Психолого-педагогическое сопровождение урока.
статья по теме
Согласившись с мнением доктора психологических наук, заведующей лабораторией психологии Психологического института РАО, профессором кафедры психологии МПГУ Митиной Л. М. , что «те педагогические воздействия учителя, которые не соответствуют психологическим законам развития, противоречат им, не только не приведут к желаемой цели, но и затормозят развитие личности ребёнка, закроют для него путь к творчеству и самоактуализациии», считаю, что педагог, в известном смысле, может и должен являться «заказчиком» по отношению к психологу, формулируя запрос, как обучать конкретного ребёнка с определённой проблемой. Психолог, в свою очередь, помогает определить, какие проблемы можно решить средствами только обучения, а какие требуют специфической коррекционной работы. Причём педагога необходимо вооружить стратегией работы, чтобы тактические вопросы он мог решать самостоятельно. Реальное взаимодействие между психологом и педагогом возможно в том случае, если обе стороны говорят друг с другом на одном языке понятий и находятся на одном уровне позиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie_uroka.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение урока.
Учитель немецкого языка
средней школы№81
Голубева Наталия Александровна
г. Омск-2005
«Взаимодополняемость профессиональных позиций и знаний психолога и педагога – необходимое условие для успешной работы учебно-воспитательного учреждения», - неоднократно подчеркивала доктор психологических наук, профессор РАО г. Москвы И. В. Дубровина. С этим нельзя не согласиться. Еще в конце 20-х годов профессор педологии И.А.Арямов привел следующие статистические данные: «В результате исследования 8000 школьников оказалось, что в возрасте 11-13 лет школьными болезнями страдало 30-40%учащихся, а в 16-17-летнем-60-70%.Всевозможные нервные страдания в приготовительном классе наблюдались в 8% случаев, в 6 классе -44%,в 8 классе -69%.К началу 21 века ситуация принципиально не изменилась - негативное влияние школы на здоровье учащихся является одной из важнейших психолого-медико-педагогических проблем.
Опыт показывает, что в среднем от 25% до 30% учащихся любой школы испытывают те или иные трудности школьной адаптации. Мониторинг, проведённый Центром психосоциальной работы при Консорциуме «Социальное здоровье России» г. Москвы в 1998-1999гг., показал, что в 55% случаев это проявляется в плохой учёбе, в основе чего: недоразвитие речи(40%); собственно речевые проблемы(40%); другие причины, в том числе психосоматические нарушения, школьные неврозы, ЗПР и даже олигофрения(20%).
Подросток, оказавшийся несостоятельным в учёбе, рискует стать либо изгоем среди сверстников (отсюда проблемы общения), либо начинает самоутверждаться через отклонения поведения (проблема поведения). Такие дети нуждаются не только во внимании педагога, но и в курации психолога. Педагог и психолог должны работать совместно. Государственный стандарт не позволяет менять усложняющуюся программу, остаётся только изменить её условия усвоения. Для этого к учебному процессу должны привлекаться психологи.
Я работаю учителем немецкого языка в среднем и старшем звене. Для оптимизации учебного процесса я совместно со школьным психологом проектирую и анализирую свою деятельность и хотела бы поделиться опытом работы в 5 классе ЗПР, рассказать о психолого-педагогическом сопровождении уроков для учащихся, имеющих задержку психического развития.
В начале работы в этом классе, проанализировав особенности развития этих детей, изучив их психолого-педагогические карты, побеседовав с психологом и учителем начальных классов в начале учебного года, я выделила проблемы, которые предстояло решить:
- сужение объёма слухоречевой памяти;
- недоразвитие речи;
- несформированность навыка чтения;
- проблемы концентрации и распределения внимания;
- проблемы с развитием мыслительных процессов;
- проблемы включения в деятельность;
- низкая работоспособность и повышенная утомляемость( особенно в конце учебного дня).
Проведя диагностику, я спроектировала для корректировки выявленных трудностей серию уроков, переработав данные методики применительно к урокам в классах ЗПР. Мною были разработаны развивающие упражнения на коррекцию психических процессов у учащихся: на развитие памяти, внимания, мышления. (Приложения №1-3.) В этих упражнениях учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка: задания усложняются.
Кроме того, в этом классе необходимы 2-3 физминутки для активизации психических процессов, для создания благоприятного психологического климата на уроке, для снятия напряжения. Я провожу их на немецком и на русском языках, используя разработанные мною по рекомендации психолога пальчиковые игры, физические упражнения, упражнения на расслабление. (Приложение №4.)
Изучая учебные возможности пятиклассников, мною составлена карта обучаемости и работоспособности учащихся. (Приложение №5.)При определении каждому ребёнку уровня обучаемости очень важна высокая степень точности, которая достигается, если обследование реализуется через две диагностические линии: собственно психологическую диагностику и педагогическое наблюдение. Изучение личности учащегося по двум независимым линиям имеет своё обоснование: во-первых, создаётся возможность сопоставления двух характеристик, что повышает степень достоверности выводов; во-вторых, стимулируется тщательность и взаимная ответственность педагога и психолога при проведении диагностики развития личности и уровня учебных возможностей учащихся.
Для определения уровня обучаемости я пользуюсь следующей методикой:
- Выбираю небольшой по объёму новый учебный материал базового характера на 7-8 минут работы;
- повторяю перед изучением нового материала изученный материал, необходимый для изучения нового материала;
- объясняю новый материал;
- учащиеся делают задания по образцу и в изменённой ситуации;
- организую самостоятельную работу учащихся;
- провожу диагностику.
Основные учебные умения и навыки, которые должен сформировать учитель немецкого языка - это умения и навыки аудирования, чтения, говорения и письма. Например, возьмём чтение. Сначала я подбираю небольшой текст, который содержит новую лексику. Затем я ввожу эту лексику на уроке, с использованием наглядности, тренирую её произношение в хоровой и индивидуальной работе. После этого выполняем вопросно-ответные упражнения по картинкам для закрепления лексики и её первичного запоминания. Затем работаем с текстами, включающими эту лексику, а уже после этого учащиеся получают текст для самостоятельной работы: прочитать, понять, ответить на пять вопросов.
Следующий этап: я провожу контроль, используя разработанные мною критерии. Если отвечено на все вопросы, ставлю 3 балла (высокий уровень обучаемости). Если отвечено на 3-4 вопроса, ставлю 2 балла (средний уровень обучаемости). Если отвечено на 2 и менее вопроса, ставлю 1 балл (низкий уровень обучаемости). Подобным образом провожу анализ сформированности умений и навыков устной речи, аудирования и письма. Все данные я заношу в карту развития ученика, проанализировав которую, я определяю уровень обучаемости учащихся по своему предмету. (Приложение №6).
Работоспособность учащихся я определяю через педагогическое наблюдение, используя следующие критерии:
- высокий уровень: ученик сохраняет работоспособность в течение всех уроков;
- средний уровень: ученик сохраняет нормальную работоспособность в течение всех уроков, обнаруживая несущественное проявление признаков утомляемости в конце рабочего дня;
- низкий уровень: ученик обнаруживает низкую работоспособность, быстро утомляется уже в середине рабочего дня, что проявляется в вялости, сонливости, и раздражительности на уроках, в резком снижении в середине урока внимания, в появлении описок, ошибок и т.д.
Я отслеживаю обучаемость и работоспособность учащихся в течение учебного года. Одновременно работаю в тесном контакте с психологом над развитием у детей психических процессов, что ведёт к повышению их учебных возможностей. В конце 1-ого полугодия и в конце учебного года после диагностики я корректирую таблицу обучаемости и работоспособности учащихся: кто-то из детей с низкой обучаемостью и работоспособностью перейдёт в среднюю, кто-то из средней в высокую. Таким образом, учащиеся переходят от одного образовательного уровня к другому, более высокому, что и является результатом нашей работы.
Для индивидуального подхода психологом ведутся психолого-педагогические карты на каждого ребенка. Карта содержит результаты как психолого-педагогической диагностики, так и результаты наблюдений ребенка психологом, педагогом, социальным работником, логопедом и медработником, что способствует созданию комплексной характеристики ребёнка. (Приложение №7.).
Согласившись с мнением доктора психологических наук, заведующей лабораторией психологии Психологического института РАО, профессором кафедры психологии МПГУ Митиной Л. М. , что «те педагогические воздействия учителя, которые не соответствуют психологическим законам развития, противоречат им, не только не приведут к желаемой цели, но и затормозят развитие личности ребёнка, закроют для него путь к творчеству и самоактуализациии», считаю, что педагог, в известном смысле, может и должен являться «заказчиком» по отношению к психологу, формулируя запрос, как обучать конкретного ребёнка с определённой проблемой. Психолог, в свою очередь, помогает определить, какие проблемы можно решить средствами только обучения, а какие требуют специфической коррекционной работы. Причём педагога необходимо вооружить стратегией работы, чтобы тактические вопросы он мог решать самостоятельно. Реальное взаимодействие между психологом и педагогом возможно в том случае, если обе стороны говорят друг с другом на одном языке понятий и находятся на одном уровне позиций.
Физминутки
- На расслабление.
Дети опускают голову на скрещенные руки, лежащие на парте, и закрывают глаза. При этом они считают по-немецки до 20.
Цель:
а) отдохнуть и расслабиться;
б) активизировать память.
2. Перемена вида деятельности.
Дети выходят из-за парт и выполняют физические упражнения. Учитель (ученик) отдаёт команды по-немецки (по-русски).
Цель:
а) активизировать память, мышление, внимание;
б) создать благоприятный климат на уроке.
3. Пальчиковые игры.
Пальчик толстый и большой
в сад за сливами пошёл.
Указательный с порога
указал ему дорогу.
Средний пальчик
сливы с дерева срывает.
Безымянный поедает.
А мизинчик-господинчик
в землю косточки сажает.
Цель:
а) развивать мелкую моторику;
б) развивать память, внимание, мышление.
Приложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме " Создание благоприятного психолого-педагогического климата на уроке иностранного языка ."
Наглядным показателем успешного коммуникативного взаимодействия учителя и учащегося является благоприятный психологический климат в классе ....
Создание комфортных психолого-педагогических условий на уроках, как фактор успешности образовательного процесса в школе.
Создание комфортных психолого-педагогических условий на уроках, как фактор успешности образовательного процесса в школе....
Создание комфортной психолого-педагогической среды на уроках
В докладе говориться о небходимости создания на уроках комфортной психолого-педагогической среды....
Создание комфортных психолого-педагогических условий на уроках, как один из факторов успешности организации здоровьесберегающего образовательного процесса во внутрибольничной школе.
Создание комфортных психолого-педагогических условий на уроках, как один из факторов успешности организации здоровьесберегающего образовательного процесса во внутри...
Создание комфортных психолого-педагогических условий на уроках, как один из факторов успешности организации здоровьесберегающего образовательного процесса во внутрибольничной школе.
Создание комфортных психолого-педагогических условий на уроках, как один из факторов успешности организации здоровьесберегающего образовательного процесса во внутри...
«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»
В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...
«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...