Технология WEBQUEST на уроках иностранного языка
статья по теме

Пономарева Анна Владимировна

 

Quest - это целенаправленный поиск. Этим словом обозначается одна из разновидностей компьютерных игр, связанных с приключениями. Это детектив, в ходе которого разгадывается таинственная загадка. Технология образовательных вебквестов получает сейчас второе дыхание и является одним из перспективных направлений формирования информационных и коммуникативных компетенций ученика в связи с введением ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx106.57 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ « Медико-биологический лицей» г. Саратова

Технология WEBQUEST

на уроках иностранного языка

Пономарева Анна Владимировна

учитель английского языка

2013

Содержание

Введение                                                                                                                               3

Образовательный вебквест и его классификация                                                             4

Структура вебквеста, требования к его отдельным элементам                                       5

Этапы работы над квестом                                                                                                                 5

Критерии оценивания вебквестов                                                                                                     6

Вебквест при изучении иностранного языка                                                                     6

Список использованных Интернет-ресурсов:                                                                    7

Введение

Неоспоримое преимущество Интернета в том, что он представляет собой неиссякаемый источник информации по любому вопросу. Мне, как учителю  английского языка повезло вдвойне, ибо подавляющая часть материала, который можно найти в Сети, представлена на английском. Однако, как может подтвердить любой, кто пытался найти там хоть что-либо, эта процедура приносит одни разочарования, требуя при этом значительных затрат времени и эмоций. Иногда она напоминает поиск иголки в стоге сена.

Именно поэтому  работать над проектами, ставить задачи и отсылать учащихся за нужной информацией в Интернет вовсе не так просто, как кажется на первый взгляд. Ведь дети и подавно не смогут найти то, что им требуется.

Одно из возможных решений данной проблемы связано с использованием структурного подхода, который дает ученикам возможность использовать свой труд более продуктивно, соединяя и комбинируя различные информационные ресурсы новыми способами, а также применяя творческие способности и навыки проблемного мышления. Эта технология называется «web-квест». Веб-квест направлен на развитие у обучаемых навыков аналитического и творческого мышления; преподаватель, создающий вебквест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции.

Quest - это целенаправленный поиск. Этим словом обозначается одна из разновидностей компьютерных игр, связанных с приключениями. Это детектив, в ходе которого разгадывается таинственная загадка. Технология образовательных вебквестов получает сейчас второе дыхание и является одним из перспективных направлений формирования информационных и коммуникативных компетенций ученика в связи с введением ФГОС.

Образовательный вебквест и его классификация

Образовательный вебквест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

 Впервые термин «вебквест» (WebQuest) был предложен летом 1995 года Берни Доджем (Bernie Dodge), профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Автор разрабатывал инновационные приложения на основе интернет-ресурсов для интеграции их в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения. Им были определена и следующая классификация вебквестов:

Согласно классификации вебквестов по длительности выполнения различают два типа веб-квестов для:

кратковременной работы. Целью краткосрочных проектов является приобретение знаний и осуществление их интеграции в свою систему знаний. Работа над кратковременным web-квестом может занимать от одного до трех сеансов.

 долгосрочной  работы Долгосрочные web-квесты направлены на расширение и уточнение понятий. По завершении работы над долгосрочным web-квестом, ученик должен уметь вести глубокий анализ полученных знаний, уметь их трансформировать, владеть материалом настолько, чтобы суметь создать задания для работы по теме. Работа над долгосрочным web-квестом может длиться от одной недели до месяца (максимум двух)

Особенностью образовательных вебквестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с вебквестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов

Web-квест может касаться одного предмета или быть межпредметным. Исследователи отмечают, что во втором случае данная работа эффективнее.

Что же касается классификации вебквестов по типам заданий, то Б.Додж выделил следующие типы:

Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.

Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.

Самопознание – любые аспекты исследования личности.

Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.

Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.

Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.

Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.

Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.

Оценка – обоснование определенной точки зрения.

Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).

Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.

Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.

Структура вебквеста, требования к его отдельным элементам:

  • Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
  • Центральное задание, где четко определен итоговый результат самостоятельной работы
  • Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания.
  • Роли. Учащимся должен быть представлен список ролей (от 2 и более), от лица которых они могут выполнить задания. Для каждой роли необходимо прописать план работы и задания.
  • Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
  • Описание критериев и параметров оценки вебквеста.
  • Руководство к действиям, где описывается, как организовать и представить собранную информацию.
  • Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над вебквестом.

Этапы работы над квестом:

Начальный этап (командный)Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

Ролевой этап. Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над вебквестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.

Задачи:

1) поиск информации по конкретной теме;

2) разработка структуры сайта;

3) создание материалов для сайта;

4) доработка материалов для сайта.

Заключительный этап. Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования.

По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.

Критерии оценивания вебквестов

Ключевым разделом любого веб-квеста является подробная шкала критериев оценки, опираясь на которую, участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде. Этими же критериями пользуется и учитель. Веб-квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата.

Б.Додж ( http://webquest.sdsu.edu/rubrics/rubrics.html ) рекомендует использовать от 4 до 8 критериев, которые могут включать оценку:

  • исследовательской и творческой работы,
  • качества аргументации,
  • оригинальности работы,
  • навыков работы в микрогруппе,
  • устного выступления,
  • мультимедийной презентации,
  • письменного текста и т.п.

Вебквест при изучении иностранного языка

Веб-квест имеет ряд преимуществ, способствующих решению задач при изучении иностранного языка:

  • обеспечивает автономность и самостоятельность учащихся;
  • развивает коммуникативную компетенцию;
  • дает возможность осуществить индивидуальный подход;
  • мотивирует учащихся к применению языковых знаний и изучению нового языкового материала;
  • позволяет использовать большое количество актуальной аутентичной информации;
  • помогает организовать активную самостоятельную или групповую поисковую деятельность учащихся,которой они сами управляют;
  • организует работу над любой темой в форме целенаправленного исследования, как в течение нескольких часов, так и нескольких недель;
  • способствует принятию самостоятельных решений;
  • развивает критическое мышление, тренирует мыслительные способности (объяснение,сравнение, классификация, выделение общего и частного и др.)

Несомненно, данная технология соответствует требованиям ФГОС нового поколения и способствует формированию у школьников умения самостоятельно добывать знания на основе определенных алгоритмов действия.

И хотелось бы закончить словами известного писателя Максима Горького : «Плох тот учитель, который не учится или учится совсем мало».Так что ,  уважаемые коллеги нет предела совершенству!

Список использованных Интернет-ресурсов:

  1. В.С.Шевелева. Web-квесты в процессе обучения школьников. http://www.openclass.ru/node/20147
  2. Веб-квест: что же это? http://kosfiz.ru/2009/11/13/webquest
  3. Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся. http://festival.1september.ru/articles/513088/
  4. http://ithistory.ucoz.ru/index/veb_kvest/0-66
  5. Быховский Я.С. «Образовательные веб-квесты»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии обучения на уроке иностранного языка

Специфика современного подхода к организации системы образования во многих странах мира обусловлена своеобразием развития информационного общества, общества высоких технологий. Умение работать с инфор...

«Применение технологии проектирования на уроках иностранного языка»

Предлагаю Вам теоретический материал в виде доклада на тему «Применение технологии проектирования на уроках иностранного языка»...

Технология "Дебаты" на уроках иностранного языка

Презентация и раздаточные материалы для проведения мастер-класса...

Технология "Дебаты" на уроках иностранного языка

Презентация и раздаточные материалы для проведения мастер-класса...

Педагогические технологии, используемые на уроках иностранного языка.

Данный материал может быть использован в работе  учителями иностранного языка...

" Использование технологии сотрудничества на уроках иностранного языка"

При работе в группах ученики, в случае необходимости, выясняют все вопросы друг у друга и не боятся все вместе обратиться к учителю (что имеет место при индивидуальной работе). У детей раз...

Технология сотрудничества на уроках иностранного языка.

Каждый год в нашей гимназии проводятся "Педагогические чтения", где педагоги делятся опытом своей работы. Данная работа является определенным итогом моей работы за последний год. Технология сотрудниче...