Статья "Нравственное воспитание на уроках иностранного языка"
статья на тему
Статья "Нравственное воспитание на уроках иностранного языка" содержит анализ воспитательного потенциала урока иностранного языка в сравнении с другими учебными дисциплинами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravst._vopitanie.docx | 18.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственное воспитание на уроках иностранного языка.
Понимание духовных ценностей становится важным фактором развития общественного и национального самосознания. Каждый школьный предмет по сути является инструментом становления личностных качеств человека, его социальных и духовных ориентиров. Не являясь исключением, учебный предмет «Иностранный язык» имеет существенную особенность: он как бы «беспредметен»: он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Поэтому иностранный язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержания из различных областей знаний, содержания других учебных предметов.
Воспитание личности предполагает:
1. развитие психики личности в целом, т.е. мышления, памяти, чувств, воображения;
2. формирование мировоззрения, т.е. системы взглядов и убеждений;
3. формирование черт характера (настойчивости, трудолюбия, целеустремленности, любознательности, настойчивости, активности);
4. усвоение общепринятых норм поведения (вежливости, выдержанности, дисциплины, такта);
5. развитие эстетических взглядов;
6. развитие различных склонностей и способностей, нужных нашему обществу;
7. развитие потребностей в дальнейшем самообразовании.
Все эти задачи, в принципе, решаются учебным предметом «иностранный язык».
Иностранный язык представляет нам огромное количество средств, с помощью которых мы сумеем создать не только образованного человека, следовательно, мы сможем воспитать личность, обладающую высокой системой общечеловеческих ценностей, новым мышлением и реалистичным взглядом на современный мир.
Современный процесс обучения, построенный на коммуникативной основе с ориентацией на личность ученика, формирует у ученика широкий гуманистический взгляд на мир, основанный на общечеловеческих ценностях и новом мышлении, что вносит существенный вклад в повышение гуманитарного содержания образования. Процесс овладения иностранным языком выступает в качестве мощного механизма личностного развития учеников.
Социальная сущность иностранного заключается в передаче ученикам творческого опыта эмоционально-ценностного отношения человека к миру, в способности интегрировать самые разнообразные сведения из различных сфер деятельности человека. Использование иностранного языка в качестве средства передачи и приема информации от окружающей действительности из самых различных предметных областей создает благоприятные предпосылки для расширения общеобразовательного кругозора учеников.
Трудно сказать, что не является предметом обсуждения на уроках иностранного языка, затронуты, практически, все стороны жизни. Пожалуй, только история, обществоведение и литература располагают некоторыми из этих возможностей. Но у иностранного языка как учебного предмета есть одна особенность: на наших уроках мы обучаем общению, которое по самой своей сути – личностно. Ученик не просто рассказывает о чем-то, он высказывает свое мнение, свое отношение к предмету общения. Именно эта личностная заостренность и является тем каналом, через который в сознание ребенка проникает воспитательное воздействие.
Спецификой предмета иностранных языков является то, что методическим содержанием современного урока должна быть его коммуникативность, т.е. речевая направленность, при этом учитель и ученик должны быть речевыми партнерами, т. е. современный урок доложен стать уроком творческой дружбы ученика и учителя, если этого нет, то исчезает мотивация, общение становится невозможным.
В процессе овладения иностранным языком ученики усваивают материал, который демонстрирует функционирование языка в естественной среде, речевое и неречевое поведение носителей языка в разных ситуациях общения и раскрывает особенности поведения, связанные с народными обычаями, традициями, суевериями, социальной структурой общества, этнической принадлежностью. Прежде всего, это происходит с помощью аутентичных материалов (оригинальных текстов, аудиозаписи, видеофильмов), которые являются нормативными с точки зрения языкового оформления и содержат лингвострановедческую информацию. Важно знать национально-культурные особенности поведения иностранца, чтобы избежать возможных конфликтов при межнациональном общении. Известно, что немцы очень пунктуальны и ценят каждую минуту, в то время как русские позволяют себе опаздывать даже на деловую встречу. Немцы бережливы и не позволяют себе чрезмерную трату денег, а русские часто расточительны и щедры. Русские, слывущие своим гостеприимством, будут озадачены и даже обижены, если немец не предложит им чашку чая. У немцев же не принято усаживать за стол каждого входящего в дом. Таким образом, изучая иностранный язык, ученик должен не только усвоить его лексические, грамматические и синтаксические особенности, но и научиться адекватно ситуации реагировать на реплики носителей языка, уместно применять мимику и жесты, использовать формулы речевого этикета и знать культурно-исторические особенности страны изучаемого языка.
Чтение текстов на иностранном языке предоставляет огромные воспитательные возможности, если "иностранный язык используется как средство для приобщения учащихся к духовной культуре других народов, если он выступает как способ познания действительности, как способ самопознания и самовыражения личности в процессе обучения” (И.Л. Бим). При этом ведущей образовательной функцией домашнего чтения должна стать функция культуросозидательная, обеспечивающая сохранение, передачу и развитие общеобразовательной культуры подростка средствами литературно -художественного компонента, предполагающего доступ к иной национальной культуре и тем самым к культуре мировой. Это дает возможность преодолеть в воспитании учащихся культуроцентризм и внести существенный вклад в повышение уровня их гуманитарного образования.
К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке английского языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всему классу, в то время как класс выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.
Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. В то же время в ролевой игре обычно предварительно оговаривается траектория поведения участника игры в определенной ситуации. Хотя в некоторых случаях оговариваться может только результат взаимодействия, тогда как траектория поведения остается за выбором самого учащегося.
В ходе использования данного приема работы также необходимо ввести этап рефлексии для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать уместность, необходимость и эффективность той или иной модели поведения. Конечно, во многом ролевое поведение определяется изучаемым языковым материалом, но нравственная направленность также оказывает влияние на предполагаемый вариант поведения. Задача учителя – показать образцы поведения, обосновав в их с точки зрения разумности и морали, определить поведение ребенка в предполагаемой проблемной ситуации и в случае необходимости провести коррекцию данного поведения, но ни в коем случае не в форме назидания и наставления.
Эмоциональное воздействие и воспитательная сила слова очень велики. Поэтому для отбора текстов главными критериями являлись их художественная ценность, языковая ценность, гуманистическая направленность, соответствие интересам и уровню знаний учащихся, что в свою очередь стимулирует интерес к литературе и языку (а ввиду большой доступности понимания и оценки художественных произведений, возрастает интерес к истории стран изучаемого языка, как к прошлому, так и к настоящему).
Отобранные тексты могут представлять собой короткие рассказы, басни, легенды, сказки. Тексты могут быть использованы как во время занятий в классе, так и в условиях самостоятельной работы дома. Работа со школьниками происходит первоначально с использованием упражнений, рассчитанных на первичное ознакомление с текстом и усвоение содержащегося в нем языкового материала (языковые упражнения), а также на использование усвоенных лексических единиц в речи с опорами (предречевые упражнения): пересказать по заданному плану, воссоздать части текста, используя предложенные слова и выражения и т.д.
Затем учащиеся выполняют собственно речевые упражнения, т.е. задания творческого характера: резюмировать текст, составить диалог, проанализировать поведение персонажей, обсудить проблемы, связанные с текстом и т.д.
Таким образом, видно, что процесс воспитания - это не особый процесс, проходящий отдельно и независимо от процесса обучения. Воспитание, формирование личности обучаемого, его мировоззрения осуществляется непосредственно в процессе обучения.
1. Программа курса английского языка 2-9 классы. М. З.Биболетова, Н. Н.Трубанева, издательство «Титул» 2006 год,
2 Арапова Е. М. «Нравственное воспитание на уроках иностранного языка. Москва 2009.
3. Пассов Е. И. Урок иностранного языка. Москва, Глосса-Пресс, 2010
4. Примерные программы по учебным предметам. Иностранные языки, 5-9 классы, Москва «Просвещение» 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание на уроках иностранного языка
Экологическое воспитание на уроках иностранного языка опирается на эмоции, чувства: удивление и восхищение, уважение и желание помочь природе. Дети учатся не только понять её...
Эстетическое воспитание на уроках иностранного языка.
Формирование эстетического отношения детей к действительности и искусству происходит с раннего возраста. Изучение каждого предмета в школе также способствует эстетическому воспитанию, и на уроках инос...
Экологическое воспитание на уроках иностранного языка
Экологическое образование и воспитание школьников является важной задачей современной школы и основной формой экологической культуры, включающей систему научных знаний и убеждений, способствующих стан...
Этнокультурное воспитание на уроках иностранного языка
Выступление на педсовете...
Экологическое воспитание на уроках иностранного языка
Экологическому воспитанию в наше время уделяется довольно большое внимание.И задача иностранного языка в этом довольно обширна....
Гигиеническое воспитание на уроках иностранного языка.
Гигиеническое воспитание на уроках иностранного языка....
Статья «Приобщение школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания на уроках иностранного языка» и презентация к ней.
Чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веко...