Статья на тему: "Языковой барьер. Шаги к преодолению".
статья на тему
Предварительный просмотр:
За почти три года преподавания английского языка в школе, я вижу, что не всем детям язык дается легко. Безусловно, приятно наблюдать детей, которые выучивают материал и удерживает его в памяти, но очень часто встречаются дети, которые с трудом запоминают структуру речевых образцов, лексику для их заполнения, но основная проблема учащихся на уроках – это языковой барьер. От этого появляется неудовлетворенность, ослабление интереса к дальнейшему изучению предмета, и здесь от меня, как от учителя, требуется повысить интерес к моему предмету, а для этого необходима четкая организация учебного процесса, разнообразные приемы и формы работы, наглядные пособия, различные технические средства.
Ни для кого ни секрет, что самой интересной для детей формой работы является игра. Поэтому необходимо сделать ее важным моментом каждого урока. Детям игра доставляет особое удовольствие, хотя в ходе игры они преодолевают языковые трудности. А мы – учителя понимаем, что игра помогает одновременно развивать все три вида памяти – слуховую, зрительную и моторную. Игра учит ребенка действовать в коллективе, уметь находить подходы к другим людям, а самое главное во время игры дети не замечают, как они начинают, не боясь, общаться на иностранном языке.
Своей главное задачей я ставлю развитие коммуникативных навыков учащихся. А для этого я стараюсь каждый урок маленькими шажочками снимать барьер в языке. Детям не хватает разговорной практики, они боятся сказать неправильно, кому-то не хватает активной, необходимой лексики, трудности с произношением. И тогда необходимо и побыть немного в роли логопеда, вслушиваемся в странные, совершенно непонятные фразы, обязательно хвалим, исправляем, объясняем и отрабатываем. Вспомните, как маленький малыш учит свой родной язык: ошибки в произношении, порядке слов, интонации. Но родители хвалят каждый раз, когда их чадо пытается хоть что-то сказать, они поощряют каждое старание, поправляют ребенка. Учитель иностранного языка – это такой же «родитель», который радуется каждому новому слову, фразе, высказыванию своего ученика. Разница в то, что маленькие дети не боятся делать ошибки, ученики же уже наоборот, панически боятся ошибиться, хотя в чем причины их опасения непонятно.
Самое удивительно, что дети стесняются не только показаться смешными и совершить ошибку, но есть и такие, у которых есть страх оказаться успешными в языке.
А теперь от слов к практике, снимаем языковой барьер! Для этого есть определенные шаги: во-первых, убираем страх! Для этого мы начинаем играть. Представляем себя в непринужденной обстановке, например, детская площадка, обмениваемся игрушками, не обращаем внимания на то, что происходит вокруг, детей это не интересует. Здесь дети чувствуют себя без стеснения, это вносит позитивные ощущения в учебный процесс.
Превосходное средство, которое отлично работает на уроках – это идти от самой простой фразы к сложной. Начинаем с элементарного предложения в два-три слова и каждый раз добавляем в предложение по одному-два слова и в итоге завершаем развернутым предложением, выходим на монологическую речь. Например,
I go for a walk.
I go for a walk with my dog.
I go for a walk with my dog in the morning.
I go for a walk with my old dog in the park in the morning.
Причем каждое предложение проговариваем громко. И чем нелепее и смешнее у ученика получаются предложения, тем меньше он думает о своих страхах. Для него это уже не просто составление предложений, а забавная игра, в которой ребенок запоминает комбинацию слов в связные предложения. Происходит запоминание выражений-клише.
Дальше начинаем думать на английском языке, это, пожалуй, самое сложное, потому что дети постоянно хотят дословно переводить каждую фразу. Чтобы именно понимать про что идет речь и представлять себе картинку происходящего, мы начинаем слушать тексты, причем все незнакомые слова у нас выписаны. От самых простых монологов доходим до сложных диалогов. Для начала неплохо, если скрипты текстов у детей перед глазами, постепенно скрипт сменяется опорными фразами, затем только незнакомыми словами.
Боремся с желанием у детей переводить и при помощи чтения. Здесь на начальном этапе лучше брать различные детские книги, интересные рассказы и большое внимание уделяем интонации. Надо учить детей представлять себя главными героями, уить проигрывать роль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Языковой портфель как инструмент оценивания и развития ученика"
Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали “запуск” механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации д...
конспект открытого урока в 8 классе по теме "Языковые приемы сжатия текста"
Урок русского языка в 8 классе по теме "Способы сжатия текста" (в рамках подготовки учащихся к итоговой аттестации в новой форме)...
Разработка урока по русскому языку в 7 классе по теме "Языковые средства выразительности".
На данном уроке развивается умение различать тропы, определять их роль в тексте через разнообразные формы работы с использованием ИКТ, с применением исследовательского метода....
статья "Моделирование коммуникативно-познавательных барьеров школьников на уроках русского языка
в статье представлена информация о моделировании коммуникативно-познавательных барьеров школьников на уроках русского языка...
Статья на тему: "Языковые варианты и диалекты английского языка"
Английский язык – национальный язык Великобритании, Соединенных Штатов Америки, Австралии, Новой Зеландии и большей части населения Канады. На сегодняшний день люди, населяющие вышеуказанные стр...
Презентация по дисциплине «Психология общения» на тему: «Коммуникативные барьеры и их преодоление»
Коммуникативные барьеры в жизни каждого человека обязательно возникали, но не каждый знает о том, на какие виды подразделяются коммуникативные барьеры, а самое главное, каков путь преодоления тех самы...