Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы
статья по теме
Изучение современных образовательных технологий: проектной, модульного обучения, проблемного обучения, исследовательской организуется таким образом, что педагогу предлагается не руководить деятельностью учащихся, а самому пройти весь путь по созданию проекта, изучить предлагаемые технологии «изнутри».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovaciya.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Абдурахманова Г. Р.,
учитель английского языка
МБОУ Уметской средней
общеобразовательной школы
Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы
Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления. Современное образование - наиболее бурно изменяющаяся и развивающаяся сфера деятельности человека. Но это развитие невозможно без инноваций, без новых информационных и образовательных технологий.
Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями. Чтобы научиться грамотно развивать школу, нужно свободно ориентироваться в таких понятиях, как «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс». Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека. Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Главной целью инновационной деятельности в общеобразовательной школе является качественное изменение личности ученика, максимальное раскрытие и развитие его природных способностей и дарований, а также интеллектуального и творческого потенциала. Достижение этой цели возможно только путем внедрения в образовательную практику новых эффективных способов и методов обучения и воспитания. Других путей преодоления педагогического кризиса и противоречий между требованиями к образованию и его возможностями в условиях массовой школы просто нет. Для образовательных инноваций характерны эффективность, качественность и объективность.
Можно выделить внутрипредметные инновации и общеметодические инновации.
Внутрипредметные инновации - инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания. Примером может служить переход на новые УМК и освоение авторских методических технологий.
Общеметодические инновации: к ним относится внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Например, разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность и т.д.
Но есть факторы, препятствующие нововведениям. Это возникновение феномена сопротивления изменениям. Фразы типа: "это у нас не получится", в подтверждение данного тезиса обычно приводятся объективные, на взгляд говорящего, условия, делающие введение конкретного новшества
невозможным.
"Это требует доработки". Безусловно, каждое новшество, каждый проект нуждается в доработке. И, выдвигая этот тезис, действительно указываются слабые места нововведения. Новшество наделяется характеристикой "сырого" и поэтому проводить его в жизнь, вроде бы, не следует.
"Здесь не все равноценно". Если отсечь некоторые детали у новшества, то ощутимого запланированного эффекта уже не предвидится.
"Есть и другие предложения". В этом случае подразумевается альтернатива данному новшеству, но вовсе не с целью предложить лучшее решение, а лишь для того, чтобы вообще отвлечь внимание от применения новшеств.
Природа людей по отношению к нововведениям различна, одни склонны к их принятию, другие - более консервативны. Иногда в одном человеке одновременно уживаются различные проявления в отношении новаций из разных областей его деятельности.
1 группа - новаторы, обычно это 2,5% коллектива, они всегда открыты новому, поглощены новшествами, характеризуются некоторым авантюрным духом, интенсивно общаются с локальными группами.
2 группа - ранние реализаторы - 13,5%. Они следуют за новаторами, однако более интегрированы в свое местное объединение, оказывая влияние, часто оказываются лидерами мнений. Ценятся, как разумные реализаторы.
3 группа - предварительное большинство - 34%. В роли лидеров выступают редко, осваивают новшества после "ранних реализаторов", но значительно раньше так называемых "средних". Для принятия решения им требуется значительно больше времени, чем лидирующим группам.
4 группа - позднее большинство - 34%. Относясь к новшествам с изрядной долей скепсиса, приступают к их освоению иногда под давление социальной среды, иногда в результате оценки собственных потребностей, но при одном условии: когда коллектив явно и однозначно высказывается в их пользу.
5 группа - колеблющиеся, обычно - 16%. Основной их характеристикой является ориентация на традиционные ценности.
Решение о принятии новшества принимают с большим трудом, являясь, по сути, тормозом в распространении инноваций.
Информационные технологии становятся базой современного образования. Но они эффективны лишь в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями: если учитель мыслит прежними категориями, то использование технических средств не меняет сути образовательного процесса и традиционного репродуктивного метода подачи материала.
Изучение современных образовательных технологий: проектной, модульного обучения, проблемного обучения, исследовательской организуется таким образом, что педагогу предлагается не руководить деятельностью учащихся, а самому пройти весь путь по созданию проекта, изучить предлагаемые технологии «изнутри».
Деятельность учителя должна быть направлена на приобретение новых знаний, поиск новых идей, генерирование собственных идей, а последующие шаги предоставляют возможность проверки действенности своих инновационных идей.
Практическая деятельность «Применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе» включает в себя проведение уроков, внеклассных мероприятий, родительских собраний с применением современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий. Работа на данном этапе происходит в творческой лаборатории, созданной на базе мультимедийного кабинета. Участие педагогов в семинарах, конкурсах, научно-практических конференциях, публикации и распространение своего опыта работы.
Работа должна строиться на основе саморазвития и самоорганизации учителя, потребности в новых достижениях, стремлениях к успеху, к совершенству, активная жизненная позиция, позитивное мышление, вера в свои возможности.
Литература
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка/ С. И. Ожегов. – М.: 1978. – с.381.
Интернет ресурсы
- festival.1september.ru/articles/511122/
- www.eidos.ru/journal/2005/0910-26.htm
- www.muh.ru/q_man1.htm?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа «Социализация – сущность и этапы. Механизмы социализации.»
Социализацию не следует сводить к образованию и воспитанию, хотя она и включает эти процессы. Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемы...
Конкурсная работа - проект «Фактор счастья» на муниципальный конкурс «Инновации в образовании» (номинация «Управление образованием», «Дошкольное образование»)
Любое образовательное учреждение – это, прежде всего, педагоги, работающие в нем. Они всегда готовы к постоянному профессиональному саморазвитию. Однако для непрерывного профессионального самосовершен...
Взаимодействие с социальными партнерами. Сертификат участника окружной конференции" Инновации в образовании: теория и практика"( ФГОС общего образования)
Сертификат участника окружной конференции" Инновации в образовании: теория и практика"( ФГОС общего образования).Комментарии учителей округа к статье....
Инновации в образовании. Поиски и решения. Типы инноваций
В данной презентации рассматривается вопрос о том, что такое инновации в образовании и какие типы инноваций бывают....
Физкультурное образование: сущность, структура, технология развития и становления физкультурного образования школьников
Физическая культура в школе - общеобразовательный предмет и наравне с другими школьными дисциплинами содержание учебного процесса складывается из знаний, умений и навыков...
• Диплом участника «Курс GOOGLE МАРАФОН» и сертификаты форума «Педагоги России: инновации в образовании», 15.02 ---19.02.2021г., директор Всероссийского форума «Педагоги России: инновации в образовании» В.В.Пиджакова,
Диплом участника «Курс GOOGLE МАРАФОН» и сертификаты форума «Педагоги России: инновации в образовании», 15.02 ---19.02.2021г., директор Всероссийского форума «Педагоги Ро...
Сертификат участника окружной конференции " Инновации в образовании: теория и практика"(ФГОС общего образования)Сертификат участника Международного онлайн-форума для специалистов образования и социально-культурной сферы «Наука и технология в образован.
Сертификат участника окружной конференции " Инновации в образовании: теория и практика"(ФГОС общего образования).Сертификат участника Международного онлайн-форума для специалистов образовани...