Технология формирования профессионального имиджа современного учителя.
статья на тему
Формирование собственного позитивного имиджа, поиск путей, которые могут к нему привести, сегодня такая же обязательная задача педагога, как, например, совершенствование в преподавании своего предмета. Без интереса к личности учителя нет интереса к предмету. Грамотно созданный положительный имидж преподавателя - мощный ресурс, способный не только повысить эффективность педагогической деятельности, но и привести к сотрудничеству с детьми. При этом важно, какие средства выражения использует учитель. Вне зависимости от слов, которые он произносит, чувства, и отношение к ребенку выражены и его внешним видом. Природные данные учителя могут быть обычными, внешне неброскими. Гораздо большую роль играют его умение следить за собой, культура внешних и внутренних проявлений, обаяние и естественность. Установление коммуникационных связей упрощается, если у учителя приветливое лицо, а движения, жесты, осанка и походка красивы и выразительны. Для успешного взаимодействия с детьми недостаточно только знания учителем основ наук и методики учебно-воспитательной работы. Все его знания и практические умения могут передаваться учащимся только через систему живого и непосредственного общения, установления психологического контакта педагога с ребенком, взаимопонимания. Процесс общения педагога с детьми выступает как важное непременное условие и содержание профессионального имиджа современного учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_formirovaniya_professionalnogo_imidzha_sovremennogo_uchitelya.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология формирования профессионального имиджа современного учителя.
А.Р. Суяргулова
учитель английского языка
МАОУ «Лицей№3»
г. Стерлитамак, Россия
Понятие «имидж» сегодня пользуется грандиозной популярностью. Буквально на каждом шагу можно услышать разговоры, темы которых касаются шоу-бизнеса, политики, экономики, и слово «имидж» можно услышать в каждом из таких разговоров. Причем это касается не только молодежного сленга, так как понятие «имидж» сравнительно молодое, но и более старшего поколения.
Это красивое и загадочное слово появилось в нашем языке в 80-х годах. Имидж (англ. image, от лат. imago — образ, вид) - это целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы. Такое толкование нам дает Большой Российский Энциклопедический Словарь.[9,69]
Имидж – это впечатление о нас или наш внешний и внутренний облик в понимании других. Опыт мирового цивилизованного сообщества убедительно доказал, что без создания положительного делового имиджа наивно рассчитывать на успешное осуществление профессиональной деятельности и пользоваться достойной репутацией. К представителям разных профессий общество предъявляет вполне определенные требования. Правильно создать профессиональный имидж - значит оправдать те ожидания, которые другие ждут от внешнего облика человека. Образ человека на рабочем месте должен демонстрировать те качества, которые общество требует от представителей данной специальности.
Деловой имидж – это то представление, которое человек создает сам о себе как внешнее отражение его личности и как показатель его деловых и чисто человеческих качеств. Чем оно удачнее, тем выше профессиональный авторитет, тем легче находить общий язык с окружающими и завоевывать у них признание и должное уважение.[2,97]
Применительно к педагогам слово «имидж» долгое время вообще не употреблялось. Им вроде бы как-то не пристало о нем думать, им следовало лишь волноваться по поводу успеваемости и воспитанности ребенка. Однако можно говорить о том, что сегодня появилась тенденция к перемене. Многие преподаватели считают, что имидж важен для их профессии, они воспитывают будущее поколение, и то, каким оно будет, во многом зависит от их собственного имиджа.
Формирование собственного позитивного имиджа, поиск путей, которые могут к нему привести, сегодня такая же обязательная задача педагога, как, например, совершенствование в преподавании своего предмета. Без интереса к личности учителя нет интереса к предмету. Грамотно созданный положительный имидж преподавателя - мощный ресурс, способный не только повысить эффективность педагогической деятельности, но и привести к сотрудничеству с детьми. При этом важно, какие средства выражения использует учитель. Вне зависимости от слов, которые он произносит, чувства, и отношение к ребенку выражены и его внешним видом. Природные данные учителя могут быть обычными, внешне неброскими. Гораздо большую роль играют его умение следить за собой, культура внешних и внутренних проявлений, обаяние и естественность. Установление коммуникационных связей упрощается, если у учителя приветливое лицо, а движения, жесты, осанка и походка красивы и выразительны.
Исходя из определения понятия «имидж» можно выделить основные его составляющие:
1. образ (то, что возникает с приходом человека и остается, когда человек уходит)
2. внешний аспект (манеры, походка, жесты, мимика, одежда, прическа)
3. внутренний аспект (интеллект, помыслы, эрудиция, духовность, интересы)
4. процессуальный аспект (темперамент, темп, пластичность, деятельность, эмоции)
5. ядро имиджа (позиции, установки, легенда) – должно соответствовать психологии победителя:
- высокая самооценка
- оптимизм
- умение чувствовать и сопричаствовать происходящему
- умение меняться, воспринимать новое
Для успешного взаимодействия с детьми недостаточно только знания учителем основ наук и методики учебно-воспитательной работы. Все его знания и практические умения могут передаваться учащимся только через систему живого и непосредственного общения, установления психологического контакта педагога с ребенком, взаимопонимания. Процесс общения педагога с детьми выступает как важное непременное условие и содержание профессионального имиджа современного учителя. [6,48]
Речь учителя должна быть эмоционально насыщенной, однако при этом следует избегать крайностей; учителю крайне важно избирать тон общения с детьми, соответствующий не только ситуации общения, но и нормам этики. В речи не только педагога, но и человека с любой другой профессией важно соответствие мимики, жестов и слов.
Значительными возможностями сосредоточения внимания слушателей обладает именно жест, эмоциональная насыщенность которого, как правило, приковывает внимание класса.[10,39] Среди средств организации внимания почти каждым учителем активно используются такие жесты, как жесты указания, жесты имитации, жесты подчеркивания и т.д. Жесты учителя нередко становятся образцом для подражания. Поэтому к культуре невербального поведения учителя в целом и к его жестикуляции в частности необходимо предъявлять высокие требования.
Таким образом, имидж – это впечатление о нас или наш внешний и внутренний облик в понимании других. Роль имиджа важна в деятельности современного педагога и это едва ли не важнейший ресурс в его работе. Учитель сам и должен формировать свой имидж. Никто ему не может диктовать что-то свое, он должен это почувствовать, понять и прийти сам к тому образу, который будет считаться идеальным. Прежде чем начать работу над формированием имиджа, преподаватель должен уяснить, что его образ - это одно целое, и работать нужно не над отдельными компонентами, а над всей системой в целом. Постоянное стремление к идеалу - показатель роста педагога, как в личностном, так и профессиональном плане.
Но самое главное - это быть Человеком! Человеком с большой буквы в прямом смысле этого слова. Вместе с тактом, образованием, деловыми качествами внешность педагога является либо продолжением его достоинств, либо отрицательной чертой, мешающей в жизни. Педагог должен любить то, что он делает, чем живет. Все-таки это должен быть зов сердца, призвание (дар свыше), любимое дело и тогда он будет стремиться к идеалу.
И самое главное всё, что заставляет обожать единственного и неповторимого учителя - человеческое обаяние, которое складывается из таких простых, но очень важных моментов:
1. Имейте светлую и чистую душу;
2. Большое и любящее сердце;
3. Улыбайтесь;
4. Умейте слушать и слышать;
5. Будьте дружелюбны;
6. Умейте посмеяться над собой и признавайте свои ошибки;
7. Не держите зла;
8. Не жалейте сил для работы над собой
Библиографический список
1. Булатова, О.Н. Имидж педагога - мода или необходимость? // Директор школы, 2003, №2 - стр. 74
2. Веснина, Н.И. Классный час «Имидж делового человека» // Классный руководитель, 2006, №2 - стр. 97
3. Журавлев, Д.К. Имидж учителя - необходимость или дань моде? // Народное образование, 2003, №7 - стр. 213
4. Кочергина, Г.Б. Личность учителя. // Учитель, 2005, №3 - стр. 72
5. Лабунская, В.А. Невербальное поведение. М.: Просвещение, 1991.
6. Леонтьев, А.А. Психология общения. 3-е изд. М.: Смысл, 1999.
7. Маркова, А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993.
8. Митина, Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной деятельности педагога. // Директор школы, 1999, №2
9. Новокшенова, М.Л. Имидж педагога: знания, опыт, мастерство. // Учитель, 2005, №3 - стр. 69
10. Петрова, Е.А. Жесты в педагогическом процессе: Учебное пособие. – М.: Московское городское педагогическое общество, 1998.
11. Попова, Л.Н. Имидж современного преподавателя - «Народное образование», 2003, №2 - стр. 234
12. Сластенин, В.А., Исаев И.Ф. Педагогика. М.: Школа - пресс, 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа "Профессиональный имидж современного учителя физической культуры"
Специалисты по имиджелогии нужны везде, а школе - в первую очередь. Необходимо не только теоретически обосновать природу, характеристику и типы имиджей учителя, а создать сам инстр...
Формирование имиджа современного учителя
Статья содержит размышления об имидже современного учителя и его положительном формировании....
Имидж современного учителя. Какой он?
Глубокие изменения, происходящие в общественной структуре, экономических, социальных и культурных процессах, модернизация образования предъявляют новые требования к качеству подготовки будущего ...
Имидж современного учителя
Имидж оказывает влияние на личную и профессиональную сферу человека. Для педагога создание позитивного имиджа является ключом к успеху и неким залогом признания учеников.В педагогической и социально-п...
«Имидж современного учителя»
Эта работа получила высокую оценку на Всероссийском конкурсе «Учитель… Профессии прекрасней нет на свете?». В современном российском образовании, как и во всем обществе, очень много ...
Имидж современного учителя
Имидж – загадочное красивое слово, появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с французского и английского языков, оно обозначает «образ». Причём под «образом» нужно понимать не толь...
Доклад на тему: «Формирование профессионального имиджа в художественном образовании»
Современное образование ставит главной целью развитие целостной, высококультурной личности, находящейся в гармонии с окружающим миром, живущей ощущением современности, гибко ориентирующейся в н...