Самостоятельная работа на уроках иностранного языка
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
В последние годы все больше внимания уделяется самостоятельной работе обучающихся в процессе обучения, в частности, в обучении иностранным языкам. Это связано со многими факторами, в том числе с тем, что в современном постоянно изменяющемся мире недостаточно обладать каким-то определенным количеством знаний. Человек должен уметь самостоятельно пополнять свои знания, заниматься самообразованием. В Концепции модернизации российского образования прописано, что “развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству. Способность к самообразованию в области иностранного языка приобретает особую актуальность, так как иностранный язык используется представителями большинства профессий и именно знание языка способствует успешной социализации выпускников. Самостоятельность не является врожденным качеством человека. Чтобы обучающийся умел работать самостоятельно, его нужно этому научить. Поэтому особенно актуальными являются проблемы организации самостоятельной работы.
Многие понимают термин “самостоятельная работа” только как индивидуальную работу обучающихся. Однако большим потенциалом обладают, на мой взгляд, парная и групповая формы самостоятельной работы. Организовать такую работу можно, используя групповой метод обучения или обучение в сотрудничестве. “Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто делать что-то вместе”. Главное не соперничество, а сотрудничество. Каждый член группы несет ответственность за успех всей группы. Существует множество приемов или вариантов обучения в сотрудничестве. Работая в 10 классах, можно использовать следующие методы.
На уроке обучающиеся читают текст. Фронтально выполняются предтекстовые и текстовые задания. Класс естественно - научный, поэтому больше внимания уделяется переводу, который используется не только как средство обучения, но и рассматривается в качестве самостоятельной цели обучения. Учитель делит текст на части. Обучающиеся делятся на группы. В данном случае лучше использовать гетерогенные группы, то есть в одной группе работают обучающиеся с разным уровнем обученности. За 15 минут группа должна подготовить выразительное чтение и литературный перевод отрывка текста. В конце работы один из участников группы отчитывается за работу, то есть читает и переводит текст. Вся группа получает одинаковые оценки. Таким образом, каждый несет ответственность за общий результат работы. Это дает стимул сильным обучающимся объяснить материал остальным, с другой стороны, дополнительную мотивацию получают более слабые обучающиеся. Они работают сообща, каждый может внести свой вклад в общую работу. Если позволяет время, можно предложить обучающимся оценить свой вклад в работу группы, а также то, как проходило общение в группе. Подобным образом можно организовать и другие виды работы с текстом.
Изучая или повторяя тему “Праздники англоговорящих стран” можно организовать работу следующим образом. Учитель на доске (или на карточках, которые размещаются в разных углах класса) пишет названия 3-4 праздников (в зависимости от количества обучающихся). Каждый обучающийся выбирает праздник, о котором он больше знает, который ему больше нравится. Таким образом, формируются группы из 3-4 человек. Если группа большая можно разделить ее на две. Затем каждая группа садится вместе. За 15-20 минут они должны обсудить выбранный праздник, стараясь собрать всю информацию. Кроме того, они должны придумать вопросы о других праздниках. Затем организуется обсуждение. Каждая группа задает вопросы другим командам и отвечает на вопросы о своем празднике. Команда получает по 1 баллу за каждый вопрос и по 2 за каждый правильный ответ. Таким образом, происходит обобщение материала, совершенствуются умения устной речи. Учитель выступает в роли организатора. Он должен следить, чтобы во время обсуждения в группах ребята говорили на английском языке. Можно вычитать баллы, если обучающиеся переходят на родной язык. Кроме того, необходимо контролировать, чтобы все члены группы принимали участие в работе. Можно организовать подобную работу при повторении практически любой темы. Обсуждение в малых группах позволяет всем обучающимся, в том числе более слабым или тем, кто стесняется выступать перед всем классом, говорить на английском языке.
Необходимо использовать индивидуальную, парную и групповую формы самостоятельной работы. Обучающиеся должны иметь больше возможностей проявить свою активность, самостоятельность. Говоря о подготовке к самостоятельной работе, необходимо знакомить ребят с различными учебными стратегиями. Речь идет, например, о стратегиях работы с текстом: умение видеть опоры в тексте, игнорировать незнакомые слова, если они не влияют на общее понимание, умение выделять главную идею, делать выводы из прочитанного и т.д.
Важным аспектом является обучение пользоваться справочной литературой, в частности словарями. Зачастую обучающиеся не могут найти необходимое слово в тексте, так как не умеют выделять словарную форму слова, не умеют выбирать подходящее значение из нескольких данных. Научить работать со словарем и другой справочной литературой – задача учителя.
Важную роль в становлении самостоятельности обучающихся играют самоконтроль и самокоррекция. Для развития самоконтроля и самокоррекции на уроках достаточно предоставлять ребятам возможность проверить свою работу, сверить с образцом. В связи с этим, встает проблема отношения учителя к ошибкам. На данный взгляд, при изучении иностранного языка – ошибки естественны и неизбежны. Нужно дать возможность ученикам самостоятельно исправить свою ошибку. В этом случае ошибка будет являться развивающим фактором в процессе обучения. Развитию умений самоконтроля способствует взаимоконтроль. Научившись видеть ошибки в речи других, школьники лучше смогут контролировать свою речевую деятельность.
В целом, можно сказать, что развитие самостоятельности, формирование навыков самостоятельной работы – являются одной из приоритетных задач в работе современного учителя иностранного языка. Требуя от учеников самостоятельности, учитель должен задать себе вопрос, а научил ли он этому своих учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов по иностранному языку в системе СПО
Самостоятельная работа по иностранному языку организуется с целью научить студентов использовать иностранный язык как средство получения, расширения и углубления системных знаний по специальности, а т...
Статья о самостоятельной работе на уроках иностранного языка
Успешное обучение вообще, и иностранным языкам в особенности, немыслимо без интенсивной самостоятельной работы учащихся.В данной статье описываются основные принципы самостоятельной работы учащихся....
Презентация тема: "Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку"
В обучении иностранному языку все большее внимание уделяется самостоятельной работе. Это связано со многими факторами, и прежде всего с тем что, в современном мире недостаточно просто обладать знаниям...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов, изучающих иностранный язык, в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
Методические рекомендации по немецкому языку для студентов СПО....
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК для специальностей: 43.02.10. Туризм (базовая подготовка)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАМетодическая разработка составлена в соответствии с рекомендациями по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессиональ...
Творческие упражнения и самостоятельная работа на уроках иностранного языка.
Одна из актуальных проблем современной методики обучения иностранным языкам в средней школе – ориентация всего учебного процесса на активную самостоятельную работу обучаемых. Самостоятельная работа...
Типы самостоятельных работ на уроках иностранного языка
Организация самостоятельной работы, руководство ею это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности и необходимо рассматривать как составную часть воспитан...