся к домашнему заданию.

IX. Домашнее задание

Обучающиеся обязаны проработать тексты  на стр.184-185  на отработку навыков  чтения на латинском языке

X. Рефлексия деятельности

–Результат учебной деятельности школьников проявляется  в устных высказываниях и письменных работах обучающихся.

Рассмотренный урок соответствует требованиям ФГОС так как:

  • отражена целенаправленность, целостность и динамика образовательного процесса;
  • включены все виды  деятельности, включая домашнее задание;
  • выполняются познавательная, развивающая, учебная и воспитательная  цели;
  • преобладают методы проблемного обучения, ориентированные на активизацию самостоятельности детей
  • содержатся основные этапы современного урока;
  • предлагается выбор домашнего задания;
  • согласно общедидактическому принципу имеется связь с жизнью;
  • обеспечиваются условия сотрудничества;
  • используются различные способы оценки и самооценки, рефлексии процесса и результата выполнения заданий.

В результате обучающиеся

  • узнают лексический материал по  отработанным произносительным единицам и  воспроизводят  его в решении  поставленных  задач с различной степенью сложности;
  • умеют  услышать партнера и исправить его ошибки   и преодолевать трудности для достижения намеченной цели;
  • владеют навыками самоанализа и самооценки своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (латинский язык + информатика) по теме "Мы учимся не для школы, а для жизни"

Формирование информационной культуры учащихся, внимательности при работе с иноязычным текстом, аккуратности, усидчивости, развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся....

Латинский язык. II склонение существительных. Особенности и исключения

Ход и содержание урока. Организационный момент.Проверка готовности к уроку,сообщение плана урока, условия работы.(2 мин). Введение в проблему урока.Вступительная беседа (актуализация знаний учащих...

Открытый урок с применением мультимедийной обучающей системы (МОС) дисциплины "Латинский язык" по теме "ЛАТИНСКИЙ АЛФАВИТ и правила чтения"

Открытый урок с применением мультимедийной обучающей системы (МОС) дисциплины "Латинский язык" по теме "ЛАТИНСКИЙ АЛФАВИТ и правила чтения"...

Раздаточный материал (папка студента) из методической разработки по теме "Фонетика латинского языка"

В данных файлах представлены некоторые материалы для использования на занятиях по дисциплине "Основы латинского языка с медицинской терминологией" на первых трех уроках, посвященных фонетике. Это элем...

Сборник рецептов к теме «Оформление латинской части рецепта» для специальности 34.02.01 Сестринское дело дисциплины ОП. 01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

Сборник предназначается для изучения фармацевтической терминологии и рецептурной лексики по курсу латинского языка. Целью сборника является формирование навыков сознательного использования фармацевтич...

Открытый урок с применением мультимедийной обучающей системы (МОС) дисциплины "Латинский язык" по теме "ЛАТИНСКИЙ АЛФАВИТ и правила чтения"

Открытый урок с применением мультимедийной обучающей системы (МОС) дисциплины "Латинский язык" по теме "ЛАТИНСКИЙ АЛФАВИТ и правила чтения"...

Учебно-терминологический словарь по дисциплинам основы латинского языка с медицинской терминологией, английский язык для медицинских колледжей

Учебно-терминологический словарь по дисциплинам  основы латинского языка с медицинской терминологией, английский язык для медицинских колледжей...