Статья ,, Информационные разработки в преподавании английского языка"
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 889.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РАЗРАБОТКИ
В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Головлева Жанна Петровна -
преподаватель английского языка ЦО№166,
опыт работы с ИТ - 10 лет.
Зачем нужен метод проектов в преподавании английского языка и как он может быть использован с учетом специфики предмета? Какие задачи можно решать языковыми средствами, доступными для учащихся?
Необходимо говорить о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения английскому языку. Целью обучения во всех типах школ является не система английского языка, а иноязычная речевая деятельность.
Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же - средство формирования и формулирования мысли. Отсюда следуют методические выводы:
1. Чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, сформировать лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика группы английского языка.
2. Чтобы сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок английского упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить детям возможность мыслить, решать задачи, которые порождаются мыслями, рассуждать на английском языке над возможными путями достижения этой цели с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а английский язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.
Основная идея подобного подхода к обучению английского языка, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.
Как уже говорилось, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание английского языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими способностями и коммуникативными умениями.
К первым можно отнести умение работать с информацией, текстом на английском языке (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в англоязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы.
Таким образом, для грамотного использования метода учебных проектов требуется значительная подготовительная работа, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в школе, а не только в обучении английскому языку.
Суммируем основные требования к использованию метода учебных проектов:
1.Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска ее решения (например, исследование истории возникновения традиций различных праздников в англо-говорящих странах - May Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mothers' Day, etc; организация путешествий в разные страны; британский образ жизни, здоровый образ жизни, проблемы семьи, проблема защиты окружающей среды, проблема свободного времени у молодежи…);
2. Практическая и теоретическая значимость предполагаемых результатов;
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке английского языка;
4. Структурирование содержательной части проекта;
5. Использование исследовательских методов: выявление проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В курсе английского языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку выбор тематики проводился с учетом практической значимости для ученика, изучающего английский язык.
Главное - это сформулировать проблему, которую учащиеся должны решить в процессе работы над темой учебной программы.
Проектная методика на уроках иностранного языка.
Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивацию и активность учащегося.
Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы проводится на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика.
Практическая работа над проектом начинается на стадии «Закрепления и обобщения материала» и «Повторения» и становится гармоничной частью единого процесса обучения.
Одной из главных особенностей проектной деятельности, на наш взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, план, схема или сочинение.
В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.
Проект «Let the Music Begin!» - «Пусть музыка звучит!».
1. Организационный этап.
В обучении английскому языку метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой. Учитывая высокую загруженность учащихся, мы разрабатываем школьные проекты по темам, которые предлагаются учебной программой. Следует отметить, что тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом.
Так, например УМК для 9-го класса предлагает темы «Reading. Why not?» – «Чтение», «Healthy Living Guide» – «Здоровый образ жизни», «What Will You Be?» – «Кем быть?». Так ненавязчиво идет обсуждение темы творческих работ, в конечном итоге формулируется тема проекта в целом. Школьники при участии учителя обсуждают содержание и характер проекта, его цели. Конечной целью нашего проекта было создание программы школьного концерта к 20-летию школы. Таким образом, содержание проектной работы основано на логическом продолжении содержания тематики учебника.
На начальном этапе (организационном) очень важно не только сформулировать тему и конечную цель проекта, необходимо огранизовать проведение проекта:
- разумно определить временные рамки (здесь необходимо учесть, что школьники очень загружены в школе и быстро утомляются);
- продумать, какие материалы и источники могут использовать учащиеся;
- обсудить план программы концерта и создания иллюстраций;
- выбрать оптимальную форму презентации результатов проекта;
- составить и обсудить примерный план работы.
2. Выполнение проекта
Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – это сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования.
Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной ученик не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать, на что обратить внимание и как представить свои результаты.
Именно здесь происходит основная работа учителей английского языка со своими учениками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося.
В работе над проектом «Let the Music Begin!» – «Пусть музыка звучит!» на начальных этапах дети повторяют лексико-грамматический материал в рамках учебника.
Для урока учащиеся подготовили мини-презентации о композиторах и звуковое сопровождение слайдов фрагментами из музыкальных произведений. Это дает возможность познакомиться с биографией известных музыкантов, послушать их произведения, получить дополнительную информацию по теме.
После просмотра презентаций и обсуждения вопроса «Какой композитор в твоем мире музыки?», идет повторение грамматического материала (страдательный залог). Предлагается ответить на вопросы викторины о жизни и творчестве знаменитых музыкантов.
Предлагается выступить в роли журналиста: взять интервью у поп-звезды, написать статью о группе «Битлз», используя некоторые факты их биографии, составить десятку любимых песен для хит- парада года.
Ученики высказывают свое мнение, какую музыку они любят, почему, обсуждают и составляют программу школьного концерта.
Метод проектов – это актуально и результативно. Он позволяет достичь цели
обучения иностранному языку – коммуникативную деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.
№ этапа урока | Время | Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Применение ИКТ |
1. | 1-2 мин | Организационные моменты, фонетическая зарядка | Приветствие, подведение детей к определению темы урока. Демонстрация портретов известных музыкантов. Распределение ролей на уроке, постановка задач урока | Приветствие, рапорт дежурного об отсутствующих. Определение темы урока по изображению личностей знаменитых музыкантов. | Презентация, подготовленная учителем (слайд-шоу) |
2. | 2 мин | Просмотр презентаций, их обсуждение | Устный опрос, уточнение перевода используемых фраз, слов, предложений | Прослушивание и повторение за диктором слов, словосочетаний, фраз, предложений | Аудиозапись |
3. | 22-23 мин | Повторение грамматического материала (страдательный залог) | Презентация дополнительного материала по теме, фото и видео материалов, информации из электронной энциклопедии | Показ своих презентаций, рассказ о знаменитых музыкантах. | Презентации в Microsoft Power Point, электронная энциклопедия, аудиозаписи |
4. | 3-4 мин | Закрепление новых знаний (викторина) | Предлагает расставить даты к событиям и фактам из жизни знаменитых американцев | Расставляют даты к событиям, говорят, используя страдательный залог, когда произошло то или иное событие. | Таблица событий |
5. | 4 – 5 мин | Подведение итогов урока | Контроль и коррекция ответов учащихся | Ответы на вопросы викторины о жизни и творчестве знаменитых музыкантов | Викторина в виде слайдов с гиперссылками, разработанная одним из учащихся. |
1-2 мин | Оценивание, объяснение домашнего задания | Делятся своими впечатлениями, при желании выражают благодарность кому-либо, составляют конечный вариант программы школьного концерта. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационные технологии в преподавании английского языка
Информационные технологии в преподавании английского языка в МОУ «Гимназия № 5»...
Разработка методики преподавания английского языка с 1-2 класса средней школы и как преодолеть трудности на пути изучения английского языка.
Тема моей работы по самообразованию – «Раннее обучение детей английскому языку с 1-2 класса начальной школы». Актуальность исследований в данно...
Статья по проблеме преподавания английского языка «Советы как обучать Ваших студентов, чтобы научить читать по-английски»
Бегающий диктовщикРасположите где-нибудь на стене короткий отрывок текста. Студенты находятся в парах, один идет к тексту, запоминает его раздел, возвращается к партнеру и повторяет его. Сидящий...
Разработка методики преподавания английского языка с 1-2 класса средней школы и как преодолеть трудности на пути изучения английского языка.
Раннее обучение детей английскому языку с 1-2 класса начальной школы». Актуальность исследований в данной области состоит в том, чтобы по...
Статья " Использование информационных технологий в преподавании иностранного языка как один из способов повышения учебной мотивации"
В статье изложены методические рекомендации для создания комиксов, веб- квеста имультфильмов на иностранном языке...
Статья " Использование информационных технологий в преподавании иностранного языка как один из способов повышения учебной мотивации"
В статье изложены методические рекомендации для создания комиксов, веб- квеста имультфильмов на иностранном языке...