Формирование коммуникативных УУД
статья на тему
комммуникативные УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_u_uchashchihsya_kommunikativnyh_uud_na_uroke.docx | 18.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Терпелова А. В , учитель ГБОУ
Школы №1 Московского района
Санкт-Петербурга
Формирование у учащихся коммуникативных УУД на уроке.
Новый федеральный государственный образовательный стандарт ( ФГОС) ориентирует учащихся не только на достижение предметных результатов, но и на освоение ребенком личностных мета предметных результатов. И среди метапредметных умений особое место занимают коммуникативные учебные действия.
Коммуникативные учебные действия можно разделить на:
А) умения коммуникации- умение работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и читать с пониманием, формулировать вопросы на основании услышанного и прочитанного.
Б ) умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми в парах, группах, командах.
Исходя из вышесказанного, можно выделить два ключевых момента в работе учителя для формирования коммуникативных УУД :
- необходимо систематически включать каждого учащегося в соответствующие учебные ситуации
- необходимо регулярно организовывать рефлексию учащимися своих действий в этих ситуациях
И более того, на каждом уроке
-учитель следит за тем, чтобы во время парной и групповой работы собеседники понимали друг друга
- учитель организует работу учащихся в соответствии с алгоритмом выполнения задания
-учитель учит ставить задачу и определять последовательность действий
-учитель отслеживает и корректирует порядок взаимодействия учащихся друг с другом
-учитель осуществляет рефлексивные остановки.
Рассмотрим конкретные примеры упражнений на уроке английского языка для формирования коммуникативных УУД. Возьмем учебник И. Верещагиной и О. Афанасьевой для учащихся 4 класса ( 2 часть). Урок 31 посвящен теме Путешествие и Транспорт. И на основе текста “The weekend” разработаем несколько упражнений для формирования у учащихся коммуникативных ууд.
Упражнение 1- Твой друг только что вернулся из Великобритании, задай ему вопросы про выходные в этой стране. Узнай, сколько дней в неделю работают в Великобритании, как планируют свой отдых и что говорят друг другу перед выходными. Поинтересуйся у друга, куда обычно ездит молодежь и почему Британцы предпочитают ездить на морское побережье на машине.
Задание типа- «задай вопросы» является очень полезным для формирования коммуникативных ууд , поскольку нацелено на инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Упражнение 2- Вы только что побывали в Великобритании, а Ваш друг хочет узнать побольше об этой стране. Ответьте на вопросы своего друга, используя информацию из текста “The Weekend». Упражнение развивает память и умение общаться, слушать и слышать собеседника, адекватно использовать речевые средств, удовлетворяющие личному познавательному интересу.
Упражнение 3- закончите предложения, используя информацию из текста.
- Many people in Britain work … days a week, from … to… .
- Before they leave work, they say to each other … .
- If young people are away from home, they may … ,
Many families go to the seaside by car as it is… .
Здесь развивается умение работать с информацией, умение выражать свои мысли.
Упражнение 4 – разыграй диалог со своим одноклассником.
CARD 1 | CARD 2 |
You are in Great Britain for the first time. Ask the boy/ girl from the hosting family about their usual weekends.
( You start the conversation) | You are a British boy/ girl. A friend from Russia comes to visit you and he/ she is interested in the way you spend your weekends.
|
Развивается умение строить продуктивное сотрудничество и взаимодействие со сверстниками в парах, планировать свои действия и следовать необходимому алгоритму выполнения задачи.
Итак, мы рассмотрели лишь несколько примеров заданий для формирования коммуникативных УУД на примере работы с одним текстом. И овладение этими действиями будет, несомненно, успешным, если учитель будет организовывать подобные упражнения систематически и будет грамотно отслеживать и корректировать порядок взаимодействия учащихся друг с другом.
Литература
- Асмолова А.Г. ( ред.)Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли. Пособие для учителя.2-е изд. –М., Просвещение. (Стандарты второго поколения)
- Великороднова И. Формирование коммуникативных УД у младших школьников на уроках русского языка. –МААМ. РУ.
- Верещагина И.Н. , Афанасьева О.В. Английский язык 4 класс . Учебник для общеобразовательных организаций и школ с углубленным изучением английского языка. Часть 2. Москва. «Просвещение», 2013.
- Возняк И.В. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС. Волгоград. Издательство « Учитель», 2012.
- Лебединцев В.Б. Формирование регулятивных и коммуникативных учебных действий. Волгоград. Издательство «Учитель», 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Создание условий для формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка в средней и старшей школе с применением коммуникативной технологии "Дебаты""
В данном материале раскрывается роль и значение коммуникативных универсальных учебных дейсвиях в свете внедрения новых государственных образовательных стандартов.Дается характериста коммуникативных УУ...
Реализация информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности.
Реализация информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности....
Критерий «Формирование коммуникативных компетенции» Показатели и индикаторы оценки коммуникативной компетенции
Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информацион...
Формирование коммуникативной компетентности через создание высказываний разной коммуникативной направленности
Мы все чаще сталкиваемся в обыденной жизни с небрежным обращением с русским языком. В связи с этим коммуникативная направленность в изучении русского языка не только служит практической цели – ф...
Статья "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся через использование информационно-коммуникативных технологий"
Учитель способен развивать коммуникативную компетенцию, научить грамотно работать с информацией, используя при этом компьютер как средство обучения....
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся на уроках немецкого языка посредством информационно-коммуникативной технологии».
Иностранный язык как предмет включает знание родного языка и логическое мышление, общее интеллектуальное и культурное развитие обучающегося. Существует мнение, что иностранный язык дается ...
Формирование коммуникативных коммуникативных УУД учащихся при организации и проведении внеклассных мероприятий по предмету "География"
Праздники - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижен...