методические рекомендации
методическая разработка на тему
Методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках английского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_rekom.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИКТ В ПРЕПОДАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Автор:
Федосеева Ольга Михайловна, учитель английского языка МБОУ Староюрьевская СОШ
Цель и задачи обучения иностранным языкам
Основная цель обучения иностранным языкам - формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а так же, активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения иностранным языкам.
Использование интерактивных форм обучения позволяет сделать ученика главной действующей фигурой, так, что он сам открывает путь к усвоению знаний, в отличие от традиционных методик, где учитель преподносит ученику готовый материал. Учитель должен стать активным помощником ученика, его наставником, тьютором. И в этом случае его главная функция - организация и стимулирование учебного процесса.
На уроках английского языка с помощью компьютера можно решать целый ряд задач:
- формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
- совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов;
- совершенствовать умения письменной речи, пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка, отражающей определенный этап развития культуры народа, социальное и политическое устройство общества;
- знакомить с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;
- формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке.
Информационные технологии обучения в зависимости от классификации типов уроков
Информационные технологии обучения — это процессы подготовки и передачи информации обучаемому посредством компьютера.
Информационная технология на уроках английского языка может осуществляться как "проникающая" (применение компьютерного обучения при изучении отдельных тем, разделов) и как монотехнология, когда всё обучение, всё управление, включая виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера.
В своей системе работы я применяю "проникающую" технологию и опираюсь на основные научно-методические принципы: коммуникативность, наглядность, индивидуализацию. А так же, не забываю и про основные дидактические принципы.
Исходя из классификации типов уроков, я применяю ИКТ, которые предполагают различные формы работы с ЦОР, такие, как фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Урок изучения нового материала:
- Демонстрация презентаций с помощью видеопроектора.
Презентации удобны и для учителя, и для учеников. Презентация на таком уроке – это своеобразный опорный конспект для учителя. Для ученика – это возможность все увидеть на большом экране. Лучше всего, если презентацию учитель составляет сам,так как он её будет подстраивать под себя. А в приобретенной презентации нужно учителю подстраиваться. В составлении презентаций самое сложное – это подбор материала, продумывание структуры, выбор оформления и т.д.
- Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
Сегодня очень большой выбор ЭОР по английскому языку. Они включают в себя одновременно и обучающие программы, и обучающие дидактические задания, упражнения, игры, тесты и т.п. ЭОР можно использовать при фронтальной работе у доски. Лучше всего, если это интерактивная доска. Возможно использование ЭОР на таком уроке и в модели «1 ученик: 1 компьютер», когда дети самостоятельно работают с ЭОР каждый в своем собственном темпе.
Урок обобщения и закрепления изученного материала
- Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
На таком уроке так же можно использовать ЭОР как при фронтальной работе у доски, так и при индивидуальной работе в модели «1 ученик: 1 компьютер». Обучающие игры, интерактивные задания, обучающие тесты детей очень хорошо увлекают. Уроки проходят более интересно, значительно быстрее. Дисциплина значительно выше, чем на классическом уроке.
- Использование презентаций в качестве подготовки докладов.
Презентация - целенаправленный информационный процесс, решающий свои задачи, в котором компьютер выступает не только как средство, дающее большую свободу для творчества, но и как своего рода генератор новой эстетики. Это способствует повышению эффективности восприятия и запоминания подаваемого в презентации материала. Поэтому можно ученикам давать в качестве домашнего задания подготовить выступление или доклад в виде презентации. А на следующем уроке они выступают перед классом со своими работами. Такая форма работы так же повышает интерес учащихся к предмету, что влияет и на качество обучения.
- Интерактивные обучающие тесты.
На таком уроке они очень полезны тем, что учащиеся могут выбирать ответы до тех пор, пока не ответят правильно. Такая форма работы позволяет лучше закрепить материал.
Урок – проект
Такой тип урока предполагает использование сети Интернет на подготовительном этапе, сбор информации, богатый страноведческий материал, фотографии.
В рамках программного материала проектная методика может использоваться практически по любой теме, так как отбор тематики может проводиться с учетом практической значимости для школьника.
Использование информационных технологий, например, в сочетании с методом проекта позволяет школьникам практически применять свои знания, умения и навыки, потому и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно реализуется коллективная деятельность, позволяющая повысить мотивацию изучения иностранного языка.
В центре внимания такого рабочего процесса стоит сам ученик с возможностью свободного выражения своего мнения. Дети находят практическое применение знанию иноязычной речи.
Такой метод позволяет открывать безграничное поле деятельности для организации работы над самыми разнообразными темами на разных шагах обучения с детьми разных возрастов.
Помимо огромного потенциала, который несет в себе сам метод проектов для формирования коммуникативной компетенции, значительные дополнительные возможности возникают при использовании информационных ресурсов и услуг Интернета в процессе проектной деятельности учащихся.
Интернет дает уникальные возможности для тех, кто обучает английскому языку, и тех, кто его изучает. Одна из этих возможностей - извлечение и использование информации. Умение работать с огромным потоком информации является сегодня совершено необходимым для специалистов в любой области. Основу же для этого умения можно нужно закладывать еще в школе. Способность отобрать важную информацию, проанализировать ее вырабатывается на практике с помощью аналитического чтения. Формирование этого качества напрямую зависит от методических подходов, используемых в процессе обучения, от характера заданий, которые получают учащиеся. Интернет позволяет учащимся в яркой, интересной форме познакомиться с реалиями страны изучаемого языка, а также проверить свои умения и навыки в интерактивной деятельности.
Урок контроля знаний и умений
- Интерактивный тест.
Компьютерный интерактивный тест позволяет сэкономить время учителю при подготовке и проверке заданий. Не нужно размножать на бумаге и потом проверять работу каждого ученика и делать анализ. А ученик в свою очередь получает информацию о результатах теста сразу же. При наличии компьютерной сети можно организовать централизированный сбор и обработку результатов тестирования, используя модуль журнала MyTest.
Использование интернет-ресурсов во внеклассной работе по английскому языку
Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны и сквозь призму этих знаний позволяет более активно осваивать культуру своей страны.
Во внеклассной работе можно широко использовать ресурсы глобальной сети Интернет. Всемирная паутина является:
- источником информации для учеников в ходе подготовки проекта или мероприятия;
- помощником в обмене опытом с коллегами, если стать участником интернет-сообщества, например, PEDSOVET.ORG, EDUGALAXY.INTEL.RU и др.;
- источник идей и вдохновения.
В свободном доступе в Интернет выложены оболочки тестирующих программ, имеющих интерфейс различных детских игр, знакомых каждому ученику, что лишь усиливает их притягательность для учеников.
Во внеклассной работе также можно создавать видеоролики. Программным обеспечением для реализации данного направления может служить Microsoft MoveiMaker, которая очень проста в использовании. Освоив данную программу, ученики могут создавать несложные видеоклипы. При этом они осваивают новые программы по созданию видеороликов, которые предоставляют возможность использовать более яркие и красочные эффекты самостоятельно. Ученики самостоятельно пишут сценарии, снимают, подбирают музыкальное сопровождение, монтируют ролики. Такая работа повышает мотивация к изучению английского языка и интерес к предмету.
Использование интернет-ресурсов на уроках иностранного языка
Возможности использования Иитернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет и т.д.
На уроках можно использовать следующие образовательные интернет-ресурсы:
- сказки, рассказы, игры, кроссворды:
- газеты:
- темы для уроков английского языка:
«Легко ли быть молодым?» - www.teenadvice.org
«Политика страны» - www.royal.gov.uk
Для формирования или совершенствования грамматических, лексичесикх навыков - www.study.ru
При подготовке проектов - www.alleng.ru/englishjet.com/native-english.com
Учитель, который применяет образовательные компьютерные программы на уроках иностранного языка, обязан знать, что любая образовательная технология должна соответствовать общим дидактическим принципам:
- научность, системность и последовательность в обучении;
- сочетание абстрактности мышления с наглядностью;
- доступность;
- сознательность и самостоятельность обучающихся при руководящей роли преподавателя;
- творческая активность обучаемых;
- прочность овладения содержанием обучения;
- соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении;
- гуммнизация обучения;
- связь обучения с будущей профессиональной деятельностью (профессиональной актуальностью).
Кроме этого, к дидактическим основам электронных образовательных курсов необходимо отнести следующие специальные принципы:
- учет стартового уровня образования;
- модульность;
- эргономичности;
- интерактивность;
- идентификации обучаемых;
- обеспечения безопасности и защиты используемой информации;
Ещё хочу выделить очень важные требования:
- эффективность: гарантия результатов, соответствующих образовательным стандартам,
- гибкость: возможность варьирования в содержании для обеспечения комфортности и свободы взаимодействия педагога и учащихся с учетом конкретных условий педагогической деятельности,
- динамичность: возможность развития или преобразования используемой технологии,
- воспроизводимость: возможное использование технологий другими учителями в данном учебном образовательном учреждении или в других.
Таким образом, именно применение образовательных компьютерных программ на уроках английского языка является основным признаком положительных результатов творческой деятельности, что влечет за собой повышение мотивации учащихся.
Положительные и отрицательные моменты использования информационных технологий в образовательном процессе
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) представляют собой совокупность взаимосвязанных учебных объектов:
- символьные объекты (знаки, символы, тексты, графики),
- образные объекты (фото, рисунки),
- аудиоинформацию (устные тексты, диалоги, музыка),
- Видеообъекты (анимации, модели, видеосюжеты)
Положительные моменты использования ЦОР
Использование ЦОР позволяет:
- улучшить эффективность и качество образования,
- ориентироваться на современные цели обучения,
- повысить мотивацию учащихся к обучению,
- использовать взаимосвязанное обучение различным видам речевой деятельности,
- учитывать страноведческий аспект,
- сделать занятия запоминающимися и эмоциональными,
- реализовать индивидуальный подход,
- повысить самостоятельность школьников,
- повысить качество наглядности,
- облегчить труд учителя.
Использование ЦОР в педагогической деятельности дает возможность учителю:
- излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников,
- находить основные и дополнительные материалы для уроков или элективного курса,
- экономить время для речевой практики,
- организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом, упростить контролирование учебной деятельности учеников,
- заинтересовать учеников, повысить их мотивацию, вовлечь в творческий процесс учения, увеличить быстроту и надежность знаний.
Электронные образовательные ресурсы помогают ученикам:
- развивать системное мышление, учиться анализировать, сопоставлять и обобщать факты,
- самостоятельно изучать, закреплять и повторять пройденный материал, • приобрести навыки работы с компьютером,
- основательно подготовиться к ЕГЭ.
Отрицательные моменты использования ИКТ на уроках английского языка.
Можно выделить следующие отрицательные моменты в использовании ИКТ при длительной работе на компьютерах:
- нагрузка на зрение;
- физическая и психическая утомляемость
Таким образом, достоинств у компьютерного обучения много. Но необходимы критерии полезности применения компьютеров на уроке для каждой возрастной группы учащихся по темам целевых предметов, критерии оценки учебных программных средств.
Что необходимо помнить, компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"
Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...
Методические рекомендации по комплектованию учебно-методического комплекса педагога дополнительного образования
Учебно-методический комплекс(УМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, твор...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов
Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...
[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств
[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...
Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО
БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...
Методические рекомендации педагогам для поддержки психического здоровья и благополучия во время вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании рекомендаций ВОЗ
Дистанционное обучение предполагает, что обучающийся может присоединиться к занятиям взволнованным или возбужденным.Ученик в таком эмоциональном состоянии не готов получать новые знания, но задача пед...