Формирование мотивационной готовности к освоению иностранного языка (доклад)
статья на тему
Применение инновационных технологий на занятиях иностранного языка не только формирует положительную мотивацию к изучению предмета, но и позволяет сконцентрировать внимание учащихся на главном, вносит в урок элемент соперничества, повышает активность в овладении речевыми навыками и дает хорошие результаты в процессе естественной ситуации общения. В настоящее время формирование познавательной мотивации необходимо, так как это придаёт деятельности учащихся особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для него самостоятельную ценность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_motivatsionnoy_gotovnosti_k_osvoeniyu_inostrannogo_yazyka.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9 с. Кевсала
Ипатовского района Ставропольского края
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОСВОЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
учитель английского языка
Проскурина Яна Александровна
2013-2014 гг
Формирование мотивационной готовности к освоению иностранного языка
Иностранный язык сегодня осознается как фактор социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса нашего общества.
В связи с этим, нельзя недооценивать роль иностранного языка как общеобразовательного предмета, служащего развитию личности, в том числе ее профессиональному становлению. В современной школе учебный предмет «Иностранный (английский) язык» входит в образовательную область «Филология» и фактически является средством получения информации о других народах и странах, их культуре. Таким образом, английский язык является одним из языков международного общения. Кроме того, знание иностранного языка помогает ориентировать школьников в огромном мире современных профессий, а также способствует формированию профессионально важных качеств личности.
Мотивация является источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность. Для достижения поставленной цели кроме желания необходим объект, который, отвечая потребности, являлся бы побудителем деятельности, придал бы ей определённую конкретную направленность, т.е. необходим мотив.
Иначе говоря, мотив это опредмеченная потребность, но предметы этой потребности могут быть разными. Например, у одного ученика в качестве предмета потребности выступают иноязычные знания, а у другого обещанная за хорошие оценки награда.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в образовании. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Инновационная деятельность предполагает систему взаимосвязанных видов работ, а именно:
- исследовательская деятельность;
- проектная деятельность;
- личностно-ориентированная деятельность;
- групповые технологии и др.
Основной целью обучения является формирование положительной мотивации к изучению иностранного языка, что приведет к наличию практических умений, общительности, активности на уроках. Такого рода активность является следствием целенаправленных действий педагога, здесь особенно важны личностные качества учителя: манера поведения, мимика, жесты, интуиция, доброжелательные отношения с учащимися, а также знание психологических и возрастных особенностей детей. Развитие мотивации к изучению английского языка и ценностного отношения к нему обеспечивается прежде всего за счёт привлечения эмоциональной сферы учащихся. Это особенно важно в начале обучения языку. Ребёнок, не заинтересованный в содержании, форме и видах заданий, не усваивает материал, испытывает значительные эмоциональные перегрузки, связанные с эмоциональным внутренним отторжением предмета и, в результате, вырабатывает стойкое сопротивление к его изучению. С другой стороны, на фоне эмоционального подъёма, который вызывается интересным и посильным для ученика содержанием изучаемого материала, разнообразными и увлекательными видами работ, ребёнок успешно учится.
Большинство школьных предметов представлены в массовых профессиях как знания, без которых профессиональная деятельность была бы затруднена. Почти все считают, что в той или иной степени овладели в школе математикой, физикой, географией и другими предметами, но очень осторожно высказываются об иностранном языке. И буквально единицы полагают, что после завершения школьного обучения они владеют языком. Горько сознавать, что никакие декларации о практическом владении иностранным языком, воспроизведённые тысячекратно в государственных программах, ничего подобного в массовой школе обеспечить не могут. К основным причинам такого положения можно отнести следующее:
- отсутствие языковой среды, когда обучение иноязычной речевой деятельности осуществляется в искусственных условиях;
- неразработанность некоторых методических вопросов, имеющих прямое отношение к новым условиям обучения.
Главным их них является вопрос о формировании мотивации, т.е. положительного отношения школьников к иностранному языку как учебному предмету. В своей работе я стараюсь широко применять разные педагогические технологии, учитывая психологические особенности каждой группы: начальные классы (2 - 4 классы), основное звено (5 – 8 классы) и старшая школа (9 - 11 классы). Так, особенностью психологического развития младших школьников является преобладание эмоциональной сферы над интеллектуальной, поэтому в качестве основной педагогической технологии я выбрала игровую деятельность, а также использование ИКТ-технологий.
2-4 классы обучаются по учебнику М.З. Биболетовой «Enjoy English», поэтому активно использую электронно-образовательный ресурс «Enjoy Listening and Playing», входящий в состав УМК. Общаясь на английском языке, дети заинтересованно участвуют в обучении, решении заданий, а также в обсуждении результатов работы. Мы разучиваем песни, используя видео, в котором сама песня сопровождается музыкой, анимацией и титрами, что значительно упрощает запоминание слов, предварительно переведенных совместно с учениками. При использовании данной игровой формы с применением ИКТ школьники лучше запоминают значение английских слов, их произношение, а зрительно – их состав и написание. Для самостоятельной работы раздаю учащимся несложные кроссворды на темы: «Недостающие буквы английского алфавита», «Счёт 1-12», «Дни недели» и т. д. После окончания изучения алфавита им выдается именной диплом «Now I know my ABC» (диплом знатока). Младший школьный возраст является сенситивным периодом для формирования у ребёнка мотивации к изучению различных предметов. Привить интерес к предмету, создать на уроке условия, благоприятные для всех участников образовательного процесса – задача каждого учителя. Сформированная у ребёнка в начальной школе положительная мотивация к учению может стать залогом успеха всей его учебной деятельности.
Я считаю, что начиная обучение иностранному языку в начальной школе, необходимо исследовать уровень мотивации обучающихся и использовать эти данные в своей работе с детьми. Перспективность данной работы я вижу в модернизации либо усовершенствовании способов, применяемых для формирования у ребёнка положительной мотивации к изучению предмета «английский язык». Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе является важным средством формирования у обучающихся интереса к предмету, а устойчивый интерес - это важная составляющая внутренней мотивации ребёнка.
В следующей возрастной группе на смену игровой деятельности всё больше приходит учебная. Основной задачей этого этапа является владение учениками навыками и умениями в области чтения и письма, говорения и аудирования. Здесь пришлось столкнуться с необходимостью правильного подбора наиболее интересных для данного возраста форм работы, в том числе и игровых, чтобы не потерять интерес учащихся к изучению английского языка и продолжить формирование положительной мотивации к освоению предмета. На таких уроках очень широко использую презентации - как свои, так и своих коллег, показываю учащимся мультфильмы на английском языке, после чего они получают домашнее задание - написать небольшое изложение об увиденном. На уроках страноведения мы просматриваем обучающие фильмы, кратко рассказывающие о странах и народах, их обычаях. Они сопровождаются не только звуком, но и титрами на английском языке. После таких просмотров учащиеся получают задания на составление диалогов в парах. Таким образом, ИКТ-технологии становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Для формирования навыков самостоятельной исследовательской деятельности продолжаю использование кроссвордов, но уже на более сложные темы, такие как: «Страны и национальности», «Транспорт», «Фрукты и овощи», «Одежда» и т.д. Это помогает детям отрабатывать грамматические, разговорные навыки, а также письмо и чтение.
Также провожу элективный курс «Путешествие по англоговорящим странам», где мы продолжаем смотреть страноведческие фильмы, создаем свои фильмы и презентации. Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения цели. Мотивация является поэтому «запускным механизмом» (И.А. Зимняя) всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание.
Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности.
Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе.
В последние годы большое внимание уделяется проблеме качества обучения иностранному языку учащихся. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что интерес к изучению иностранного языка очень велик на начальной стадии преподавания, а затем он значительно ослабевает.
Совершенно очевидно, что иностранный язык может быть использован как при дальнейшем продолжении обучения, так и в будущей профессиональной деятельности. Но при этом интерес и мотивация являются важнейшими условия качественного обучения.
Среди разнообразных мотивов школьника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных.
Принято считать, что школьный возраст является периодом интенсивного формирования и выражения познавательных интересов ребенка. Умственная активность школьника приобретает самостоятельный характер. Он стремится без посторонней помощи решать новые задачи, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять скрытые свойства и отношения предметов. Вместе с тем, очевидно, что познавательная мотивация и познавательная активность не являются прямым следствием возраста и далеко не все школьники обладают этим ценным качеством в равной мере.
В качестве ведущего средства формирования мотивации младших школьников избрана игра. На уроках активно должны использоваться следующие виды игр: коммуникативные, подготавливающие к общению на иностранном языке; языковые, направленные на тренировку языкового материала; психологические, развивающие память, внимание, мышление, воображение.
В результате внедрения современных технологий раннего обучения в учебный процесс у учащихся начальных классов повышается полнота усвоения содержания социокультурных знаний по иностранному языку. А именно, знание названий стран изучаемого языка, их расположение на карте, достопримечательностей столицы, природно-климатических условий, государственной символики (флаг, гимн), некоторых исторических фактов, детского фольклора. Дети учатся употреблять формулы речевого этикета, играть в игры сверстников страны изучаемого языка, сравнивать такие праздники, как Новый год, Рождество, Пасха, День рождения.
Взаимодействие учителя иностранного языка и родителей младших школьников направлено на целостность в реализации комплекса педагогических условий. Формами психолого-педагогического просвещения можно избрать: индивидуальные – беседа с родителями, консультации по вопросам преподавания иностранного языка и способам формирования мотивации; коллективные – родительские собрания, лектории, открытые уроки для родителей, Дни открытых дверей, педагогические конференции. В помощь родителям можно организовать выпуск информационных листов на такие темы как: «Родителям младших школьников», «Стили родительского общения», «Иностранный язык в начальных классах: за и против», «Веселые занятия языком», «Изучаем иностранный язык всей семьей».
Другим приоритетным направлением в работе по формированию мотивации младших школьников является культурно-досуговая деятельность (совместное оформление коллажей на тему «Великобритания», «Германия», «Наша семья за столом», «Мы празднуем Новый год»; конкурс «Творческая семья», посвященный празднику Пасха; инсценировки сказок; выпуск стенгазет). Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.
Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинированный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.
В 9-11 классах широко использую в своей работе ролевые игры, развивая тем самым речевую деятельность старшеклассников. Помимо учебников и рабочих тетрадей, мы работаем с курсами разговорного английского языка «Английский в 3 приема» После каждого изученного блока школьники готовят диалоги или ролевые игры для 3 и более человек (по желанию). Также показываю учащимся мультфильмы с более сложной лексикой, но здесь домашним заданием является уже не изложение, а устный пересказ увиденного. На самостоятельную исследовательскую работу даю усложнённые кроссворды, такие как: «Великобритания», «Занятия и профессии», «Глаголы», «Семейное древо» и т.д.
Кроме того, во внеурочное время с учащимися мы общаемся на английском языке, используя самые обычные фразы: "здравствуйте", "доброе утро", "как дела", "до завтра", "увидимся в понедельник", "до свидания" и т.д.,. Таким образом я стараюсь выработать у них уверенность в себе, в своих силах и стремление овладеть языком.
Можно с уверенностью сказать, что применение инновационных технологий на занятиях иностранного языка не только формирует положительную мотивацию к изучению предмета, но и позволяет сконцентрировать внимание учащихся на главном, вносит в урок элемент соперничества, повышает активность в овладении речевыми навыками и дает хорошие результаты в процессе естественной ситуации общения. В настоящее время формирование познавательной мотивации необходимо, так как это придаёт деятельности учащихся особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для него самостоятельную ценность. В основе познавательной мотивации лежит бескорыстная жажда познания, неудержимое стремление познать всё новое и новое. При такой мотивации учащийся с большой лёгкостью справляется с трудностями.
Список литературы:
1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие.– СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,1999.
2.Баранников А.В. О введении иностранного языка во II классах в условиях эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования в 2002 / 2003 учебном году // ИЯШ. – 2002. - № 2.
3.Биболетова М.З. , Трубанева Н.Н. Программа курса английского языка “Enjoy English” для2-11 классов общеобразовательных учреждений.- Обнинск: Изд-во «Титул», 2009.
4.Василевич А.П. Учим детей английскому языку // ИЯШ. – 2009.- № 4.
5.Гайнутдинова М. Ю. Формирование мотивации изучения иностранного языка в школе // Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 3 – Том II (Психолого-педагогические науки).
6. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. 2002. №2. – C. 42 – 45.
7. Зайцева М.В. Мотивация учения и пути ее повышения (на уроке иностранного языка) [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [сайт]: http://festival.1september.ru/articles/514158/
8. Кузнецова Е.А. Способы формирования положительной мотивации в учебной деятельности [Элекронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [сайт]: http://festival.1september.ru/authors/102-592-207
9.Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М., Просвещение, 1983.
10.УМК “ Enjoy English” для 2, 3, 4 класса начальной школы. Авторы: М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе
Практический материал по диагностике старших дошкольников к обучению в школе....
Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе....
Языковые трудности в освоении иностранного языка на старшей ступени обучения и некоторые пути решения
В работе представлены основные лингвистические трудности, возникающие среди старшеклассников в процессе изучения иностранного языка. Предложены пути их решения. Работа носит научно-практический характ...
Доклад на тему: "Формирование экологической культуры учащихся средствами иностранного языка"
В докладе отражается опыт работы по экологическому воспитанию учащихся среднего звена( 5-7 классов). Представлены различные виды работы на уроке и во внеклассной деятельности с ...
«Использование приемов театральной педагогики для обучения разным видам речевой деятельности в освоении иностранных языков»
Театральная деятельность как нельзя лучше подходит для развития коммуникативных навыков, помогает детям овладеть средствами коммуникации, потому что во время занятий большое внимание уделяется формиро...
статья "Самостоятельная работа как средство освоения иностранного языка"
Резникова Инна Геннадьевнаучитель ГБОУ школа № 356 Московского районаг. Санкт-Петербург Современный мир сложен и изменчив. Каждый человек на протяжении жизни сталкивается с массой ситуаций, когда...
Cтатья "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ОСВОЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА"
Современный мир сложен и изменчив. Каждый человек на протяжении жизни сталкивается с массой ситуаций, когда приходится принимать решения, вырабатывать новые стратегии действий в незнакомых условиях. Э...