Общероссийский конкурс «Творчество, талант, успех» Номинация «Мои педагогические достижения»
опыты и эксперименты на тему
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Коротоякская средняя общеобразовательная школа»
Хабарского района Алтайского края
Общероссийский конкурс
«Творчество, талант, успех»
Номинация «Мои педагогические достижения»
Участник: Жуган Ольга Евгеньевна,
учитель немецкого и английского языков
Коротояк - 2014
Визитная карточка
Жуган Ольга Евгеньевна
Учитель высшей категории с 1994 года. Стаж работы – 42 года
Отличник Народного Просвещения
Старший учитель Ветеран труда
Победитель конкурса ПНПО Лучших Учителей России(2008г.)
Победитель краевого конкурса на соискание премии Губернатора Алтайского края имени С.П.Титова(2011г.)
Лауреат II Всероссийской олимпиады педагогического мастерства(2011г.)
Руководитель районного методического объединения учителей немецкого и английского языков Хабарского района – 28 лет.
«Моя педагогическая концепция»
Школа - не только хранилище знаний и культуры,
это остров веры, надежды, любви и мудрости.
Вторым домом для ребёнка его делает Учитель.
"Вы для меня лучший учитель", "Спасибо за ваши уроки и знания, которые Вы в меня вложили. Каждому учителю хочется услышать эти слова в свой адрес. Мне повезло, эти слова я уже слышала много раз.
Не каждый ребенок имеет способность к языку, но желание и стремление самого ученика могут сделать многое, поэтому главное для меня - раскрыть способности и разбудить желание в ребенке изучать иностранный язык. Достичь это удаётся через диалоги, дискуссии, парную и групповую работу, учитывая при этом индивидуальный подход через индивидуальные разнообразные задания, беря во внимание способности учащихся. Широко на своих уроках я использую обучение в сотрудничестве, проектную деятельность, проблемные задания. Они помогают приблизить учащихся к реальным ситуациям, тогда знание иностранного языка становится оправданным. В этом заключается отличительная особенность моих уроков. В результате многочисленных перемен, происходивших в России во всех сферах жизни в последние два десятилетия и продолжающих происходить сейчас, социальный заказ требует дальнейшего совершенствования системы обучения, разработки современных концепций преподавания иностранного языка. Любая педагогическая концепция не может быть оторвана от реальной жизни и реальных условий, в которых растут и получают об Работа Учителя — труд, прежде всего, творческий. Нужно смело и свободно экспериментировать. Тот, кто всегда доволен достигнутым, перестает профессионально расти. Содержание моего предмета позволяет вводить что-то свое, новое, необычное. Ведь уроки должны быть яркими, материал – запоминающимся, а учитель - «артистом, художником, горячо влюбленным в свое дело…» (А. П. Чехов). Школьный урок имеет действительно личностный характер. Рождается по тем же законам, что и искусство.
За время работы в школе убедилась: в педагогике нет и не может быть точных рецептов, нет абсолютно одинаковых взглядов и позиций. Не существует похожих учителей, и это, на мой взгляд, очень хорошо. Главное, в любой ситуации Учитель должен оставаться «настоящим Человеком» и стать другом, помощником, примером для своих учеников.
Основополагающими педагогическими принципами считаю:
- уверенность;
- успешность;
- убедительность;
- уважительность;
- уравновешенность;
- улыбчивость.
Наш учитель в современном мире –
Это путеводная звезда,
Это глас, несущийся в эфире,
Сила, движущая знаний поезда…
Управлять процессом обученья,
Груз ответственности на себе нести,
Навык шлифовать, учить общенью,
И в глазах учеников всегда расти,
Методом проектов на уроке
В совершенстве должен овладеть,
Постигать все тайны, знать истоки,
Проводить эксперимент уметь.
Главную задачу в обучении учащихся вижу в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью. Эта задача трудная и интересная, тем более она не имеет однозначного решения и в каждом классе приходится решать заново, зачастую находя новые средства и методы.
Я работаю по технологии уровневой дифференциации, которая позволяет с учётом личностно-ориентированного подхода, создать положительную мотивацию к учению, даёт возможность каждому ученику работать на своём уровне развития и возможностей. Данная технология нацеливает учеников на максимальное использование своих возможностей, позволяя им овладевать навыками самостоятельной работы, повысить познавательную активность, даёт возможность самостоятельно оценивать свои знания.
В основе этой работы – тестовая система проверки и оценки знаний учащихся, которая предусматривает специальное построение системы уроков по всей изучаемой теме в целом, а также использование различных приёмов, позволяющих включать каждого ученика в активную работу.
Основные виды уроков: уроки-практикумы, уроки-дискуссии, деловая игра, уроки-путешествия, интегрированные уроки, защита проектов.
Иностранный язык, как предмет изучения, даёт возможность совершенствования и развития личности ученика. Он помогает развивать такие качества личности, как творческая активность, точность в изложении мыслей, навыков разговорной речи, ответственности. Наличие чётких критериев помогает ученику формировать правильную самооценку, видеть истинный уровень своей подготовки, соразмерять свои амбиции и желания с реальностью.
Считаю, что язык должен усваиваться учащимися осознанно, обучение не должно превращаться в имитационный процесс, дети должны овладевать языком как средством общения. Я вижу свою задачу в том, чтобы привить интерес у учащихся к изучению иностранного языка, культуры и образа жизни немецко- и англоговорящих государств.
Моё педагогическое кредо – это создание благоприятной обстановки на уроке, взаимопонимания, доверия, сотрудничества. Основная цель – адаптация системы обучения к уровню обучаемости школьников и её ориентация на зону их ближайшего развития.
С этой целью использую нетрадиционные формы работы: семинары, практикумы, проекты, компьютерные технологии, аудио и видеозаписи; работаю над поэтапным формированием навыков и умений самостоятельной работы в чтении и устной речи; систематически веду внеклассную работу.
Интерес к предмету закладывается с начальной ступени. Практика доказывает, что основной формой обучения иностранному языку детей младшего возраста является игра. Для ребёнка это интересное, увлекательное взаимодействие с педагогом и сверстниками и это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определённых задач обучения на данном этапе от самых мелких речевых навыков до умения вести самостоятельный разговор.
Для поддержания интереса к изучению предмета на всех этапах обучения организую учебный процесс так, чтобы проблемы, поднимаемые и обсуждаемые на уроке, были бы актуальны и близки учащимся. Так тема «Die Liebe» всегда вызывает живой интерес старшеклассников (10 класс). Работая по этой теме, использую большое количество стихов немецких и русских авторов по данной теме. Работая над этими стихами, предлагаю им ответить на вопрос, что вкладывают они в слово. «Die Liebe», что для них самих означает «настоящая любовь».
Большой интерес вызывают темы «Проблемы молодёжи», «Отношения со сверстниками и родителями», «Музыка», «Киноискусство» и другие. Включение в урок материалов сегодняшней жизни способствует созданию атмосферы иноязычного общения, мотивации иноязычной деятельности. Самое главное здесь – проявить интерес к жизни учащихся, учесть их настроение, чувства, принять во внимание события, происходящие в классе и в школе. Например, работая по теме «Школа» в 8-10 классах учащиеся рассказывают не только о своей школе, но и о традициях школы, мероприятиях, о своём классе и своих одноклассниках, выражают своё отношение к предметам и учителям. Составляя проект по этой теме, учащиеся охватывают всю школьную жизнь, некоторые
Принять участие в работе на уроке всем учащимся помогает групповая работа. Планируя каждый урок, я уделяю особое внимание таким компонентам, как направленность урока на раскрытие личностного потенциала каждого учащегося, его положительных личных качеств (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность и т.д.), создание атмосферы иноязычного общения, сохранение и укрепление учебной мотивации. Управление самостоятельной работой учащихся, как на уроке, так и дома, управление тренировкой в овладении и использовании усвоенного материала. Обязательным элементом планирования я считаю планирование самостоятельной работы учащихся дома. Исходя из возможностей учащихся, даю домашние задания разные по сложности, но при этом во главу угла ставлю творческий характер задания. Часто использую задания по смысловой и творческой переработке информации, работу со справочной литературой, интернетом, что помогает углублению знаний, личностному отношению к изучаемому материалу.
При изучении тем «Кино», «Музыка», «Литература» даю задания подготовить презентацию о любимой книге, музыканте, любимых актёрах или кино.
Чтобы ребятам интересно было выполнять домашние задания, постоянно меняю их, стараюсь предупредить их перегрузку, учитывая их возможности.
Я всегда стараюсь, воспитывая, обучать детей и, обучая, воспитывать. На первом плане у меня трудовое, патриотическое и нравственное воспитание. Успешной работе по этим направлениям способствует использование краеведческого материала и проектная методика. Привлечение местного материала при обучении расширяет кругозор учащихся, развивает их познавательный интерес, помогает в выборе профессии. Работая над проектом, школьники учатся самостоятельно добывать необходимую информацию, пользоваться различными источниками. Совместная работа сплачивает коллектив: растёт взаимопонимание, взаимодействие учащихся, ответственность не только за свою деятельность, но и за работу всей группы каждый школьник старается довести начатое им дело до конца, чтобы показать результат своего труда.
В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной компетенции учащихся. Изучение иностранного языка не всегда проходит так, как мы, учителя, этого хотим. Иногда, особенно при переходе из среднего в старшее звено, возникает такой момент, когда требуется дополнительный импульс, стимул для изучения иностранного языка. На мой взгляд, именно таким стимулом может стать проектная работа, которая, конечно же, подразумевает использование информационных компьютерных технологий.
Мотивация лежит уже в самом проекте. Ученику предоставлена возможность использовать приобретенные языковые навыки в новых реальных ситуациях. Применение на уроках информационных компьютерных технологий повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка путем развития внутренней мотивации. А позитивная мотивация - это ключ к успешному изучению иностранного языка. Современные подходы к обучению иностранному языку подчеркивают важность использования компьютера на уроках, а проект - это возможность выразить свои собственные идеи в удобной для детей творчески продуманной форме. ИКТ становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современной школы.
Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает, на мой взгляд, и авторитет учителя в школьном коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого учителя, развивающего свои профессиональные компетенции.
В обучении иностранному языку я активно применяю компьютерные технологии, которые помогают мне более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим.
Применение ИКТ на уроках английского и немецкого языков является эффективным фактором для развития мотивации учащихся. В большинстве случаев детям очень нравится работать с интерактивной доской, так как уроки проходят в неформальной обстановке, детям предоставлена большая свобода действий, и некоторые из них могут «блеснуть» своими познаниями в сфере технологий.
Наблюдения и сравнительный анализ результатов обученности в классах, где ИКТ я применяю в системе, показали следующее: учащиеся демонстрируют более высокую степень вовлечённости в учебный процесс, мотивации и радости познания.
Опрос учащихся, проведённый в таких классах, показал:
- 90% учащихся отмечают, что уроки с применением ИКТ гораздо интереснее обычных уроков;
- 60% учащихся считают, что ИКТ помогают им лучше усвоить грамматический и лексический материал;
- 66% опрошенных привлекает возможность проявить своё творчество при подготовке проектов, они с удовольствием занимаются проектной деятельностью.
Обобщая опыт применения ИКТ на уроках иностранного языка, я пришла к выводу, что:
- ИКТ ускоряют процесс обучения;
- они способствуют росту интереса учащихся к предмету;
- улучшают качество усвоения материала.
·
Поколение XXI века, окружено IT-технологиями и поэтому настроено на работу в этом режиме: Интернет, электронные учебники, сайты, блоги…
Что же предложить на уроке, что бы идти в ногу со временем? Тот багаж, что накоплен прежде, должен постоянно пополняться. Жизнь не стоит на месте: поменялись приоритеты в образовании, дети стали другими.
Я учитель нового времени. Ищу новые пути, методики и формы обучения. Сама себе задаю вопрос, что интересно и увлекательно детям сегодня? И с удивлением для себя нахожу ответ, такой простой, но важный – Интернет технологии!
И вот в моем педагогическом арсенале компьютерная подготовка, инновационные технологии… С детьми смело осваиваем новое: создаем проекты, презентации, игровые программы. Мы - соавторы, единомышленники, союзники, говорящие на одном языке, идущие к мечте. Это то, что интересует подростков, без чего невозможно представить себе школу.
Мой ученик – это тот, кто хочет идти по новому пути. И в этом безбрежном море знаний он не теряется, не смущается, не чувствует себя бессильным пловцом, потому что рядом с ним современный учитель. Мои ученики помогают воплощать в жизнь новые педагогические идеи: учимся переписке по электронной почте со школьниками других стран, создаем интересные проекты, участвуем в разнообразных конкурсах и олимпиадах, оформляем публикации творческих работ детей на образовательных и художественных сайтах и получаем отзывы на них.
Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные.
Что я делал? С какой целью? Почему я это делал так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.
Развитие ребёнка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без рефлексии. Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы. Я предполагаю следующую классификацию видов рефлексии:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия содержания учебного материала;
- рефлексия деятельности.
Данные виды рефлексии могут проводиться как в индивидуальной, так и в коллективной формах.
При выборе того или иного вида рефлексии учитываю цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.
Самый простой вариант – показываем учащимся карточки с изображением трёх лиц: весёлого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Можно использовать приём с различными цветовыми изображениями и т.д.
Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение учащихся в действие взаимоконтроля, взаимооценки.
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в 21 веке, чтобы не чувствовать себя изгоем:
- самостоятельность;
- предприимчивость;
- конкурентоспособность.
Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей.
У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.
Говоря о результатах моей деятельности можно отметить, что дети выбирают систематически экзамен по немецкому и английскому языкам, участвуют успешно в школьных и районных олимпиадах, всероссийских «Олимпус», «Альбус», «Мультитест» и других. Многие дети активно занимаются в кружке «Bummi» - 5-7 классах, и клубе «Знатоки» - 8-11 классах, где они с помощью игр, театрализованных представлений улучшают свои знания по языку.
Мои учащиеся поступают на бюджетной основе на факультет иностранных языков и успешно там учатся. Поступая в различные учебные заведения, хорошо сдают иностранный язык, участвуют в олимпиадах по иностранному языку среди учебных заведений.
Несмотря на то, что я внедряю новые технологии, приемы, разнообразные формы работы на уроках важным для меня остается воспитание души, гармоничной личности. Это тот путь, по которому иду неуклонно. Иду, чтобы отдавать душу и энергию детям, понимать их, сопереживать происходящее вместе с ними. Излучать свет добра, знания, сделать их чище, мудрее.
Я не знаю, какими путями пойдут они дальше по жизни. Как сложится их карьера. Может быть, и мои ученики напишут добрые книги, создадут удивительные картины, построят новые города. Но надеюсь на то, что в их сердцах будет жить мечта о новых открытиях и континентах. Человек без мечты, как птица без полета! Я уверена, мечты сбываются, главное, не сбиться с пути…
В нашей профессии нет предела совершенству то, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И приходится находиться в постоянном поиске. И возвращаясь к рефлексивным вопросам я задаю их себе:
- Что я делаю?
- С какой целью?
- Каковы результаты моей деятельности?
- Как я этого достигла?
- Можно ли сделать лучше?
- Что я буду делать дальше?
Пока мы задаём себе эти вопросы – мы развиваемся. Как только начинаешь довольствоваться достигнутым – прекращается профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития учителя.
Перед учителями современной школы стоят задачи, связанные с совершенствованием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития обучающихся, подготовки высокообразованной личности, способной мыслить общечеловеческими категориями и полноценно наследовать опыт мировых цивилизаций для воспитания у них потребности к самообучению и саморазвитию, для формирования широкого и гуманного взгляда на мир. Существенная роль в этом отводится учителям иностранных языков, которые обладают большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления учащихся.
В настоящее время мы должны вовлечь всех обучающихся во внеурочную работу, научить детей применять полученные знания на уроках в жизни и быстро находить необходимую информацию из различных источников. И всего этого можно добиться во внеклассной и внеурочной работе. Существует большая разница между обычным уроком и мероприятием не только по форме, но и по содержанию, по работе детей и по умению педагога организовать свою деятельность, чтобы достичь поставленных целей. Я считаю, что проводить внеурочные занятия необходимо так, чтобы дети в форме игры, деловой или ролевой, не заметили, что учитель выполняет свою работу по воспитанию и обучению. Как учитель иностранного языка во внеурочное время занимаюсь с одаренными ребятами, проявляющими повышенный интерес к предмету. В начале учебного года провожу анкетирование с целью выявления таких учащихся. По его результатам формирую группу учащихся для дополнительных занятий по предмету. Ребята, работающие в группе, не просто дополнительно занимаются немецким или английским языком, они принимают участие в олимпиадах, различных конкурсах по иностранному языку, составляют различные проекты и т. д.
В процессе обучения иностранному языку я использую разнообразные формы и методы внеурочной деятельности. Наибольшую эффективность, на мой взгляд, имеют такие методы, как метод проектов; метод презентационных технологий; научно- исследовательский метод. Формы работы, которые я использую при работе с обучающимися – это коммуникативно-направленная групповая работа; работа в парах и индивидуальная работа. Мне нравится работать с детьми индивидуально, так как каждый ребёнок имеет свой стиль работы, разное время на подготовку различных заданий, темперамент и условия. Одним из методов своей работы, который я использую в своей работе регулярно - метод проектов. В рамках проектной методики учащиеся могут формироваться по группам, работать над собственным проектом индивидуально или разрабатывать проект в парах. Проект представляет собой самостоятельно планируемую и реализуемую школьниками работу, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности (игры, путешествия, выпуск журнала и др.).
На своих уроках использую:
- прикладные проекты (имеют чётко обозначенный результат работы).
- исследовательские проекты (предполагают творческую деятельность учащихся с заранее известным результатом).
- информационный проект (изучение каких-либо объектов, явлений, процессов).
- ролевые или игровые проекты (участники исполняют роли, имитируя социальные и деловые отношения).
Метод проектов способствует повышению мотивации учащихся в получении дополнительных знаний, овладения методами познания. Процесс работы над проектами способствует воспитанию у школьников значимых ценностей. Участие в проекте развивает исследовательские, личностные и социальные качества школьников В своей работе я применяю проектную методику уже со2 класса. Для проекта я выбираю темы из реальной жизни детей.
Во время работы над проектом дети делают презентации, коллажи, рисунки, гербарии, муляжи. Собирают стихи, рассказы, загадки и пословицы на иностранном языке об овощах, фруктах и цветах. На презентацию мини-проектов приглашаю учащихся других классов.
Использование проектной методики даёт возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и дома, развивать их творческие способности, проверять себя в лидерстве. У школьников появляется личная ответственность за свои знания, умения включать их в реальную деятельность. Работая над проектом, школьники учатся самостоятельно добывать необходимую информацию, пользоваться различными источниками. Совместная работа сплачивает коллектив. Каждый ученик старается довести начатое дело до конца, чтобы показать результат своего труда. Особенно удачно получаются проекты по экологии в 5,7,10 классах, так как школа несколько лет работала по теме «Воспитание экологической культуры учащихся», учащиеся имеют много знаний и опыта по этой теме.
Успешной работе способствует использование краеведческого материала. Привлечение местного материала при обучении расширяет кругозор учащихся, развивает их познавательный интерес, помогает в выборе профессии. Краеведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в беседе теми фактами и сведениями из реальной жизни, с которыми они сталкиваются повседневно.
Так при проведении мастер-класса по теме «Проектная методика» я показала своим коллегам-учителям, как можно создать проект по теме «Алтай - моя Родина».
Следует отметить положительные стороны этого вида работы:
- повышение общей мотивации учащихся;
- образовательная и воспитательная ценность;
- повышение значимости немецкого языка как средства общения.
Являясь личностно ориентированным видом работы, проекты обеспечивают благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения ребят. Проекты предполагают активацию их деятельности: учащиеся разбирают информацию в справочниках, ищут фотографии и рисунки и даже самостоятельно делают аудио – и видеозаписи, ищут необходимую информацию в Интернете, оформляют работу. В этом случае повышенная познавательная и творческая активность обусловлена стремлением школьников проявить инициативу, что-то сделать самим.
Образовательная и воспитательная ценность проектов заключается в межпредметных связях, которые способствуют развитию у учащихся познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности и умений вести исследовательскую работу. Выполнение проектов даёт возможность на практике использовать знания и методы, взятые из других областей.
Главная идея, заложенная в проектную деятельность, состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно, и эта деятельность должна строиться не в русле учебного предмета. Лозунг этой деятельности «Все из жизни, все для жизни». Результатами дополнительной внеурочной деятельности являются творческие работы обучающихся, призовые места на олимпиадах и конференциях, конкурсах и конференциях.
Таким образом, внеурочная деятельность по иностранному языку оказывает положительное психологическое воздействие на взаимоотношения учителя и учащихся, создает атмосферу сотрудничества и творчества, способствует достижению общих целей. А также создаёт ситуацию успеха, в которой каждый обучающийся может попробовать себя в различных социальных ролях, научиться работать в команде, достигнуть определённых результатов, значимых для него лично и для всех, кто работает вместе с ним, поможет сформировать социальные компетентности обучающихся, подготовиться к дальнейшей жизни с успешной адаптацией в новом мире. И начинать эту работу надо именно со школы, используя возможности организации внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС.
Традиционно в нашей школе проводятся предметные декады, которые дают возможность учащимся проявить себя во внеурочной деятельности, продемонстрировать свои знания, умения, навыки. Во время этой недели я провожу школьные олимпиады, конкурсы знатоков по иностранному языку, различные викторины и представления, заканчивается неделя иностранного языка31 октября ярким праздником «Halloween». Учащиеся с удовольствием надевают на себя костюмы, готовят сценарий, участвуют в традиционных праздничных конкурсах, принимают участие в театрализованных представлениях.
Являясь руководителем районного методического объединения провожу ежегодно в районе конкурсы переводчиков, страноведческие, проектно – исследовательских работ. Эти конкурсы очень популярны среди учащихся района и охватывают большое количество учащихся. В декабре я провожу большой праздник «Рождественская сказка», на который приглашаются дети – участники всех мероприятий по иностранному языку, здесь они награждаются грамотами и подарками за особые успехи в изучении иностранного языка. Каждая школа готовит песни, стихи, сказки на английском и немецком языках, я со своими детьми готовлю сценарий. Праздник очень интересный, яркий, все приходят в костюмах. Проходит он 25 декабря вокруг елки.
В этом году в ноябре я показала своим коллегам внеклассное мероприятие на 3х языках «Суд над английским языком». Дети исполняли песни на немецком, английском и французском языках и в заключении исполнили гимн на латинском языке. Это мероприятие произвело на всех большое впечатление. У детей появилось желание учить второй иностранный язык. У нас не ведется французский язык, но я учитель и французского языка и дети пожелали факультативно его изучать.
Вся моя трудовая деятельность прошла в мое родном Хабарском районе, 25лет в своей родной школе. Первые годы своей трудовой деятельности я работала не только учителем немецкого языка, но и сначала организатором внеклассной работы, а потом заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
Я руководила при клубе и школе танцевальным коллективом «Молодость» для старших и младших детей, вела кружок аэробики для молодежи, более 10 лет - организатор и ведущий клуба веселых и находчивых среди трех школ района, вела семейный клуб для подростков, руководила театральной студией «Маски».
Будучи классным руководителем проводила серьезную работу с родителями, выбирая такие формы работы с ними, чтобы каждый мог принять участие в дискуссии, высказать свою точку зрения, поделиться опытом в вопросах воспитания детей. За годы своей трудовой деятельности сделала четыре выпуска учащихся, сейчас работаю с 5 классом. В работе с классом уделяла много внимания привитию нравственных норм общения друг с другом, уважения к окружающим людям, формированию коллектива. Поддерживала и развивала в них такие качества, как доброта, отзывчивость, умение сопереживать товарищу, работала над созданием благоприятного психологического климата в классе. Ребята участвовали в жизни села активно, являлись участниками художественной самодеятельности сельского дома культуры, выступали в спортивных соревнованиях за честь села и школы. Класс ежегодно приводил в порядок территорию у мемориала участникам Великой Отечественной войны. Собран материал о воинах-афганцах с. Коротояк и материал по истории школы к 40-летию образования школы об учителях, работавших в прошлые годы. Учащиеся участвовали в озеленении школьной территории, очистке парка. Практически все мои выпускники получили высшее или средне – специальное образование, некоторые уже сейчас работают на предприятиях родного села или района. Среди выпускников есть учителя, врачи, военные, летчики, экономисты и работники сельского хозяйства. Они поддерживают связь со своим бывшим учителем.
.
Роль учителя на селе многогранна. Он дает знания детям, формирует их взгляды на жизнь, помогает определиться в профессии. Я являюсь участником всех сельских мероприятий, художественной самодеятельности, 18 лет была сельским и районным депутатом.
Семья и школа – это берег и море, - писал Л.Кассиль. На берегу, ребенок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в это море прокладывает школа. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега». Как жаль, что многое начинаешь понимать так поздно, понимать, что процесс этот сложный и здесь нет мелочей.
Взаимодействие учителя с классом – также и отношение с родителями. Мы не можем забрать себе детей, изолировать их от семьи, социума и создать педагогический идеал.
Как же заручиться поддержкой родителей? Как сделать нам их своими сторонниками?
Родитель младшего школьника и родитель ученика средней школы отличаются друг от друга не меньше, а. может быть, и больше, чем их дети. Быть родителем ребенка только что (или годик-другой назад) отправившегося в школу, – это особая роль. А построение деловых продуктивных отношений с таким родителем – особая профессиональная работа. Для её грамотного выполнения нужно многое знать и уметь: представлять себе психологию родителя, владеть техникой общения, убеждения, разъяснения; нужно уметь выстроить эти отношения так, чтобы родитель признал право педагога быть независимым и самостоятельным в выборе стиля общения с его ребенком. Необходимо сплотить родительский коллектив (иногда проще сглаживать детский), но в то же время сохранить за каждой семьей право воспитать свой дитя так, как она считает нужным; занять в отношении «своих» родителей партнерскую и в то же самое время педагогическую позицию – т.е. сохранить за собой право если не учить, то советовать. Такая вот непростая работа.
Одной из форм реализации преемственных связей педагогов и родителей в нравственном воспитании школьников являются праздники. Их проведение позволяет родителям и педагогу находить нетрадиционные подходы взаимодействия с детьми. Дети, в свою очередь, смотрят на родителей, как на интересных, творческих людей. Праздник создает особую, доверительную атмосферу. В 5 классе несколько таких праздников: «День рождения класса», «День пожилого человека», «День матери», спортивные праздники.
Часто родители сами предлагают, какие мероприятия они хотят для своих детей, в чем они могут оказать помощь. Перед каждым праздником, родительский комитет обсуждает детали (чаепитие, оформление класса, призы и т.д.) Учитель и родители сами определяют степень участия в мероприятии каждой стороны. Опыт показывает, что родители могут не только решать организационные вопросы, но и быть активными участниками (артистами, членами жюри и др.). Большую помощь оказывают родители детям при работе над исследовательскими проектами, иногда они становятся героями этих проектов и не случайно мои учащиеся стали победителями и призерами районного конкурса «Профессии», они приготовили презентации о профессиях своих родителей.
Я веду постоянную работу по повышению своего педагогического мастерства: 28 лет являюсь руководителем Районного методического объединения учителей иностранного языка, посещаю уроки коллег и сама даю открытые уроки для учителей и руководителей образовательных учреждений, неоднократно участвовала в районном конкурсе «Учитель года», становилась призером, являюсь шефом – наставником молодых учителей иностранного языка, постоянным членом районной аттестационной комиссии и районного методического совета, где делюсь своими находками, обмениваюсь опытом.
Смысл методической работы мой заключается в том, чтобы оперативно реагировать на изменяющуюся обстановку в школе и районе оказывать необходимую профессиональную помощь коллегам-педагогам в адаптации к новым условиям.
Пытаясь соответствовать должности методиста, я в постоянном поиске и корректировке собственных планов.
Как опытный наставник обеспечиваю методическую поддержку молодых специалистов, вовлекаю их в работу районного методического объединения, поощряю участие в профессиональных конкурсах и др. Работа с молодыми специалистами ее проводится в соответствии с утвержденным планом методического объединения и школы молодого специалиста. Возглавляя работу с молодыми учителями в районе, я работаю в тесном сотрудничестве и со своими коллегами в школе, оказываю помощь учителям иностранного языка, делюсь своими педагогическими находками.
Организация своевременной поддержки учителей иностранного языка способствует росту интереса и инициативы педагогов по участию в конкурсах, направленных на поддержку и распространение передового педагогического опыта.
Результатом данной работы в 2009- 2013 г. стало участие учителей иностранного языка в профессиональных конкурсах района и края. На конкурсы были представлены как методические и дидактические материалы, так и разработки уроков и внеклассных мероприятий с использованием различных инновационных методов обучения и форм организации учебных занятий. Участие самого методиста во всех этих конкурсах стимулирует на участие всех членов методического объединения. За последние три года в районном конкурсе «Учитель года» приняли участие 7 человек, двое из них стали победителями, ( обе мои подшефные), лауреатами – 4. В конкурсе ПНПО – 2, я стала победителем в 2008 году.
Имею свой сайт и сайт класса, оформляю сайт нашего РМО.
"http://nsportal.ru/zhugan-olga-evgenevna" > сайт учителя иностранного языка
Полноценное преподавание в школе может происходить только в условиях актуализации личностного начала ученика и учителя, в процессе их диалога, основанного на любви и к предмету, и друг к другу и полноценной помощи со стороны родителей.
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
дипломы общероссийского конкурса | 1.26 МБ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАРАД ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ
сценарий районного праздника...
ПОЛОЖЕНИЕ о ПОРТФЕЛЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ тренера-преподавателя.
Данное ПОЛОЖЕНИЕ о ПОРТФЕЛЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ предназначено для инструкторов-методистов, тренеров-преподавателей спортивных школ. Оно необходимо для качественной подготовки и ...
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ к конкурсу педагогических достижений в номинации "Учитель года" (2013-14 учебный год).
Участие в конкурсах рождает интересные ощущения, особенно в нашей сфере - народного образования. Мы работаем по стандартам, рабочим программам, учебникам, практически не отл...
творческий конкурс педагогических работников «Личностный профессиональный потенциал» номинация: «Моё педагогическое кредо»
творческий конкурс педагогических работников«Личностный профессиональный потенциал»номинация:«Моё педагогическое кредо»...
«Что определяет успех урока и педагогическое мастерство учителя» (из опыта работы)
Что же определяет успех урока и мастерство учителя? Рецепты есть в медицине, а в педагогике готовых рецептов нет. Каждый урок - это своего рода произведение искусства. Мастерство учителя - это не % ус...
СИТУАЦИЯ УСПЕХА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
СИТУАЦИЯ УСПЕХА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ...
Муниципальный конкурс творчества "Православная радуга" в номинации иллюстрации к произведениям К.Д.Ушинского (к 200 - летию со дня рождения).
Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения всегда вызывала повышенный интерес общества. Начиная со школьного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и...