"Работа с одаренными детьми"
статья по теме

Ларичева Марина Александровна

Краткая статья, рассматривающая основные характеристики одаренных детей и методы работы с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odarennymi_detmi.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель английского языка
ГБОУ СОШ №404
Ларичева Марина Александровна

Работа с одаренными детьми

В настоящее время до сих пор нет удовлетворительного определения понятия "одаренность" и "одаренный ребенок". И, тем не менее, одаренным ребенком можно назвать такого ребенка, который выделяющийся очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Черты одаренных и талантливых детей: 

  • Отличная память, раннее развитие речи, умение абстрактно мыслят.
  • Способностью классифицировать информацию и опыт, широко пользуются накопленными знаниями.
  • Большим словарный запас, использование в речи сложных синтаксических конструкции, умение и склонность задавать вопросы. "Почемучки" с удовольствием читают энциклопедии, придумывают новые слова, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
  • Умение справляться с познавательной задачей. Талантливые дети не боятся трудностей, с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и не любят, когда им навязывают готовый ответ. Таких детей отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.
  • Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
  • Острое восприятие общественной несправедливости. Высокие требования к себе и к окружающим, живой отклик на правду, справедливость, гармонию и природу.
  • Не могут четко развести реальность и фантазию.
  • Хорошо развитое чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают.
  • Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны.
  • Преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
  • Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
  • Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (подростковый образ).
  • Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Учитывая эти характеристики и особенности, деятельность педагога предусматривает: 

  • реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
  • создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;
  • изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся
  • внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.
  • управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.

Для развития потенциала одаренных детей, необходимо в соответствии с особенностями личности ребенка выбрать цели, содержание, методы, формы обучения. В своей педагогической деятельности я использую следующие формы и методы работы:

  • Индивидуальные познавательные задания в виде докладов, проектов и презентаций по темам на уроках английского языка;
  • Дополнительные задания при проведении контрольных работ;
  • Подготовка и участие в школьных и районных турах Олимпиады по английскому языку, участие во всероссийской Олимпиаде по английскому языку «Британский бульдог»;
  • Участие во внеурочной деятельности (подготовка к ежегодному районному конкурсу «Европейская мозаика»), подготовка открытых творческих мероприятий в школе (день иностранных языков «Весна в Европе»).
  • Повышение интереса к культуре изучаемого языка путем просмотра фильмов-экранизаций классических произведений на иностранном языке.

Список литературы:

1. Статья «Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности», Садыкова Ольга Александровна [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: https://festival.1september.ru/articles/593595/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...