Формирование ууд
статья на тему

Альбина Хатмулловна Таранова

В данной статье Вы найдете интересные факты по формированию ууд на уроках

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deyatelnyy_podkhod_kak_osnova_formirovaniya_uud.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

 Основа формирования УУД - деятельностный подход в обучении

Ведущей ценностью и целью образования XXI века становится умение учиться, становление учебной самостоятельности детей. Сегодня мысль о том, что школа должна давать, прежде всего, знания, умения, навыки представляется неактуальной. От каждого сегодняшнего ученика требуется самостоятельное мышление, способность разбираться в ситуации и находить решение. ФГОС нацелен, в первую очередь, на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете, на инициацию внешкольных и внеурочных образовательных достижений школьников.

Положительные изменения в системе современного образования во многом зависят от новой организации учебно-воспитательного процесса в школе. Связано это с организацией усвоения школьниками знаний и умений в форме учебной деятельности. Учебная деятельность, т.е. сознательная деятельность по усвоению знаний, умений и способов действий, по овладению основами наук, складывается постепенно.

Долгое время  я вела детей по дороге знаний с помощью традиционного обучения. Но всё чаще задумывалась, почему дети не умеют применить полученные знания на практике. И теперь я понимаю, что основная проблема в том, что у них не формируются ключевые компетенции.

На своих уроках я применяю технологию организации учебной деятельности учащихся. На мой взгляд, главным здесь является то, что я иначе стала строить урок: теперь мои ученики активно участвуют в постановке учебной задачи и её решении, в поиске общих способов действия, осуществляют самоконтроль и самооценку.

Реализация системы РО предполагает освоение технологии формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников. Значение контролирующей и оценочной деятельности велико: ученик, учитель и родители получают представление о степени сформированности знаний, умений и способов действий, что позволяет скорректировать процесс обучения. Но, чтобы ученики адекватно реагировали на оценку учителя, не попадали в «зону тревожности», необходимо формировать у них собственную контролирующую деятельность, объективную самооценку. Для этого специально организую уроки контроля и оценки.

Я стала использовать стартовые контрольные работы по английскому языку. Стартовая работа включает задания двух типов: 1 – на проверку остаточных знаний, 2 – задания «на разрыв». Стартовая работа проводится в начале каждого учебного года в фазе запуска и помогает спланировать работу по повторению изученного материала в группах, в которые объединяются учащиеся со схожими ошибками в работах, что позволяет продуктивнее использовать время урока и способствует сознательному усвоению знаний, умений и способов действий учащимися. А с помощью заданий «на разрыв» - в них включён  материал, который предстоит изучать в учебном году - дети определяют "это я уже знаю и умею, а этого я еще совсем не знаю, но надо узнать" и составляют Карту знаний по предмету, где прописываются все темы, которые предстоит изучить. В течение учебного года мы обращаемся к Карте знаний, отмечая результаты изучения каждой темы.

Если целенаправленно работать в этом направлении, то школьник научится не только оценивать границы своих возможностей, фиксировать трудность, но и анализировать ее причину. И тогда вместо "я не могу …" может родиться учебное

"я могу ...". Выход за границу собственных знаний и умений, построение догадок о неизвестном, где нет готовых образцов, где высок риск ошибки, - в этом и состоит приращение рефлексивной способности оценивать себя.

Целенаправленная работа по развитию у учащихся контрольно-оценочных умений  способствует формированию учебной самостоятельности школьника, что является необходимым условием для становления полноценной учебной деятельности. Таким образом, я развиваю в детях регулятивные учебные действия.

Для полноценного развития контрольно-оценочной самостоятельности для меня важно индивидуализировать образовательный процесс. Но на уроке в коллективно-распределенной деятельности организовать индивидуальный процесс с учащимися достаточно сложно, поэтому я ввожу новые формы обучения, которые позволили бы ребенку развиваться в соответствии с его способностями, т.е. индивидуально.

 Основной формой обучения остаётся урок, но теперь мои уроки стали разными: учебные занятия, уроки-мастерские, специально организованная домашняя самостоятельная работа и уроки-презентации домашней работы, решение проектных задач.

В конце изучения каждой темы проводится проверочная работа, а после нее – учебное занятие. Учебное занятие – место групповой работы по поиску причин ошибок и способов их устранения, а также место, где происходит  обсуждение и согласование оценки учителя и учащихся.

Способствует формированию индивидуального учебного действия учащихся «Домашняя самостоятельная работа». Ученики получают набор карточек  (комплексное задание по уровням) вместо ежедневных домашних заданий: задания 1-го уровня направлены на повторение изученного материала, задания 2-го уровня – на отработку текущей темы, а задания 3-го уровня позволяют выйти за пределы урока, так как содержат задания повышенной сложности. В каждом уровне есть и задания на формирование УУД.

В ходе изучения темы ученик выполняет домашнюю самостоятельную работу, но у него могут возникнуть трудности, вопросы. Для рассмотрения вопросов учащихся и для помощи им в выполнении домашней работы вводятся специальные уроки-мастерские. На таких уроках обучение строится по запросу учащихся, ведется работа над формированием конкретного умения.

        Меня радует, что в ходе такой систематической работы мои ученики учатся планировать свою работу, берут ответственность за ее выполнение на себя; учатся делать осознанный выбор на конкретные умения; имеют возможность выхода за пределы программы. Таким образом, формируется индивидуальное учебное действие каждого ученика  и личностные качества, которые позволяют ребенку «научиться учиться».

Также я освоила методику разработки и организации с учащимися решения проектных задач. Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а  в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к «реальным».  Особенность проектной задачи в том, что она подходит как для работы по овладению понятием, новым способом действия, так и для диагностики освоенных ребенком способов, умений. Это, в свою очередь, позволяет вывести обучение на компетентностный уровень, т.е. решить проблему применения знаний, умений и способов действий в нестандартных практических ситуациях. Решение проектных задач также помогает мне организовать учебное сотрудничество детей и развивать коммуникативные учебные действия, дает возможность наблюдать за способами работы, как отдельных учащихся, так и целой группы школьников. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. С формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников, развития их познавательных способностей начинается учебная самостоятельность учащихся, переход от чисто исполнительского поведения старательного ученика к постоянному самосовершенствованию человека, умеющего учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы классного руководителя по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности у обучающихся

Как классный руководитель 7 класса  я третий год провожу  работу по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности. Я под...

«Формирование ОУУНов у студентов нового набора» Формирование ОУУНов у студентов -первокурсников

Формирование  ОУУНов как одно из важнейших направлений в адаптации студентов к учебному процессу и в их профессиональной направленности.В презентации показаны приемы формирования таких навыков у ...

Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность (материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)

Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность(материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)...

«Формирование географической культуры. Пути, способы и методические проблемы формирования»

Формирование географической культуры учащихся - это способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный на сохранение нашей планеты, на сознательную социально-экономическую де...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Первый год обучения.

Рабочие программы составлены по программе   для  специальных дошкольных учреждений  «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образования ...

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

«Формирование у обучающихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности и здоровом образе жизни. Формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни обучающихся

Выступление по теме:Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья молодёжи.Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности соц...