Лингафонный кабинет как средство повышения познавательной активности учащихся при изучении иностранного языка
статья на тему
Статья об одном из современных и эффективных технических средств, использемых при изучении иностранного языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_lingafonnyy_kabinet_.docx | 115.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Лингафонный кабинет как средство повышения познавательной активности учащихся при изучении иностранного языка
Совершенствование и оптимизация учебного процесса невозможны без выбора наиболее целесообразных методов и форм обучения. Новое содержание образования ускорило внедрение в учебный процесс активных методов, технических средств обучения, которые способствуют более совершенной передаче знаний, ускоряют процесс обучения и повышают его эффективность, позволяют активнее использовать образовательный потенциал учащихся.
Современные технические средства (ТС) выступают как новые орудия труда учителя, повышая культуру его работы. ТС используются при проведении различных видов занятий в качестве средства предъявления учебной информации, контроля усвоения знаний, отработки у учащихся тех или иных навыков, автоматизации самого процесса обучения.
Технические средства активно воздействуют на организацию учебного процесса, формы и методы преподавания, влияют на интеллектуальное развитие учащихся, т.е. усиливают развивающую и воспитывающую функции обучения.
Лингафонный кабинет как техническое средство обучения занимает особое место в изучении иностранного языка и его преимуществами по сравнению с другими средствами обучения являются:
- многообразие разных режимов организационных форм работы (общий, парный, групповой режимы);
- четкое определение условий применения технических возможностей лингафонного кабинета в зависимости от целей, содержания этапа обучения;
- управление познавательной деятельностью как на этапе формирования умений и навыков, так и на этапе контроля;
- характер взаимодействия преподавателя и учащихся;
- возможность комплексного использования (подключение CD-плеера или телевизора).
Функции лингафонного кабинета:
- информативная;
- тренировочно-обучающая;
- контролирующее-
- корректирующая;
- коммуникативная;
- управление учебной деятельностью.
Условия для эффективного использования лингафонного кабинета:
- понимание роли, места и значения ЛK в преподавании предмета;
- знание психолого- педагогических основ эффективного использования ЛK;
- владение методикой использования ЛK.
По отношению к обучаемому лингафонный кабинет выступает в качестве средства воссоздания условий деятельности, и как инструмент деятельности оказывает техническую поддержку в получении или передаче информации.
В лингафонном кабинете каждый учащийся имеет индивидуальное рабочее место с возможностью подключения головных микрофонов (наушники), регулировкой громкости, вызовом преподавателя путем нажатия кнопки вызова, прослушивания аудиосигнала или одноклассника/- ков (монологическое или диалогическое высказывание), проговаривания слов, фраз, рифмовок, скороговорок на определенный звук, а также записи всего вышеперечисленного.
Учитель использует лингафонный кабинет для достижения учебной цели рациональным способом, повышения эффективности учебного процесса при значительной экономии времени. Лингафонный кабинет дает возможность учителю организовать коллективную работу с элементами самостоятельных действий каждого учащегося, проконтролировать или скорректировать деятельность каждого учащегося путем подключения к его рабочему месту.
Применение лингафонного кабинета при изучении иностранного языка дает учителю возможность разнообразить методы, формы, приёмы обучения, делает структуру занятия более насыщенной и глубокой и определенным образом на продуктивность педагогического труда. Это также создает определенный эмоциональный настрой при изучении материала, что способствует активизации познавательной деятельности учащихся.
В лингафонном кабинете применяют в работе аудиоматериал (аудиокурсы к УМК или фонетические курсы, озвученные носителями языка), с помощью которого эффективно решаются следующие дидактические задачи:
- формирование артикуляции и ритмико-интонационных навыков;
- формирование и совершенствование навыка чтения;
- формирование и совершенствование навыка аудирования;
- формирование и совершенствование лексического и грамматического навыка говорения;
- развитие и контроль речевого навыка устной речи (монологическая/ диалогическая);
- контроль понимания прослушанного;
- контроль усвоения лексического материала.
Исходя из технических возможностей лингафонного кабинета, учащимся могут быть предложены следующие виды работ
при обучении лексической стороне речи
- прослушивание и повторение за диктором лексической единицы, фразы;
- введение,закрепление лексического материала и контроль его усвоения,
- где преподаватель прослушивает каждого учащегося и индивидуально корректирует;
при обучении говорению
в парном режиме: общение между партнерами на разных рабочих местах:
- вопрос-ответ;
- диалогическое общение;
- взаимоконтроль;
в групповом режиме: соседние рабочие места 1+2+3+4, и т.д.:
- работа по цепочке;
- полилог,
где преподаватель за один период времени успевает прослушать всех учащихся, таким образом экономится время, что невозможно при обычной классной форме урока;
в общем (фронтальном ) режиме
монологическое высказывание по теме всех учащихся и запись одного из них или одной или двух логически завершенных частей нескольких учащихся, а затем прослушивание записи с целью выявления типичных ошибок (фонетических, лексических, грамматических);
при обучении аудированию:
- слышать иноязычную речь без посторонних помех в нужном для себя звуковом оформлении;
- концентрировать свое внимание на прослушивание аудиосигнала и его понимание;
при обучении чтению:
- прослушивание и повторение за диктором фразы из
- повествовательного или поэтического текста;
- совместное прочтение с аудиотекстом;
- чтение диалогического текста по ролям (после диктора и совместное прочтение);
- запись:
- запись одного ученика (монологическое высказывание по теме или диалогическое общение; произнесение рифмовок, скороговорок, ряда слов на определенный звук или тему; чтение поэтического или повествовательноготекста);
- запись комментария преподавателя к текущей записи;
- запись одного ученика и прослушивание других в общем (фронтальном) режиме.
Использование лингафонного кабинета увеличивает темп урока и нагрузку на слух. Это требует такой организации занятия, которая позволила бы сохранить устойчивую работоспособность и оптимальный уровень функционального состояния организма. Это техническое средство желательно применять через 5-10 минут после начала урока, уровень громкости звуковых сигналов должен быть в пределах 40-50 дб, длительность звукозаписи для младших школьников рекомендуется 10-15 минут, а для старшеклассников- 20- 25 минут. Невыполнение данных требований приводит к утомляемости организма учащегося, что снижает качество обучения.
Целесообразность использования лингафонного кабинета определяется содержанием учебного материала. Целенаправленное включение лингафонного кабинета в урок приводит к тому, что изучение темы приобретает новые качественные особенности, способствует индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
Применение данного технического средства является делом творческим, и задача учителя состоит в том, чтобы овладеть методикой применения и совершенствовать ее.
Учащиеся получают удовлетворение от уроков в лингафонном кабинете, что очень важно для поддержания интереса к предмету; с нетерпением ожидают урок на рабочих местах с головными микрофонами, так как эта форма усвоения знаний отлична от традиционной, вносит разнообразие в череду классических учебных занятий и способствует формированию ответственного отношения в подготовке домашних заданий и как следствие, реализации своего ученического потенциала. Заинтересованность учащихся в подобных уроках несет практическую пользу в изучении иностранного языка: усвоение материала проходит более быстрыми темпами, не требуется многократного повторения, количество ошибок сведено на нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках химии"
С этой статьей я выступала на Межрегиональной конференции "Школьный предмет "Химия" в инновационном учебно-воспитательном процессе".Уроки с применением ЦОР имеют коренное отличие от классической...
Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "
Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....
Мультимедийные ресурсы как средство повышения познавательной активности учащихся на примере презентации об Удмуртии на английском языке.
В данной статье описывается опыт работы с использованием ИКТ в учебной деятельности....
Использование информационных технологий и интернет ресурса на уроках биологии, как средство повышения познавательной активности учащихся
Мастер-класс по использованию ИКТ на уроках биологии...
Проблемное обучение как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках физики.
В данной работе рассматривается технология проблемного обучения, применяемая на уроках физики....
Использование зачетной системы для контроля и оценки знании учащихся, как средство повышения познавательной активности учащихся
Использование элементов зачётной системы при организации зачётных уроков. Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся....
Игровые методы как средство стимулирования познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка
Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Можно сказать, что техн...