Доклад. Модернизация совершенного образования.
учебно-методический материал на тему

Вартеванян Рипсиме Андраниковна

   Региональный компонент изучения родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_komponent.docx16.24 КБ

Предварительный просмотр:

Модернизация совершенного образования.   Региональный компонент изучения родного языка.

Одним из  главных направлений  модернизации  современного образования является регионализация содержания образовательных  дисциплин,  задачей  которого  является максимальная адаптация и социализация личности учащихся  в регионе своего проживания. Региональный компонент отвечает потребностям и интересам армянского народа и призван обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание граждан, обладающих высокой нравственностью. Он позволяет организовать занятия, направленные на изучение родного языка и литературы, исторических, природных, социокультурных и экономических особенностей региона.

Любое обучение, как известно, это передача молодому поколению культуры, накопленной человечеством.  Армянская культура есть часть мировой культуры. Обучение родному языку в отечественной методике всегда рассматривалось в неразрывной связи с развитием и воспитанием ученика. Развитие же личности – духовно-нравственное и эстетическое – в большей мере зависит от окружающей ее речевой среды. Окружающая среда – это мир текстов, которые мы слышим, читаем, произносим. Это они создают ту атмосферу, в которой живет, дышит и развивается ребенок.

Реализовать региональный компонент в преподавании армянского языка можно и в урочное, и во внеурочное время. В этом случае региональный компонент можно рассматривать как углубленную лингвокраеведческую работу. Воспитание произносительной культуры речи учащихся может стать одним из направлений такой работы.

Как известно в речи школьников встречаются особенности в произношении. Исследователи отмечают, с одной стороны, процесс унификации говоров, с другой – живучесть фонетических черт говоров, что откладывает отпечаток на устную и письменную речь учащихся. Источником ошибок является диалектный язык.

Для овладения литературной речью школьникам необходимы прочные, устойчивые навыки, длительная практика. Важным условием для достижения обозначенной цели являются систематические занятия на уроках армянского языка по искоренению и предупреждению диалектных ошибок в речи учащихся.

Можно выделить основные аспекты:

1) знакомство учащихся с особенностями собственного диалекта для сознательного усвоения литературного языка;

2) устранение и предупреждение диалектных ошибок в речи школьников;

3) пробуждение у детей желания овладеть литературным языком.

Выполнение всех этих задач можно считать успешным в том случае, если учитываются возможности воспитательного воздействия армянского языка как учебного предмета.

Воспитание национального самосознания при обучении армянскому языку необходимо начинать с освоения притягательной силы родного языка. Стержнем этой работы может стать краеведение. Ведь использование на уроках армянского языка местного языкового материала не только повышает интерес к предмету, но и воспитывает интерес к тому, что называют малой родиной, расширяет представление об ее истории и сегодняшнем дне. Все это даст возможность воспитать не только патриота, но и гуманного, социально культурного человека.

Работа с региональными языковыми факторами является только компонентом сложной, многоаспектной деятельности учителя армянского языка в школе, она не должна и не может вытеснить с урока тематически разнообразные материалы, иллюстрирующие вечные общечеловеческие ценности вне их этно- и географической определенности. Разумное включение регионального компонента в базовую и дополнительную части лингвистического образования школьников представляется делом общественно значимым, а главное – актуальным.

Образование в рамках регионального компонента осуществляется через:

  • развитие интеллектуальных умений (понимать, анализировать, синтезировать, применять, обобщать, оценивать, рефлексировать (осуществлять самонаблюдение, самоанализ, самооценку);
  • формирование знаний об истории, культуре, реалиях и традициях своего народа и носителей языка;
  • осознание вклада края в мировую культуру.

Воспитание средствами армянского языка предполагает формирование у школьников:

  • понимания важности владения армянским языком как средством общения в современном мире;
  • толерантного отношения к другой культуре;
  • ценностного отношения к себе, другим и миру;
  • активной жизненной позиции.

Армянский язык – главный, но, разумеется, не единственный, маркер нашей идентичности. Язык создает и обусловливает многие элементы национального бытия, характера народа и его мышления. В этом смысле именно наш язык как инструмент категоризации действительности и средоточие (конденсат) культурной истории армянского этноса предопределяет базовые основы мировосприятия и мышления армян.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социально-психологическая адаптация детей и молодежи в условиях модернизации российского образования».

Выбор эффективных средств помощи детям с  ограниченными возможностями здоровья, повышающих возможности их обучения и возвращающих их на путь развития, должен быть основан не только на чётко...

Доклад "Модернизация российского образования"

В докладе рассказывается о роли образования в российском обществе, о целях и задачах модернизации образования, о новых педагогических технологиях....

инновационные технологии на уроках на уроках трудового обучения в условиях модернизации современного образования

Представлены методические разработки по использованию здоровьесберегающих,игровых,проблемных технологий на уроках трудового обучения.Представлена их интеграция в рамках педагогики сотрудничества....

«Усиление воспитательного потенциала дополнительного образования в контексте модернизации Российского образования». «Мастерская творчества».

Из опыта работы с начинающими журналистами , педагога дополнительного образования центра дополнительного образования детей «Радуга», посёлка Новоаганск, руководителя детско-молодёжной студии «Нтv-шка»...

«Роль приоритетного национального проекта «Образование» в системе модернизации российского образования»

Цель Национального проекта: ускорить модернизацию российского образования, обеспечить успешность комплекса мер по реализации Приоритетных направлений развития образовательной системы страны,в конечном...

Доклад «Модернизация технологий и содержания образования с учетом Концепции математического образования»

Мир меняется.  Вместе с миром меняется и сфера образования: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. Основные задачи...