Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка
статья по теме

Горбунова Александра Анатольевна

Установление взаимосвязи успешности усвоения учащимися иностранных языков и активизации их умственного развития как основы формирования и развития познавательной активности обусловливает актуальность данного вопроса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка. 

Иностранный язык прочно вошел в нашу жизнь. Изучение языка другого народа – явление сейчас нередкое. Но поддерживать у учащихся желание работать изо дня в день, продвигаясь вперед маленькими шажками, – дело нелегкое.

В современной школе идет интенсивный поиск путей усиления развивающей направленности традиционной классно-урочной системы, главное место в которой должна занимать рациональная познавательная деятельность учащихся.

Познавательная активность с одной стороны, является формой самоорганизации и самореализации учащихся, с другой – результатом усилий педагога в организации учебной деятельности и становлении их в качестве субъектов последней.

Иностранный язык, как учебная дисциплина, по целому ряду характеристик значительно отличается от любого другого учебного предмета. Среди основных трудностей является то, что иностранный язык выступает средством формирования, формулирования, выражения мысли, то есть иностранный язык становится средством общения между учащимися, между учащимися и учителем.

Активизация познавательной деятельности на уроках иностранного языка предусматривает вооружение учащихся необходимыми инструментами поиска знаний, что позволяет достигнуть самого высшего творческого уровня деятельности, основой которого выступает творческое мышление учащихся.

Активизация познавательной деятельности предполагает комплексное воздействие на мотивационно-потребностную, эмоционально-волевую и когнитивную сферы личности учащегося с целью развития познавательного интереса, произвольности и обучения навыкам операций мыслительной деятельности.

В организации познавательной деятельности на уроках иностранного языка на первый план выделяется задача активизации мышления учащихся.  

Обучение становится малоэффективным при ограничении его только функцией передачи максимума информации. Потому что большое количество информации не есть развитый ум; а полученная информация ложится ненужным грузом на память учеников. Активизация мышления на разных уровнях познавательной деятельности рассматривается как важный резерв усовершенствования методики обучения иностранному языку. Активизация познавательной деятельности должна предусматривать сопоставление разных точек зрения, альтернативных взглядов на факты и необходимость формирования критического мышления. При этом ученики должны знать, что основы их мышления являются отнюдь не универсальными. Что есть и другие системы мировоззрения. Но необходимо признавать за учениками право на собственные мысли и точку зрения при условии умения их обосновать, организовать познание как «открытие», в ходе которого учитель показывает ученику методы и способы самостоятельного приобретения знаний.

Среди психолого-педагогических  факторов, которые влияют на процесс активизации познавательной деятельности, особое внимание нужно уделять учету возрастных особенностей. У учеников просыпается ощущение причинно-следственных связей, но недостаточно развито творческое мышление. Внимание учеников и их интересы психологически неустойчивые, широкие и нестабильные, что не позволяет обеспечить возможность успешного усвоения всего учебного материала.

  Необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся. Познавательная потребность устойчива не у всех учащихся. Поэтому активизация познавательной деятельности наиболее целесообразна с учетом дифференциации индивидуальной и коллективной деятельности учащихся. Существуют возрастные особенности, которые способствуют познанию: желание почувствовать себя взрослым, общая двигательная и речевая активность, стремление к самостоятельности, расширение кругозора, мыслительная активность, которая способствует формированию мышления, ярко выраженная эмоциональная сфера личность.

Средствами учебной деятельности выступают интеллектуальные действия; знаковые и вербальные средства, в форме которых осваивается содержание учебной дисциплины, усваивается наличный уровень знаний, посредством включения в который новых знаний, структурируется индивидуальный опыт, способствуя становлению учащегося как субъекта деятельности, стимулируя его познавательную активность. Дети быстро забывают ту информацию, которая не мотивирована жизненным смыслом и личной значимостью.

Учителю необходимо ставить такие цели, которые заинтересовали бы учащихся. Одобрив и приняв цели, школьники берут часть ответственности за их реализацию на себя. Процесс овладения иностранным языком становится процессом постепенного осознанного продвижения к цели. Учащиеся получают более реалистическое представление о том, чего они могут достичь, осознают собственную важную роль в учебном процессе, и формирование адекватной самооценки становится более достижимым. Имеет большое значение способ формулирования целей. С позиции современного инновационного подхода к обучению иностранного языка, цели урока должны быть ориентированы на определенный реально достижимый, обозримый и привлекательный для школьников результат. Учитель прогнозирует, что обучаемый сможет сказать или понять на изучаемом языке по окончании того или иного отрезка учебного времени.

Первоначально все учащиеся приступают к изучению иностранного языка с большим интересом и желанием. Они хотят научиться писать, говорить, читать и понимать иноязычную речь. Но в старших классах у некоторых учеников падает интерес к изучению иностранного языка. Важной задачей учителя является поддержание стимулирование интересов учащихся на всех этапах изучения иностранного языка. Познавательный интерес выступает стимулом, способствующим повышению активности учащихся, совершенствованием их умений и навыков. Таким образом, можно констатировать, что осознанное отношение к иностранному языку, принятие целей обучения, интересное содержание обучения, положительные отношения, складывающиеся в процессе обучения, сочетаемые с высокой требовательностью преподавателей, уровень профессионально-методической подготовки учителя, умение вызвать интерес к предмету – все это в совокупности повышает познавательные интересы учащихся.

Постоянный интерес к занятиям следует поддерживать созданием на уроке непринужденной обстановки и  отсутствием страха перед неправильным ответом, за счет того, что, с одной стороны формулировка учебных заданий предполагает несколько вариантов правильных ответов, а, с другой стороны, - ученик выступает и в роли учащегося – отвечает на поставленные вопросы; и в роли учителя – задает вопросы одноклассникам, корректируя их ответы. Построение учебных заданий в форме проблемных ситуаций способствует формированию коммуникативных и речевых умений, действий контроля и оценки, что не только интеллектуально развивает учащихся, но и подкрепляет их мотивацию учения.

Важно, чтобы учебная деятельность проходила в условиях, не вызывающих  возникновения чувств соперничества, противостояния, опасения, недоверия. Если учебная деятельность будет связана с проявлением положительных эмоций, то это позволит обеспечить эффективную работу  в группах, поможет исключить неуважение одних учащихся к другим. Учащийся активен, если на занятии отсутствует критика его личности со стороны педагога или одноклассников, а замечания носят конструктивный характер, касаются, прежде всего, результатов деятельности, он ощущает себя в безопасности. Если любой его вклад в образовательный процесс приветствуется. Только при отсутствии страха перед тем новым, что предлагает ему педагог, учащийся позволит себе экспериментировать с моделями поведения, находя оптимальный вариант своего поведения на занятии, определяя свою роль в общей работе, выбирая и формируя свою позицию, свою точку зрения, включая учебный материал в структуру своего личного убеждения, опыта,  «конструируя» свои знания.

Таким образом, активизация познавательной деятельности требует от педагога нового подхода к мотивационно-эмоциональной сфере личности учащегося, создания определенных условий, предоставляющих разнообразные возможности для  организации учебного процесса. К таким педагогическим условиям можно отнести психологическую атмосферу, созданную в классе; нормы совместной работы, выработанные  педагогом совместно с учащимися; план совместной работы, заключающийся в постановке  учителем целей обучения, составлении плана работы, учебных  действий, которые должны быть приняты учащимися, убежденными, что данный план работы учебного действия является значимым для них лично; тип коммуникации, реализуемый в образовательном процессе; организация среды учебной деятельности: расположение мебели, оборудование учебной аудитории и различные материалы, которые учитель и учащиеся могут использовать в своей деятельности на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка через использование ИКТ

Обобщение  педагогического  опыта   использования  ИКТ   на уроках   иностранного  языка.  Определены пути повышения эффективности  процесса обучения ...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка через использование ИКТ

Обобщение  педагогического  опыта   использования  ИКТ   на уроках   иностранного  языка.  Определены пути повышения эффективности  процесса обучения ...

Игры, занимательность, наглядность, как средства активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка

Статья отнесена к разделу преподавания иностранного языка. Она посвящена активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка. Уровень усвоения программного материал...

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка»

«АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ  ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»...

"Проектная методика как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка. Из опыта работы".

Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на прак...

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка в начальной школе».

laquo;Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка в начальной школе»....