Методика преподавания иностранного языка в схемах
методическая разработка на тему
Методика преподавания иностранного языка в схемах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_prepodavaniya_iya_v_shemah.ppt | 414.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методы исследование /измерения/ иностранным языкам наблюдение анкетирование эксперимент Анализ литературных источников Изучение и обобщение опыта преподавания
Способы обучения деятельность учителя объяснение показ подкрепление действия ученика восприятие повторение поиск Способы учения
Метод преподавания показ объяснение Организация тренировки Организация практики коррекция оценка Навык оформления Навык оперирования
Организация практики Ответы на вопросы по прочитанному тексту, новой теме Пересказ текста Составление вопросов и обмен репликами Продолжение текста по заданному плану Описание картинки Составление высказывания на заданную тему Составление диалога Оценка выступления товарищей по учебной группе Вербальная реакция на заданную реакция ситуацию
система обучения подход к обучению цели задачи методы процесс средства обучения содержание принципы организационные формы
Функции учителя воспитательная обучающая коммуникативная организаторская коррекционная
Общие методические принципы обучения иностранным языкам Принцип дифференцирован- ного подхода в обучении иностранным языкам Принцип дифференциации языкового материала Принцип программирования процесса обучения Принцип вычленения конкретных ориентиров Принцип комплексной мотивации Цели обучения иностранному языку воспитательные общеобразовательные развивающее значение практические
частные методические принципы обучения ИЯ Принцип исключения родного языка Принцип параллельного обучения всем видам речевой деятельности Принцип опоры на родной язык Принцип комплексности Принцип учета родного языка Принцип синтетического усвоения языкового материала Принцип устной основы обучения Принцип взаимодействия Принцип устного опережения Принцип аппроксимации учебной деятельности
Содержание обучения знания навыки и умения язык единицы языка фонетический грамматический фонемы морфемы лексический слова устойчивые словосочетания грамматические структуры предложения
Виды речевой деятельности аудирование чтение говорение письмо Структура речевой деятельности мотив предмет цель продукт средства результат Способы и приемы речевой деятельности Грамматические правила Лексический фон Национальная культура знания из области лексикологии и лингвистики знания из области стилистики знания из правил чтения, письма и орфографии знания правил употребления ситуационных клише
НАВЫКИ СЕНСОРНЫЕ УМСТВЕННЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ навыки речевые умения произносительные интонационные графические орфографические лексические грамматические сознательность комплексность динамичность продуктивность сложные виды Речевой деятельности
Проблема упражнений Определение критериев разграничения типов упражнений Построение конкретной системы упражнений на основе выделенных критериев Структура упражнения Постановка задачи Указание на пути решения задачи Решение задачи Контроль /самоконтроль/
Характеристика параметров упражнения Цель, целевая установка Вербальный и невербальный материал Речевые действия Результат, который достигается в результате его выполнения Языковая форма и содержание Способ выполнения упражнения Определенное место в системе упражнений Организационная форма выполнения упражнения Определенное время на его выполнение Типы упражнений /по параметрам/ по речевой задаче по ситуативной соотнесенности фраз по обусловленности высказывания по опорам, используемым при составлении высказывания Цели упражнений Упражнения для формирования навыков Упражнения Для Развития умений
Роль упражнений в формировании навыков и умений ознакомление тренировка практика Классификация упражнений по Шатилову /питерская школа/ ориентировочно- подготовительный стереотипизирующе- ситуативный варьирующе- ситуативный Р.К.Миньяр-Белоручев подготовительные практические
Классификация упражнений И.Д.Салистра осмысление запоминание воспроизведение И.В.Рахманов языковый речевой фонетика грамматика лексика аудирование письмо Г.М.Уайзер, А.Д.Климентенко естественно- коммуникативные условные, условно- коммуникативные некоммуникативные
Роды упражнений Цели упражнений Содержание обучения Методы обучения Средства обучения Назначение упражнений Условия выполнения Способы выполнения Навыки умения Объект действия Аспекты Виды речевой деятельности Лингвистический материал Навыки и умения Виды учебной деятельности Место Формы речи Количество языков
Аспекты языка фонетический лексический грамматический Виды речевой деятельности В говорении В аудировании В письме В чтении Место выполнения классные домашние лабораторные Формы речи устные письменные Лингвистический материал языковые упражнения речевые упражнения
Трактовка типов упражнений, основанная на рефлексах саморазвития, разработанных физиологами школы Павлова Рефлексы Подражания Игры Свободы Исследовательский
Количество языков Одноязычный Двуязычный Навыки и умения Подготовительные Практические Виды учебной деятельности Ознакомительные упражнения Ознакомительно-поисковые упражнения Тренировочно-поисковые упражнения Ознакомительно-тренировочные Тренировочные Поисковые
Типы упражнений, основывающиеся на рефлексах Рефлекс подражания Рефлекс игры Рефлекс свободы Рефлекс исследования Иммитативные упражнения Игровые упражнения Суггетативные упражнения Проблемно- поисковые упражнения
система упражнений Уровни усвоения материала Усвоение частного языкового материала Фонетический Лексический Грамматический Усвоение какой-либо стороны речевой деятельности Применение языкового материала в каком-либо виде Речевой деятельности Усвоение иностранного языка в целом Произносительная Лексическая Грамматическая аудирование чтение говорение письмо Одновременное использование всех видов речевой деятельности
Система упражнений как основа системы обучения Научность Взаимообусловленность Доступность и последовательность Повторяемость речевых действий и языкового материала Коммуникативная направленность упражнений
Содержание обучения произношению Постановка произношения Поддержание слухопроизносительных навыков Корректировка и совершенствование произносительных навыков Аппроксимация В ограничении количества иностранных звуков и Интонационных моделей, подлежащих усвоению В приблизительном артикулировании Некоторых звуков
Подходы к формированию произносительных навыков /И.А.Грузинская, М.Колосов Артикуляторный подход Группы фонем Совпадвющие в обоих языках Несовпадающие Частично совпадающие Основные положения артикуляторного подхода Начинать обучение иностранному языку следует с постановки звуков /для этого необходим вводный фонетический курс/ Каждый звук должен быть отработан в отдельности Для обеспечения чистоты произношения необходимо изучить работу органов артикуляции при произношении Каждого звука Формирование слуховых и произноситель- ных навыков идет раздельно
Формирование фонетических навыков Акустический подход Дифференцированный подход Упор делается не на сознательное усвоение особенностей артикуляции, а на слуховое восприятие речи и ее имитацию. Усвоение звуков идет в речевом потоке, в речевых структкрах и моделях. Недостатки: -плохое иноязычное произношение; -преобладание имитативных упражнений; -трудности организации контроля и самоконтроля; Этот подход предполагает использование различных анализаторов для формирова- ния всех сторон фонетического навыка. Здесь, как и в акустическом подходе большое внима- ние уделяется аудированию. Не Исключается и возможность объяснения артикуляции звуков, однако в отличии от артикуляторного подхода, это не обязательно происходит с помощью специальных терминов. Предпочтение в данном случае отдается более доступным и понятным объяснениям. Именно этот подход характерен для большинства школ и других учебных заведений.
Формирование лексических навыков Б.А.Бухбиндер С.Ф.Шатилов Е.И. Пассов К.Р.Миньяр- Белоручев Сочетания лексических единиц друг с другом Включение элементов речевых навыков в речевые образцы Словообразование Словоупотребление Вызов из памяти Сочетания слов Лексический навык является элементар- тарным, потому что он осуществляет одну единственную операцию - извлекает из долговременной искомую лексическую единицу.
Характеристика лексических навыков АВТОМАТИЗИРОВАННОСТЬ УСТОЙЧИВОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ РЕПРОДУКТИВНОСТЬ Содержание слова понятие значение смысл
Содержание обучения лексике Лингвистический компонент Психологический компонент Методологический компонент Лексический минимум Трудности в усвоении разных типов и видов слов Тематику для устной речи и чтения Лексические единицы с культурным компонентом Лексические знания Учет интересов учащихся, создание у них мотивов по овладению данной речи Развитие специальных навыков, например, языковой догадки формирование двух видов лексических навыков- экспрессивных и рецептивных, языковых и речевых, словоупотребления и словообразования Характер взаимодействия лексических навыков с другими /грамматическими, Фонетическими/ Формирование навыков самостоятельной работы по пополнению своего словарного запаса, навыки работы со словарями, навыки работы с лексическими таблицами.
Организация ознакомления при образовании лексических навыков Денотативные связи Ситуативные связи Сингификативные навыки Фоновые связи Знаковые связи Организация тренировки при формировании лексических навыков Вопросно-ответные упражнения Составление высказываний Общий, альтернативный, специальный вопросы Беседа в парах Подстановочные упражнения Составление высказываний с картинки Расширительные и дополнительгные упражнения Игры на отгадывание Способы обучения при семантизации Объяснение и показ Через способ -поиск
Подходы к формированию грамматических навыков Эксплицитный подход Имплицитный подход Дифференцированный подход Дедуктивный метод Индуктивный метод От общего к частному Ознакомление Тренировка Речевая практика От единичных фактов к общим положениям Коммуникативный Структурный Предполагает использование различных методов и приемов обучения, различных упражнений, в зависимости от целей обучения, видов речевой деятельности, этапа обучения, языкового материала и особенностей учащихся.
Методы формирования грамматических навыков Дедуктивный Достоинства Недостатки - широко используется принцип сознательности; -предусматривается пооперационная обработка грамматических действий; -может быть использована в самостоятельной работе учащихся. -не стимулирует нмственную активность учащихся; -запуск навыка на продвинутом уровне организации путем пословного перевода; -формирование грамматического навыка тормозится недооценкой условий устного иноязычного общения; Индуктивный Достоинства Недостатки -используется самый эффективный способ учения- поиск; -происходит полноценная реализация принципа сознательности; -стимулируется умственная актичвность учащихся /непроизвольное запоминание/ -требует длительного времени для ознакомления; -не предусматривает поонерационной отработки грамматических явлений;
Методы имплицитного подхода Структурный Достоинства Недостатки -делает грамматическую структуру объектом специальной и длдительной тренировки; -большинство упражнений приобретают механический характер и быстро надоедают учащимся; -низкая мотивация; -нет места принципам сознательности и коммуникации; Коммуникативный Достоинства Недостатки -ознакомление и тренировки включены в наиболее речевой этап, в практику; -необходимость индивидуальной работы и квалифицированность работы с учащимся; -не каждый учитель имеет соответствующую квалификацию;
Дифференцированный подход к формированию грамматических навыков Методы и приемы Отказ от грамматич. метояз. /для начального Этапа/ Выделение конкретных ориентиров Систематизация Преимущественное использование- поиск Виды грамматических упражнений Имитационные Вопросо-ответные Подстановочные Упражнения на расширение и дополнение Трансформационные Беседа в парах
Средства обучения Частные функции учителя Информативная Оценочная Организаторская Контролирующая Содержание обучения аудированию Лингвистический компонент Психологический компонент Методологический компонент
Механизмы аудирования Речевой слух Память Проговаривание Артикулирование Условия Языковые особенности Внешние помехи Отсутствие Зрительных и Визуальных опор Темп речи Оперативная Долговременная Различение Узнавание
Уровни понимания текста Уровень фрагментарного понимания Уровень глобального понимания Уровень детального понимания Уровень критического понимания
Система упражнений по обучению аудированию Базовые упражнения Частные упражнения Комплексные упражнения упражнения для речевого слуха Упражнения для развития механизма вероятностного прогнозирования Повторение иноязычной речи; Не допускать искусственного замедления темпа речи; Избегать предъявления упрощенных учебных текстов Упражнения с использованием ТСО упражнения для развития оперативной памяти Ситуационные клише Микрореферирование Упражнения, в которых используется механизм артикулирования Упражнения на рецензионные слова
Говорение Диалогическая речь Монологическая речь Однократность Наличие паралингвистических средств Спонтанность Всегда ситуативна Обучение говорению на начальном этапе Становление произносительных навыков Становление лексических навыков Становление элементарных грамматических навыков Рецептивные упражнения для узнавания слов Репродуктивные упражнения Владение соответствующими языковыми средствами Наличие соответствующего социального опыта
Тема общения Стандартная речевая ситуация Свободная речевая ситуация Характеризуется регламентированным местом Реальные ситуации Учебные ситуации Сферы общения Социально-бытовая Общественной деятельности Семейная Игровая Профессионально- бытовая Увлечений Социально- культурная Зрелищно- массовая
Реактивность диалогической речи Реплики- реакции Формулы вежливости Реплики- побуждения Реплики согласия Реплики отрицания Реплики императива Реплики эмоций Реплики переспроса Реплики репрезентации Реплики запроса /провоцирующими высказываниями могут вызывать вербальную реакцию Приглашение к совместным действиям Сообщение сведений о себе Самокритика Комплементы Оценка происходящего
Обучение диалогической речи 1 реплика-побуждение партнера 1 реплика-реакция 2 речевой контакт 2 формула вежливости 3 коммуникативное задание 3 реплика побуждения 4 стандартная ситуация 4 ситуация клише
Обучение монологической речи Устная Письменная Характеризуется спонтанностью, однократностью, наличием паралингвистических средств и обратной связью. Отличается последовательностью логичностью и главное – предметным содержанием, состоит из нескольких предложений. Обучение монологической речи легче начинать с нее. Используют в виде логико-синтаксических схем, в виде зрительных опор. Кунин В.И. считает, что большинство монологических высказываний носят стереотипные ограничения, которые фиксируются вербальными опорами: «я хочу…» «…для этого…, но…», « боюсь что…»
Обучение чтению Бинарное терминологическое членение Классное Домашнее Подготовленное Неподготовленное Аналитическое Синтетическое Экстенсивное Интенсивное Дискурсивное Курсорное Беспереводное Переводное
Виды чтения 3 вида чтения /Салистра И.Д./ Ориентировочное чтение Поисковое чтение Справочное чтение 3 вида чтения /Фоломкина С.К./ Просмотровое чтение Ознакомительное чтение Изучающее чтение
Уровни владения Скорости чтения Ознакомительное Просмотровое Изучающее 200-250 слов/мин Минимальная- 180-190 слов/мин 500-1200 слов/мин Средняя- 800 слов/мин Имеет второстепенное значение Полнота понимания Просмотровое Ознакомительное Изучающее 50% 70% 100%
уровни чтения Характеристика текста В 70-е годы /Кузьменко О.Д Рогова Г.В./ Учебное /обучающее чтение/ Реальное /собственно чтение/ Миньяр-Белоручев Р.К. Классификация целей и учебных задач Учебное чтение Информативное Изучающее Поисковое Динамическое
Обучение письму Системы письма Графическая Орфографическая Группировка по той или иной основе буквосочетаний Написание различных обозначений одной и той же фонемы Написание букв и перечисление их значений Написание различных видов диктантов Написание букв и буквосочетаний, передающих один и тот же звук Выписывание из текста слов, содержащих идентичные словосочетания
Схематизация русского текста для последующего его перевода Изложение Описание на основе картинок Сочинение /в виде тезиса/ Подтверждение Опровержение Реферат Пишется па базе печатного текста Заканчивается аудированием Резюме Конспект Обзорный Аннотация Сведения о главной теме Все основные первоисточники Несколько источников Дают информацию об одном или нескольких источниках Аннотация- рекомендация Содержат рекомендации к использованию источников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникативная методика преподавания иностранного языка в учреждении среднего профессионального образования
Статья раскрывает основные моменты коммуникативной методики преподавания английского языка в учебном учреждении...
Методика преподавания иностранного языка в начальной школе. Система оценивания достижений учащихся.
В соответствии с планируемыми результатами освоения программы по английскому языку для начальной школы предлагаемые в итоговой работе задания относятся к двум уровням сложности: базовому и повышенному...
Методика преподавания иностранных языков
Разнообразные методики...
Основные зарубежные методики преподавания иностранного языка
В настоящие время известны различные методики преподавания иностранных языков. Появление каждой новой методики было обусловлено требованиями определенного времени и развитием педагогических и методиче...
Актуальные вопросы обучения методике преподавания иностранного языка в начальной школе
Актуальные вопросы обучения методике преподавания иностранного языка в начальной школе...
Преимущества и недостатки компаративного подхода в методике преподавания иностранных языков при изучении второго иностранного языка с ориентацией на первый.
Статья на тему: Преимущества и недостатки компаративного подхода в методике преподавания иностранных языков при изучении второго иностранного языка с ориентацией на первый....
Реализация педагогических технологий в методике преподавания иностранных языков
Применение трех педагогических технологий (игровые технологии, педагогика сотрудничества, проблемное обучение) на примере заданий разной степени сложности на уроке английского языка...