Формирование коммуникативных УУД
статья на тему

Терпелова Александра Валерьевна

комммуникативные УУД

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                             Терпелова А. В , учитель ГБОУ                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                  Школы №1 Московского района

                                                                                                  Санкт-Петербурга

            Формирование у учащихся коммуникативных УУД на уроке.

Новый федеральный государственный образовательный стандарт ( ФГОС) ориентирует учащихся не только на достижение предметных  результатов, но и на освоение ребенком личностных мета предметных результатов. И среди метапредметных умений особое место занимают коммуникативные учебные действия.

Коммуникативные учебные действия можно разделить на:

А) умения коммуникации- умение работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и читать с пониманием, формулировать вопросы на основании услышанного и прочитанного.

Б ) умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми в парах, группах, командах.

Исходя из вышесказанного, можно выделить два ключевых момента в работе учителя для формирования коммуникативных УУД :

- необходимо систематически включать каждого учащегося в соответствующие учебные ситуации

- необходимо регулярно организовывать рефлексию учащимися своих действий в этих ситуациях

И более того, на каждом уроке

-учитель следит за тем, чтобы во время парной и групповой работы собеседники понимали друг друга

- учитель организует работу учащихся в соответствии с алгоритмом выполнения задания

-учитель учит ставить задачу и определять последовательность действий

-учитель отслеживает и корректирует порядок взаимодействия учащихся друг с другом

-учитель осуществляет рефлексивные остановки.

Рассмотрим конкретные примеры упражнений на уроке английского языка для формирования коммуникативных УУД.  Возьмем учебник И. Верещагиной и О. Афанасьевой для учащихся 4 класса ( 2 часть).  Урок 31 посвящен теме Путешествие и Транспорт.  И на основе текста “The weekend” разработаем несколько упражнений для формирования у учащихся коммуникативных ууд.

Упражнение 1-  Твой друг только что вернулся из Великобритании, задай ему вопросы про выходные в этой стране. Узнай, сколько дней в неделю работают в Великобритании, как планируют свой отдых и что говорят друг другу перед выходными. Поинтересуйся у друга, куда обычно ездит молодежь и почему Британцы предпочитают ездить на морское побережье на машине.

Задание типа- «задай вопросы» является очень полезным для формирования коммуникативных ууд , поскольку нацелено на инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Упражнение 2- Вы только что побывали в Великобритании, а Ваш друг хочет узнать побольше об этой стране. Ответьте на вопросы своего друга, используя информацию из текста “The Weekend». Упражнение развивает память и умение общаться, слушать и слышать собеседника, адекватно использовать речевые средств, удовлетворяющие личному познавательному интересу.  

Упражнение 3- закончите предложения, используя информацию из текста.

- Many people in Britain work … days a week, from … to… .

- Before they leave work, they say to each other … .

- If young people are away from home, they may … ,

Many families go to the seaside by car as it is… .

Здесь развивается умение работать с информацией, умение выражать свои мысли.

Упражнение 4 – разыграй диалог со своим одноклассником.

                              CARD 1

                                CARD 2

You are in Great Britain for the first time.  Ask the boy/ girl from the hosting family about their usual weekends.

  • Ask when the weekend starts
  • Ask what they usually say before weekends
  • Ask where they usually go for the weekend and why

( You start the conversation)

You are a British boy/ girl. A friend from Russia comes to visit you and he/ she is interested in the way you spend your weekends.

  • Say to him/her that the weekends start on Friday evening
  • Say to him/her that people usually say each other “Have a nice day!”  before the weekend
  • Say to your friend that you usually go to the seaside by car because it is very comfortable and not very expensive.

 

Развивается умение строить продуктивное сотрудничество и взаимодействие со сверстниками в парах, планировать свои действия и следовать необходимому алгоритму выполнения задачи.

Итак, мы рассмотрели лишь несколько примеров заданий для формирования коммуникативных УУД  на примере работы с одним текстом.  И овладение этими действиями будет, несомненно, успешным, если учитель будет организовывать подобные упражнения систематически и будет грамотно отслеживать и корректировать порядок взаимодействия учащихся друг с другом.

Литература

  1. Асмолова А.Г. ( ред.)Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли. Пособие для учителя.2-е изд. –М., Просвещение. (Стандарты второго поколения)
  2. Великороднова И. Формирование коммуникативных УД у младших школьников на уроках русского языка. –МААМ. РУ.
  3. Верещагина И.Н. , Афанасьева О.В. Английский язык 4 класс . Учебник для общеобразовательных организаций и школ с углубленным изучением английского языка. Часть 2. Москва. «Просвещение», 2013.
  4. Возняк И.В. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС. Волгоград. Издательство « Учитель», 2012.
  5. Лебединцев В.Б. Формирование регулятивных и коммуникативных учебных действий. Волгоград. Издательство «Учитель», 2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Создание условий для формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка в средней и старшей школе с применением коммуникативной технологии "Дебаты""

В данном материале раскрывается роль и значение коммуникативных универсальных учебных дейсвиях в свете внедрения новых государственных образовательных стандартов.Дается характериста коммуникативных УУ...

Реализация информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности.

Реализация  информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности....

Критерий «Формирование коммуникативных компетенции» Показатели и индикаторы оценки коммуникативной компетенции

Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информацион...

Формирование коммуникативной компетентности через создание высказываний разной коммуникативной направленности

Мы все чаще сталкиваемся в обыденной жизни с небрежным обращением с русским языком. В связи с этим коммуникативная направленность в изучении русского языка не только служит практической цели – ф...

Статья "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся через использование информационно-коммуникативных технологий"

Учитель способен развивать коммуникативную компетенцию, научить грамотно работать с информацией, используя при этом компьютер как средство обучения....

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся на уроках немецкого языка посредством информационно-коммуникативной технологии».

Иностранный язык как предмет включает  знание родного языка и логическое мышление,  общее интеллектуальное и культурное развитие обучающегося. Существует мнение, что иностранный язык дается ...

Формирование коммуникативных коммуникативных УУД учащихся при организации и проведении внеклассных мероприятий по предмету "География"

   Праздники - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижен...