ТЕХНОЛОГИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.
материал по теме
Отличительные для начала ХХI века изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержаний – всё более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность специалистов.
В качестве общего определения такого интегрального социального-личностно-поведенческого феномена как результата образования и выступает понятие «компетенция/компетентность». Это означает формирование нового «результата образования»: выпускник должен быть не просто учеником «знающим», а учеником «умеющим», что, и призван обеспечить компетентностный подход.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.
Отличительные для начала ХХI века изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержаний – всё более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность специалистов.
В качестве общего определения такого интегрального социального-личностно-поведенческого феномена как результата образования и выступает понятие «компетенция/компетентность». Это означает формирование нового «результата образования»: выпускник должен быть не просто учеником «знающим», а учеником «умеющим», что, и призван обеспечить компетентностный подход.
Концепция компетентностного подхода в образовании - идея сравнительно новая.
Компетенция в переводе с латинского, competentia, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
Компетентный в определённой области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и проявляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых до производственных и социальных.
На сегодняшний день метод проектов является актуальным в современной школе, т.е. обеспечивающей личностно-ориентированное обучение.
Личностно-ориентированное воспитание средствами иностранного языка предполагает использование учебного общения, сотрудничества и активной деятельности ученика на уроке. Учителю необходимо найти способ ввести реальный иностранный язык в школьный класс, включить ученика в реальную языковую коммуникацию, не выходя из учебной аудитории, смоделировать в школе реальный процесс вхождения в культуру.
Работа над проектом - процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы. Это требует от него владения большим объемом предметных знаний, владения творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями, например, он должен генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях, умение находить не один, а несколько вариантов решения проблемы, вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, находить компромисс с собеседником, лаконично излагать свою мысль.
В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.
В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы её решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями.
Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Резервы развивающего обучения раскрываются наиболее полно, если этому способствуют благоприятный психологический климат на уроке и адекватное поведение речевого партнера и старшего помощника
Работа над проектом может вестись или индивидуально, или в группах. В последнем случае участникам совместного проекта следует помочь распределить роли и объяснить, что общий успех зависит от вклада каждого участника. Работа над проектом начинается на уроке под руководством учителя, продолжается дома, а презентация проекта осуществляется на следующем уроке (если это краткосрочный проект), если нет, то на 3 или 4 урок.
Важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников. Для этого необходимо убедиться, что тема проекта подходит для всех участников группы, согласно их увлечениям и темпераменту. Необходимо убедить их использовать разнообразные способы работы: графическое написание, оформление, подборку иллюстраций и фотографий, а по необходимости - аудио- или музыкальное оформление. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы. Работая над проектом, школьники учатся работать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей.
Проектная методика является исследовательским методом, особенно в старших классах. Проектный метод как никакой другой повышает качество обучения, активизирует истинное учение учеников, потому что этот метод:
• личностью ориентирован;
• использует много дидактических подходов;
• самомотивирует, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере выполнения;
• поддерживает педагогические цели на всех уровнях;
• позволяет учиться на собственном опыте и опыте других не в конкретном деле;
• приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.
Список литературы
- Бершадский М. Информационная компетентность/М. Бершадский// Народное образование.-2009.-№4.-с.139-145
- Бочарникова М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации/М.А. Бочарникова//Начальная школа-2009.-№3.-с.86-91
- Ермаков Д. Откуда и куда ведет компетентностный подход?/Д. Ермаков//Народное образование.-2008.-№7.-с.181-188
- Козырева О.А. Проблема определения понятия «Профессиональная компетентность педагога» /О.А. Козырева// Завуч.-2008.-№8.-с.42-48.
- Поташник М.К. К вопросу о нашей компетентности/М. Поташник//Народное образование.-2009.-№2.-с.169-172
- Хуснетдинова М.К. Развитие проектной компетенции младших школьников /М.К. Хуснетдинова//Начальная школа.-2009.-№1.-с.69-71
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые информационно-коммуникационные технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку.
“Великая цель образования - это не знания, а действия” Герберт Спенсер Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Данный подход...
Обобщение опыта работы по теме"Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку через инновационные технологии"
Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку через инновационные технологии (методы технологии развития критического мышления, эвристический метод)...
Компетентностно- ориентированный подход к обучению иностранным языкам в образовательных учреждениях системы СПО
В настоящее время перед системой СПО поставлена задача обновления содержания образования и повышения уровня подготовки специалистов с учетом потребностей рынка труда.Особую актуальность приобретает ко...
Мастер-класс по теме "Организация групповой работы как одна из эффективных форм деятельностно-компетентностного подхода в обучении иностранному языку".
Цель мастер-класса - показать отдельные формы групповой работы, используемые учителем на уроках английского языка. Считаю, что групповая работа способствует развитию коммуникабельной, креативной лично...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.
Метод исследовательских проектов предполагает развитие познавательных навыков обучаемых, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информ...
«Компетенция и компетентностный подход в обучении иностранному языку»
Выступление на педсовете по теме «Компетенция и компетентностный подход в обучении иностранному языку»...
«Компетентностный подход в обучении иностранному языку или как добиться того, чтобы наши ученики стали практическими пользователями языка»
Сообщение для выступления на шмо учителей иностранного языка....