Образовательные компетенции в области предмета "иностранный язык".
статья на тему

Образовательные компетенции являются основой содержания образования в процессе обучения. Ключевые компетенциии являются базовыми, универсальными. Они многофункциональны, надпредметны и междисциплинарны. Если говорить о ценностно-смысловых компетенциях, то необходимо указать на ценности и ориентиры, которые дает ученику предмет "иностранные языки". Общекультурная компетенция предполагает познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры, в данном случае, культуры стран изучаемого языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovat._komp.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные компетенции в области предмета «иностранный язык»

Образовательные компетенции обусловлены личностно-деятельностным подходом к образованию, поскольку относятся в первую очередь к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий. 

Компетенция в переводе с латинского 
competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. 

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. 

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых, до производственных и социальных. Заметим, что образовательные компетенции включают в себя компоненты функциональной грамотности ученика, но не ограничиваются только ими. 

В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), А.В. Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций: 


1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; 

2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; 

3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. 

Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. 

С данных позиций  А.В. Хуторской  выделяет 7 ключевых образовательных компетенций:

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. В данном аспекте необходимо указать на  ценности и ориентиры, которые дает ученику предмет «иностранный язык». От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. 

2. Общекультурные компетенции. Сюда относятся:

- познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры, культуры страны изучаемого языка;

- духовно-нравственные, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций;

- осознание роли  науки и религии в жизни человека;

- владение эффективными способами организации свободного времени.

 3. Учебно-познавательные компетенции. Предполагает следующие умения на уроках иностранного языка:

         • ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; 
• организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
• задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; 
• ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;
• выступать устно и письменно о результатах своего исследования;
• иметь опыт восприятия картины мира.
По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
4. Информационные компетенции в области предмета «иностранный язык»

         предполагают 

         • владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;

          Умения:
• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
• ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; 
• уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
• овладеть навыками использования информационных устройств; 
• применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
5. Коммуникативные компетенции в области предмета «иностранный язык»

включают знание необходимых  способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен: 
уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление;
• уметь представлять свой класс, школу, страну, использовать для этого знание иностранного языка;
• владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
• владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
• владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
• иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

6. Социально-трудовые компетенции в области предмета «иностранный язык»:

– сотрудничество, работа в команде;

– способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;

– социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;

– развитие личностных качеств, саморегулирование;

- выполнение роли гражданина, избирателя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи;

- владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. 

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.   

                  Основной принцип системно-деятельностного подхода на уроках иностранного языка состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке  материала состоит не в том, чтобы все  доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры. Для активизации познавательной и практической деятельности учащихся на уроках иностранного языка можно использовать разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока.

 

Формы работы, необходимые для реализации системно-деятельностного подхода:

  •  метод проектов
  •  метод дебатов и дискуссий
  •  игровые технологии
  •  проблемное обучение
  •  технология интерактивного обучения
  •  технология модульного обучения

Не должны использоваться:

  • Монолог учителя
  • Фронтально-индивидуальный опрос
  • Информирующие беседы
  • Демонстрация фильмов без обсуждения
  • Самостоятельная работа с учебником по заданию учителя

 Основу ФГОС первого поколения составляют знания, умения, навыки, тогда как ФГОС второго поколения нацелены на саморазвитие, личностный рост обучающегося, на развитие его самостоятельности, инициативы. В соответствии с ФГОС второго поколения, ученик должен научиться не только ставить цели и задачи, но и находить пути их решения (под руководством учителя), делать выводы, анализировать как свою работу на уроке, так и работу своих одноклассников.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Принцип ситуативности как необходимое условие формирования коммуникативной компетенции в предметной области "иностранный язык"

Принцип ситуативности как необходимое условие формирования коммуникативной компетенции в предметной области "иностранный язык"Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного об...

Формирование ключевых образовательных компетенций на уроках немецкого языка

Данная публикация содержит текстовой материал и мультимедийную презентацию  выступления на Международной научно-практической конференции по теме "Мозаика инновационных методик преподавания немецк...

Регламент проведения аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом министерства образования и науки Самарской области №50-од от 30.03.201

Регламент проведения аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом министерства об...

Приказ министерства образования и науки Самарской области №239-од от 28.09.2011 “О внесении изменений в Регламент проведения аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных

Приказ министерства образования и науки Самарской области №239-од от 28.09.2011 “О внесении изменений в Регламент проведения аттестации педагогических работников государственных образовательных учрежд...

Формирование ключевых образовательных компетенций на уроках немецкого языка

Данный материал представляет собой статью, в которой говорится о ключевых образовательных компетенциях. Это и речевая компетенция (развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деят...

Образовательные компетенции в области предмета "Иностранный язык".

Что такое образовательные компетенции. Как происходит формирование компетенций.Виды компетенций....

Требования к уроку иностранного языка и формированию различных образовательных компетенций обучающихся в освоении новых образовательных стандартов.

Данный материал использовался для распрастранения опыта работы на заседании школьного методического объединения....