Successful Writing
методическая разработка по теме

Туаева  Фатима Николаевна

Раздел „Письмо“ в ЕГЭ по иностранному языку включает два задания: написание личного письма (базовый уровень — А2+) и написание письменного высказывания с элементами рассуждения (высокий уровень — В2), выполнение которых требует демонстрации разных умений письменной речи, относящихся к двум уровням сложности коммуникативной компетенции (базовому и высокому) .

Как же сделать так, чтобы учащиеся успешно справились с самым трудным разделом ЕГЭ — с творческими заданиями?

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Successful Writing

Подготовка учащихся к выполнению заданий  раздела „Письмо“

единого государственного экзамена

по английскому языку

Туаева Фатима Николаевна

учитель английского языка

МОУ СОШ №7 с.Долиновка

2014 год

Подготовка учащихся к выполнению заданий

раздела „Письмо“ единого государственного экзамена

по английскому языку

Основная цель обучения иностранному языку в школе — формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции. В хорошо известном документе Совета Европы „Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка“ компетенция определяется как сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по английскому языку позволяет установить уровень освоения участниками федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования в области иноязычной коммуникативной компетенции. Предполагается, что учащиеся общеобразовательных школ должны достигнуть уровень В1 иноязычной коммуникативной компетенции (общеевропейская терминология), а учащиеся школ с углубленным изучением иностранного языка, гимназий и лицеев — уровня В2.

Раздел „Письмо“ в ЕГЭ по иностранному языку включает два задания: написание личного письма (базовый уровень — А2+) и написание письменного высказывания с элементами рассуждения (высокий уровень — В2), выполнение которых требует демонстрации разных умений письменной речи, относящихся к двум уровням сложности коммуникативной компетенции (базовому и высокому) .

Задания раздела представляют собой задания С и официально называются заданиями со свободно конструированным ответом, либо менее официально — задания с развернутым ответом. Задания данного раздела позволяют прямо или опосредованно проверить эффективность владения всеми компонентами коммуникативной компетенции, а именно:

• речевой (владение умениями письменной речи);

• языковой (владение лексическими, грамматическими и орфографическими навыками);

• социокультурной (владение знаниями о стране изучаемого языка и своей стране и навыками культуры поведения);

• учебно-познавательной (владение стратегиями работы с иноязычным текстом, метапредметными умениями, такими, как сообщение и запрос информации, высказывание своей точкизрения и ее аргументация, формулирование проблемы, умение делать обобщения и выводы);

• компенсаторной (умение выходить из положения при дефиците языковых средств путем замены одних лексических и грамматических средств

другими).

Современные федеральные УМК по иностранным языкам предлагают большой спектр заданий  для формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции, однако, как показывает практика, их явно недостаточно, особенно для формирования умений письменной речи. В первую очередь, это связано с тем, что большинство заданий не предполагает развития у учащихся рефлексивных умений и умений самостоятельной проверки правильности выполнения заданий и самокоррекцию. Кроме этого, практически не анализируются стратегии выполнения конкретных заданий, не всегда учитываются типичные ошибки, которые могут возникнуть при их выполнении.

Как же сделать так, чтобы учащиеся успешно справились с самым трудным разделом ЕГЭ — с творческими заданиями?

Можно предложить следующий алгоритм (этапы) работы над заданиями с развернутым ответом:

1) знакомство учащихся с требованиями к выполнению заданий С;

2) разбор заданий;

3) разбор стратегий выполнения заданий;

4) выполнение тренировочных заданий пошагово;

5) разбор типичных ошибок;

6) выполнение коммуникативного задания полностью;

7) самокоррекция или взаимокоррекция выполненного задания.

Первый этап предполагает знакомство учащихся с требованиями к выполнению заданий. Он включает:

а) разбор умений и навыков, которые проверяются в заданиях;

б) изучение критериев и дополнительных схем оценивания данных заданий.

Для этого выделим, прежде всего, умения, которые контролируются и оцениваются.

Проверяемые умения в личном письме:

— дать развернутое сообщение;

— запросить информацию;

— использовать неофициальный стиль;

— соблюдать формат неофициального письма;

— правильно использовать языковые средства;

— соблюдать объем письма.

Чтобы успешно продемонстрировать умение дать развернутое сообщение, учащемуся следует развернуто ответить на все три вопроса, которые даются в письме-стимуле. Часто один из вопросов содержит несколько элементов, например, „Что ты и твои друзья делали в свободное время?“. В этом случае, чтобы ответ считался полным, недостаточно ответить, что автор письма делал, нужно также включить в ответ, что делали его друзья.

Чтобы правильно запросить информацию, нужно поставить три вопроса для выполнения коммуникативной задачи, которая сформулирована после текста письма-стимула. Однако учащемуся необходимо задать вопросы, учитывая текст письма-стимула. Вопросы должны быть развернутыми. Под использованием неофициального стиля предполагается нейтральный стиль. Особенно важно, чтобы учащиеся использовали нейтральный стиль в обращении, завершающей фразе, подписи.

Под соблюдением формата неофициального письма подразумевается правильная организация текста (деление на абзацы, логика, связующие слова, наличие адреса, даты, обращения, подписи) и соблюдение норм вежливости (благодарность, ссылки на предыдущий и последующий контакты).

Под правильностью использования языковых средств понимается соответствие языковых средств нормам, принятым в стране изучаемого языка.

Под соблюдением объема понимается использование количества слов, которое установлено коммуникативным заданием и является частью коммуникативной задачи.

Изучение критериев и дополнительной схемы оценивания позволят учащемуся соотнести требования к выполнению задания с требованиями оценивания.

Необходимо обсудить особенности каждого критерия оценивания и проверить, как учащиеся понимают их.

После знакомства учащихся с требованиями к выполнению заданий целесообразно сразу же перейти ко второму этапу — разбору задания. При разборе заданий следует обратить внимание учащихся на то, что каждое задание имеет свою цель и задачи и проверяет определенные умения и навыки учащихся владения уровнем коммуникативной компетенцией и требует особых стратегий выполнения. Для того чтобы выяснить, какие конкретно умения проверяются в каких заданиях, можно отослать учащихся к спецификации и демоверсии для самостоятельного изучения либо проанализировать с ними вышеназванные документы.

Затем следует разобрать инструкцию к заданию, обращая внимание на выделенные шрифтом слова, на ограничители (время и объем — количество слов). Разбор задания включает выделение всех содержательных линий письма: нахождение имени адресата, вопросов, на которые нужно дать ответы, информации, которую нужно уточнить в поставленных автором вопросах. Ссылаясь на проверяемые умения и критерии, учащиеся должны объяснить, какие умения проверяются и что необходимо сделать в конкретном задании. Если учащиеся недостаточно хорошо владеют стратегиями написания задания С1, то у них возникает много ошибок, из-за которых будут снижены баллы по разным критериям: решение коммуникативной задачи, организация текста и языковое оформление текста.

К наиболее типичным ошибкам при написании личного письма можно отнести по критерию:

решение коммуникативной задачи:

• не даны развернутые или полные ответы на все три вопроса;

• неправильно написано обращение (нарушен стиль);

• отсутствует благодарность за полученное письмо или ссылка на предыдущий контакт;

• отсутствует завершающая фраза или нарушен стиль ее написания;

• отсутствует фраза о надежде на будущий контакт или нарушен стиль ее написания;

• не поставлены вопросы для получения информации, либо даны не все три вопроса;

• несоблюдение объема письма (занижение или превышение объема);

организация текста:

• неправильное деление на абзацы;

• нарушение логики;

• нарушения в использовании лексических средств логической связи;

• отсутствие адреса и / или даты;

• дан адрес того, кому направлено письмо, а не адрес отправителя;

• порядок слов в адресе не соблюден;

языковое оформление текста:

• нарушения норм языкового оформления текста в области лексики, грамматики, орфографии, пунктуации.

Таким образом, можно говорить о том, что типичные ошибки возникают, когда учащиеся не владеют стратегиями написания личного письма и не учитывают предложенный набор правил, который способствует реализации тех или иных стратегий для эффективного решения коммуникативной задачи.

Третий этап включает знакомство учащихся со стратегиями выполнения заданий. Знакомство может произойти в письменной форме (памятка) либо устного разбора стратегий. Стратегии понимаются как „комбинации интеллектуальных приемов и усилий, которые применяются учащимися для понимания, запоминания и использования знаний о системе языка и речевых навыков и умений; когнитивные операции, которые выбираются учащимися из числа возможных для решения коммуникативной задачи“. Для правильного выполнения тестовых заданий следует разработать (желательно вместе с учащимися) памятку стратегий выполнения всех заданий.

Исходя из вышеназванных проверяемых умений попытаемся предложить набор правил, которые помогут реализовать стратегии написания личного письма.

Стратегии выполнения задания „Личное письмо“ (С1):

• внимательно прочитать не только инструкции, но и текст-стимул (отрывок из письма друга на английском языке);

• при ознакомлении с текстом-стимулом выделить главные вопросы, которые следует раскрыть в ответном письме;

• составить разные типы вопросов для запроса информации;

• наметить план своего ответного письма;

• не забыть написать адрес и дату в правом верхнем углу письма;

• во вступительной части письма выразить благодарность за полученное письмо и, возможно, извинение, что не сразу написан ответ;

• в основной части письма ответить на все заданные вопросы и задать необходимые вопросы другу по переписке;

• в заключительной части письма упомянуть о будущих контактах, написать завершающую фразу, подписать письмо;

• проверить:

— соответствие содержания своего ответного письма письму-стимулу (поставленным коммуникативным задачам);

— правильность организации и логичность текста;

— правильность языкового оформления текста.

После разбора требований к написанию заданий, знакомства с форматом заданий и выявлением особенностей каждого из заданий, изучения критериев и схем оценивания, усвоения стратегий, способствующих успешному выполнению заданий С, необходимо продумать технологию обучения написанию личного письма и письменного высказывания с элементами рассуждения. Опыт обучения учащихся и экспертов ЕГЭ показывает, что наиболее удачными для обучения учащихся специфике написания заданий с развернутым ответом оказались технология пошагового обучения, интегрированная с кейс-методом (анализ ситуативных проблем). Данные технологии основаны на деятельностном, коммуникативно-когнитивном и рефлексивном подходах и отвечают современным требованиям              личностно-ориентированной парадигмы образования. Пошаговое обучение позволяет дозировано преодолевать трудности, которые могут возникнуть при выполнении заданий раздела „Письмо“. Пошаговому обучению способствует ряд продуманных тренировочных заданий разного характера (четвертый этап).

Учащимся предлагается вначале пошагово выполнить ряд тренировочных заданий, которые имеют идентифицирующий и дифференцирующий характер. При выполнении данных заданий учащиеся опираются, в первую очередь, на стратегии и критерии оценивания. Примерами заданий могут быть задания следующего типа, например, для задания С1:

Затем учащимся можно предложить тренировочные задания подстановочного или трансформационного характера, например:

ЗАДАНИЕ 1

Выберите из четырех вариантов нужное слово для заполнения пропущенного места в тексте. Объясните, почему вы вставили именно это слово.

ЗАДАНИЕ 2

Преобразуйте прямую речь в косвенную, произведя другие необходимые изменения в предложении. Объясните, почему вы произвели изменения.

ЗАДАНИЕ 3

Прочитайте приведенный ниже текст. Раскройте скобки и поставьте глаголы в нужную видовременную форму. Сверьте свои ответы с ключом и

объясните, почему именно эти глагольные формы следует употребить в данном контексте.

ЗАДАНИЕ 4

Используйте в этих предложениях глагол trouble или глагол worry в нужной грамматической форме. Если вы не понимаете разницы в их употреблении, поработайте сначала со словарем, желательно толковым словарем английского языка.

Более сложными будут задания, которые носят условно-речевой характер. К ним можно отнести задания на написание плана и/или ключевых слов к нему, написание отдельных фрагментов личного письма или письменного высказывания с элементами рассуждения, редактирование какого-то фрагмента письма и т. д. Примерами таких заданий для С1 могут быть:

ЗАДАНИЕ 1

Составьте общий план содержания личного письма, которое вы напишете, выполняя задание С1. Какие содержательные части обязательно должны быть в вашем письме? Почему?

ЗАДАНИЕ 2

Откройте задание С1 в любом из типовых или тренировочных вариантов и составьте план вашего ответного письма, подробно раскрыв пункт „Ответы на вопросы друга по переписке“ и уточнив, о чем вы должны задать вопросы другу в своем письме. Вы можете проверить себя, сравнив свой план с дополнительной схемой оценивания к соответствующему заданию.

ЗАДАНИЕ 3

Определите, в начале или в конце письма будет использоваться каждая из нижеприведенных фраз и какую функцию она выполняет. Заполните колонки соответствующими фразами.

ЗАДАНИЕ 4

Напишите введение (адрес, дату, обращение к другу, благодарность, ссылку на предыдущие контакты).

После выполнения пошаговых тренировочных заданий учащимся предлагается обсудить выявленные во время тренировки типичные и индивидуальные ошибки (пятый этап), вспомнить, какие стратегии помогут их преодолеть. Данный этап развивает рефлексивные умения и навыки учащихся, помогает подготовиться к шестому, самому важному этапу.

Затем можно приступить к шестому этапу — самостоятельному выполнению коммуникативного задания. Самыми сложными будут речевые задания, которые ставят перед учащимися интегрированную коммуникативную задачу. Такие задания представлены в ЕГЭ в разделе „Письмо“ и требуют полного написания текста личного письма, либо письменного высказывания с элементами рассуждения, например:

ЗАДАНИЕ ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ

С1. You have 20 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend Bill who writes

…I don’t think it will be a problem for me to choose a good job in the future as I’m really interested

in foreign languages, cultures and countries and I hope I’ll work as a translator or teacher of foreign

languages some day. Have you already decided on your career? What job are you going to choose?

Why?

I’ve lived in the USA my whole life but I’d really love to travel to other countries…

Write a letter to Bill.

In your letter

— answer his questions

— ask 3 questions about his plans for travelling.

Write 100–140 words.

Remember the rules of letter writing.

Перед выполнением данного задания желательно напомнить учащимся, что не следует воспроизводить заученные наизусть фрагменты текстов из учебников и пособий, а необходимо создать свой собственный  текст, решающий полно и точно коммуникативную задачу. Чтобы облегчить создание иноязычного текста, необходимо составить план и подобрать ключевые слова к каждому пункту плана.

Седьмой этап — этап самокоррекции и взаимокоррекции. После выполнения задания можно предложить учащемуся проверить и оценить его, используя критерии. Затем разобрать допущенные при выполнении задания ошибки. Можно также предложить учащимся обменяться выполненными заданиями и оценить их. Затем в парах обсудить оценивание и постараться улучшить письменное высказывание устраняя замеченные недостатки.

Подводя итоги, заметим, что, следуя предложенному алгоритму действий, учащиеся могут самостоятельно или при помощи учителя развить коммуникативную компетенцию в области письменной речи и повысить готовность к любому экзамену по английскому языку. Пошаговое снятие трудностей при выполнении раздела „Письмо“ позволит учащимся преодолеть стресс и боязнь предстоящего экзамена, создать ситуацию успеха на уроке и на экзамене.

Список использованной литературы:

1. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка.— М: МГЛУ, 2005.

2. Спецификация экзаменационной работы по иностранным языкам для выпускников 11 класса средней (полной) общеобразовательной школы (ЕГЭ 2012).— fi pi.ru.

3. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов.—                  Санкт-Петербург: Златоуст, 1999.

4.  К. С. Махмурян, Подготовка учащихся к выполнению заданий раздела „Письмо“ единого государственного экзамена по английскому языку -

АЯШ / 3(39)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку английского языка в 7 классе авт. Биболетова "Who is successful Person?"

Данная презентация разработана к уроку по теме :Who is successful Person?", включая фонетическую, лексическую зарядку, а также объяснение грамматического материала "Complex Object" с упражнением для з...

The role of vocabulary’ base when you want to be successful in writing

В научной статье освещаются проблемы словарного запаса и использование его в том или ином контексте для развития навыков письменной речи на английском языке...

Материалы открытого урока в 8 классе по теме: "Who is a successful person?""

Материалы открытого урока в 8 классе по теме: "Who is a successful person?" включают: план урока и  презентацию....

Презентация "How to write formals letters". Подготовка к сдаче ЕГЭ и FCE экзамену по английскому языку (writing part)

Данная  презентация разработана специально для подготовки учащихся 11 классов к сдаче ЕГЭ по английскому языку и FCE (first certificate in English) экзамену по разделу "writing part: formal lette...

Сценарий заседания клуба любителей английского языка "SUCCESS" по теме"Весь мир-театр"

Данный сценарий поможет учителям английского языка провести внеклассное мероприятие по теме "Театр"....

"How to be a success."

Презентация по теме "Как стать успешным"  к учебнику Биболетовой для восьмого класса....

Spotlight 8. Module 3: “Great minds”. Unit 3e: Writing skills. Конспект рабочего урока в 8 классе по теме «Writing skills».

Цель урока (что планируется достичь за урок): 1. Тренировка навыков работы с текстом 2. Обучение письму (написание рассказа)Задачи урока (обучающая, воспитательная, развивающая): 1. Активизирова...