«СТРАТЕГИИ ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПРОСТРАНСТВЕ ИННОВАЦИИ ФГОС»
материал по теме
«Стратегии построения современного урока иностранного языка в пространстве инновации ФГОС»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminare.docx | 715.65 КБ |
Предварительный просмотр:
«Стратегии построения современного урока иностранного языка в пространстве инновации ФГОС»
Подготовила: Кошель О.В., учитель немецкого языка
МБОУ Вершиновская ООШ Семикаракорского района
20.02.2014 год
Слайд 1
Утверждение государственных образовательных стандартов второго поколения возложило на учителей новые требования для достижения целей образовательного процесса, отвечающих нуждам современного общества. Главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения. В контексте новых образовательных стандартов методика преподавания иностранного языка также претерпела соответствующие изменения с учетом требований воспитания и развития компетентной, творческой, всестороннее развитой личности.
Слайд 2
Требования стандарта нового поколения
Стандарты второго поколения определяют следующие цели обучения иностранному языку:
1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.
2. Развитие личности учащихся.
3. Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).
Слайд 3
В качестве предполагаемых результатов обучения выделяют:
- Предметные результаты.
2. Личностные результаты, такие как:
- формирование мотивации изучения языка; формирование коммуникативной компетенции и общекультурной и этнической идентичности;
- осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка и стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
- стремление к лучшему сознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран;
- толерантное отношение к проявлениям иной культуры и готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.
3. Метапредметные результаты включают в себя:
- развитие коммуникативной компетенции и исследовательских учебных действий;
- умение четко определять области знаемого и незнаемого;
- умение определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать действия, прогнозировать результаты, анализировать итоги деятельности, делать выводы, вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;
- осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
ФГОС второго поколения наряду с результатами учебного процесса предполагают также:
- социализацию;
- расширение общего лингвистического кругозора, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер;
- освоение правил речевого поведения и лингвистических представлений, необходимых для овладения устной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
- формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором.
Что же нужно изменить в деятельности учителя и ученика при подготовке современного урока?
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Основная педагогическая задача учителя иностранного языка - организовать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке. Но для этого учитель должен чётко знать: чему учить и как учить.
Современный урок иностранного языка имеет ряд общих требований, которые характерны для построения любого современного урока, и ряд специфических черт, характерных только для иностранного языка.
Слайд 4
Общие требования к современному уроку в условиях стандарта второго поколения:
- Формулирование целей (обучающей, методической, воспитательной) и задач;
- Планирование ожидаемых результатов (личностных, метапредметных, предметных);
- Подбор средств достижения результата, адекватных поставленным целям;
- Формирование мотивации к изучению предмета «Иностранный язык»;
- Создание благоприятного климата на уроке иностранного языка;
- Формирование УУД в рамках каждого элемента урока;
- Использование эффективных технологий, способствующих эффективному ведению урока;
- Ориентация на качественное обучение, сообразное возможностям и способностям каждого ребёнка;
Слайд 5
Специфические особенности построения современного урока ИЯ:
- Специфика структуры урока ИЯ (наличие фонетической, речевой зарядки, сочетание различных видов обучения – аудированию, чтению, говорению, письму; обучение грамматике не изолированно, а в контексте видов деятельности);
- Коммуникативная направленность образовательной деятельности;
- Доминирование говорения как одного из приоритетных видов деятельности;
- Организация диалогового взаимодействия, где участники диалогического взаимодействия – равноправные партнёры;
- Разумная организация групповой и самостоятельной работы;
- Обязательное использование ТСО;
- Развитие памяти, внимания, усидчивости, самостоятельности;
- Наличие игровых элементов (обучение в игре в соответствии с возрастными особенностями, обучения игровой деятельности – ролевые, интеллектуальные и т.д.)
- Накопительное оценивание по видам речевой деятельности
Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло лишь смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы общего образования, которые представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями.
Слайд 6
Программа обучения ИЯ предусматривает наличие коммуникативных умений и формирование языковой компетентности.
Коммуникативные умения структурированы в 4 направлениях: говорение (монологическая, диалогическая речь), аудирование, чтение, письмо.
Языковая компетентность (владение языковыми средствами) включает в себя: фонетическую сторону речи, орфографию, лексическую сторону речи и грамматическую сторону речи.
Содержание предмета «Иностранный язык» отражено в программе данного предмета. Как указывается в программе, иностранный язык «наряду с русским языком и литературным чтением … входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению его кругозора и воспитанию его чувств и эмоций».
Содержание представлено 20 темами, построенными в концентрической системе: темы (лексический, грамматический состав) расширяются и углубляются в течение 10 лет изучения ИЯ (со второго по 11 класс).
На современном уроке ИЯ основное внимание уделяется не только предметному содержанию и предметным умениям. В жизни мы не часто сталкиваемся с учебными задачами. Жизненные задачи требуют метапредметных умений, которые в школьной практике называют общеучебными умениями и навыками. На первый план выходят такие умения, как планирование своей работы, умение беседовать с разными людьми, обсуждать разнообразные ситуационные вопросы, отстаивать свою точку зрения.
Специальному формированию компетенций вышеперечисленного типа не уделялось необходимого внимания. Овладение ими не выделялось как отдельный компонент требований к результатам обучения. На сегодняшний день представления о целях и ценностях образования меняются, более важными становятся не сами знания, а умения и способности их добывать, сопоставлять. Общеучебные умения и навыки – это неспецифические универсальные, практико-ориентированные способы получения и применения знаний. Чтобы успешно действовать в меняющемся мире, учащиеся должны уметь находить источники информации, работать с ней и оценивать её. Для современных учеников нет сложности в поиске информации, трудности заключаются в неумении работать с ней. Возможное решение этой работы видится в разработке методических приёмов по развитию у учащихся общеучебных навыков, необходимых, прежде всего, для работы с текстовой информацией. Такой подход можно выделить в качестве приоритетного, поскольку именно работа с текстом составляет основу изучения иностранного языка. При этом понятие «текст» используется в самом широком его значении. Чтение – не только один из основных каналов получения информации, но и важнейший источник развития и дальнейшего совершенствования коммуникативных умений и навыков на базе текста.
Слайд 7
Сохраняется традиционная логика урока: фонетическая зарядка, речевая зарядка, аудирование, чтение, говорение, письмо, проверка домашнего задания, самостоятельная работа.
Традиционная логика урока |
Формы работы на уроке и во внеурочной деятельности строго не оговариваются.
Слайд 8
Ведущим видом деятельности на современном уроке ИЯ является говорение в монологических и диалогических формах. Коммуникативная направленность обучения решается за счёт создания реальных ситуаций, требующих мгновенного реагирования, разнообразного ответа. В связи с такой постановкой вопроса становится неэффективным обучение на основе механического заучивания, пересказа неаутентичных текстов. Речь должна быть живая, с использованием современных клише, современного разговорного вокабуляра.
Вся учебная деятельность на современном этапе должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Уроки должны строиться по иной схеме. Обучающийся должен стать живым участником образовательного процесса. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.
Слайд 9
Как подготовить современный урок?
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Задача учителя так построить урок, он не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало бы у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание.
Современный урок ИЯ должен быть проблемным и развивающим, педагог сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками, организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся, создаёт условия для успешного учения учащихся.
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи.
Выделяются следующие пять типов уроков:
- уроки изучения нового учебного материала;
- уроки совершенствования знаний, умений и навыков;
- уроки обобщения и систематизации;
- комбинированные уроки;
- уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения.
Моделируя урок, современному учителю следует придерживаться следующих правил:
- Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
Рождение любого урока нужно начинать с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
- Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
При планировании практической деятельности учащихся на уроке следует учитывать дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы. Необходимо подобрать такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. Также необходимо продумать формы организации работы учащихся на уроке. Если в традиционном уроке чаще использовалась фронтальная работа, то на уроке современного типа преобладает индивидуальная, парная и групповая работа. Работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить учащихся учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть у учащихся формируются коммуникативные умения. Групповую работу хорошо использовать при создании разного рода проектов.
- Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
Современный урок сегодня также невозможно построить без использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. При использовании современных технологий у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.
- Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
Требования ФГОС предполагают обязательное самостоятельное оценивание учащимися своей проделанной работы. При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Наряду с пятибалльной системой оценивания можно использовать и другие методики. Так, можно предложить ребятам использовать листочки разного цвета («зеленый» - у меня все получилось; «желтый» - у меня получилось выполнить задание, но с ошибками; «красный» - SOS, я не смог выполнить задание). Показ листочка сопровождается устным пояснением, почему именно такой цвет выбран. Учащиеся размещают выбранные листочки на доске при помощи магнитов, и, таким образом, строят так называемое дерево успеха, которое наглядно демонстрирует уровень личных достижений. При обучении оцениванию устных ответов одноклассников можно предложить ребятам высказать своё мнение по поводу услышанного (сначала на русском языке с постепенным переходом на иностранный). В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать своих одноклассников, объективно оценивать их ответ. Также целесообразно ввести такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ.
- Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
- Продумать форму подведения итогов урока.
Также очень важна рефлексия настроения и эмоционального состояния детей. Этот этап на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать свою деятельность на уроке.
Слайд 10
Таким образом, современный урок будет результативным, если
- На этапе целеполагания активную позицию занимает ученик.
- Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся и их мотивацию к учебной деятельности.
- Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
- Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися.
- Учитель применяет дифференцированный подход в обучении.
- Учитель обучает детей осуществлять рефлексию своей деятельности.
- Учитель стремится оценивать результаты каждого ученика, поощряет и поддерживает даже маленькие успехи.
- На уроке преобладает атмосфера сотрудничества между учителем и учениками.
В соответствие с новыми стандартами, для организации активной познавательной деятельности на уроке упор делается на взаимодействие обучающихся и учителя, а также взаимодействие самих детей. Меняется роль учителя на уроке. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает весь урок фронтально с целым классом. Педагог организует продуктивную самостоятельную работу обучающихся, помогает овладеть способами познания (главное средство достижения планируемых результатов образования). Деятельность детей на уроке предполагает решение ряда учебных задач, поэтому учитель должен уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Современный урок требует применения индивидуальных и групповых форм работы. Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю.
«Высшим пилотажем» в проведении урока и идеальным воплощением новых стандартов на практике будет урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
Слайд 11
Новое в уроке при реализации ФГОС второго поколения
- Планирование воспитательной функции урока.
- Комплексное планирование задач урока
- Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.
- Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.
- Практическая направленность учебного процесса.
- Включение в содержание урока упражнений творческого характера.
- Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.
- Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.
- Осуществление дифференцированного подхода к учащимся.
- Создание условий для проявления самостоятельности учащихся
- Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, ТСО)
- Дифференциация домашних заданий.
- Знание и применение здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.
- Общение - сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.
- Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.
Современный урок - это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность в новых знаниях, открытиях.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо давать традиционный урок, наполняя учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать современный урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
Слайд 12
К числу современных образовательных технологий относятся:
- Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ);
- Лекционно-семинарско-зачётная система;
- Система инновационной оценки «портфолио»;
- Исследовательские методы обучения;
- Технология «Дебаты»
- Разноуровневое обучение
- Технология развития критического мышления;
- Технология модульного и блочно-модульного обучения;
- Здоровьесберегающая технология;
- Информационно-коммуникационная;
- Проблемное обучение;
- Проектная технология;
- Обучение в сотрудничестве (команда, групповая работа);
- Коллективная система обучения
Моделируя урок, современному учителю следует придерживаться следующих правил:
- Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
- Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
- Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
- Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
- Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
- Продумать форму подведения итогов урока.
Современный урок будет результативным, если
- На этапе целеполагания активную позицию занимает ученик.
- Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся и их мотивацию к учебной деятельности.
- Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
- Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися.
- Учитель применяет дифференцированный подход в обучении.
- Учитель обучает детей осуществлять рефлексию своей деятельности.
- Учитель стремится оценивать результаты каждого ученика, поощряет и поддерживает даже маленькие успехи.
- На уроке преобладает атмосфера сотрудничества между учителем и учениками.
Новое в уроке при реализации ФГОС второго поколения
- Планирование воспитательной функции урока.
- Комплексное планирование задач урока
- Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.
- Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.
- Практическая направленность учебного процесса.
- Включение в содержание урока упражнений творческого характера.
- Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.
- Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.
- Осуществление дифференцированного подхода к учащимся.
- Создание условий для проявления самостоятельности учащихся
- Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, ТСО)
- Дифференциация домашних заданий.
- Знание и применение здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.
- Общение - сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.
- Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.