Статьи
методическая разработка на тему
Статьи
1. Особенности инклюзивного образования в Амурском медицинском колледже
2. Роль внеаудиторной научно-исследовательской работы при обучении иностранному языку в Амурском медицинском колледже
3. Применение знаний английского языка в организации учебно-исследовательской работы студентов в Амурском медицинском колледже.
4. Формирование коммуникативных навыков посредством игровой ситуации на уроке английского языка
Английский язык
- Методическая разработка практического занятия по иностранному языку «КВН. Болезни и уход за больными».
- Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по дисциплине «Иностранный язык» Тема: «Телемост Благовещенск – Лондон».
- Презентация «Реализация принципа метапредметности при организации научно-исследовательской и научно-исследовательской работы на занятиях по английскому языку».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuzivnoe_obrazovanie.doc | 52 КБ |
rol_vneauditornoy_nauchno-issledovatelskoy_sidorenko.doc | 46.5 КБ |
sidorenko_statya1.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АМУРСКОМ МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
М.А. Сидоренко
ГБОУ СПО «Амурский медицинский колледж», г. Благовещенск
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- процесс развития образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Восемь принципов инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.
В России более 11 млн. инвалидов, из них свыше 600 тысяч – дети. Инвалиды 1-й группы в России составляют около 10% от всей численности инвалидов. 15-20% инвалидов живет в условиях села, в частном секторе. Более половины российских инвалидов – люди трудоспособного возраста, но работают примерно лишь 10% россиян с ограниченными возможностями здоровья.
По данным Региональной общественной организации «Перспектива», 22% детей с ограниченными возможностями получают образование в школах-интернатах, 11% - в специализированных коррекционных школах-интернатах, 0,2% - в учреждениях Министерства труда и социального развития. Среднее профессиональное образование получают менее половины инвалидов, работают в соответствии с полученными трудовыми навыками в городах - около 25-30% и в сельской местности - около 8-12%.
В Амурской области – более 5000 слабослышащих людей, 1347 инвалидов по слуху, в том числе 730 детей до 18 лет. Большинство из них по причине инвалидности значительно ограничены в реализации своих прав и интересов.
Преодолевать жизненные трудности в одиночку людям с нарушением в физическом здоровье, а вследствие этого зачастую с психологическими проблемами, чрезвычайно сложно. В настоящее время большинство людей с нарушением физического здоровья по слуху и страдающих глухотой испытывают одиночество, замкнутость, безысходность. Особенно это касается детей подросткового возраста. Их сверстники живут активной полноценной жизнью, дружат, выбирают будущую профессию. У глухих и слабослышащих подростков Амурской области выбора практически нет. Не существует ни одного специализированного учебного заведения для их профессионального обучения. В ПУ №26 наряду со здоровыми детьми они в ограниченном количестве могут получить только рабочую профессию парикмахера либо обувщика. 20 человек слабослышащих обучаются в Амурском педагогическом колледже. В 2006 году родители детей с ограниченными возможностями по слуху и педагогические коллективы ГОУ СПО «Амурский медицинский колледж» и школы-интерната №8 обратились с ходатайством к губернатору Амурской области о решении вопроса об обучении слабослышащих детей по специальностям «Стоматология ортопедическая» и «Лабораторная диагностика» в АМК. Получить данные специальности в нашей стране слабослышащие и глухие дети могут только в Пензенском медицинском колледже, что очень трудно осуществить в связи тяжелым материальным положением семей, имеющих детей-инвалидов. С 1 сентября 2009 года в колледже начался учебный процесс по 2-м специальностям для данной категории обучающихся. На сегодняшний день в колледже обучается 49 слабослышащих студентов. Финансирование обучения производится за счет бюджетных средств министерства здравоохранения Амурской области.
В Амурском медицинском колледже мы стараемся создать благожелательную, теплую атмосферу, чтобы студенты с ограниченными возможностями чувствовали себя комфортно в большой студенческой семье. С этой целью мы приняли участие в программе социальной поддержки детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Амурской области на 2010-2012 годы «Мы вместе». В эту программу вошел проект Амурского медицинского колледжа «Остров сбывающихся надежд». Российский Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, поддержал данную программу, и мы сумели приобрести оборудование для компьютерного класса, мультимедиапрезентаций и звукоусиливающую аппаратуру для слабослышащих на сумму 1 миллион рублей. Теперь студенты с ограниченными физическими возможностями по слуху обеспечены новым мультимедийным классом для получения среднего профессионального образования. Приобретены интерактивная доска, мультимедийный проектор, 15 компьютеров, 15 компьютерных столов, 15 зеркал, звукоусиливающее оборудование «Сонет». Кроме занятий в мультимедийном классе слабослышащие студенты могут участвовать в работе диспут-клуба «Мы такие же, как вы»; в тренингах и беседах по психологии; в студенческих научно-практических конференциях в Днях науки; в спортивной жизни колледжа, города, страны.
Мы считаем, что данный проект помогает слабослышащим студентам адаптироваться в обществе. У нас студенты с нарушением слуха учатся; общаются; танцуют; поют; организуют и проводят выставки - ярмарки, получают профессию; участвуют в исследовательской работе; находятся в кругу друзей; занимаются спортом. Отношения со сверстниками у ребят хорошие. Когда они на сцене, в спортивном зале, то обычно заслуживают похвалы, поддержки, в их честь звучат продолжительные аплодисменты. А они действительно молодцы. Слабослышащие студенты достойно представляют колледж за его пределами.
В городских соревнованиях по мини-футболу среди молодых инвалидов г. Благовещенска наши студенты стали чемпионами города. Студенты под руководством классного руководителя Сафроненко Ирины Витальевны и музыкального руководителя Жукова Виталия Валерьевича принимают участие в городских фестивалях самодеятельного художественного творчества людей с ограниченными возможностями «Когда мы вместе – мы сильнее». Среди слабослышащих есть мастера спорта, чемпион России по легкой атлетике, кандидат в мастера спорта, бронзовый призер чемпионата России по греко-римской борьбе, лауреаты фестиваля областного художественного творчества детей «Сердце дружбой согрето».
Студенты отделения «Лабораторная диагностика» и «Стоматология ортопедическая» приняли участие в международном фестивале самодеятельного художественного и спортивного творчества детей - инвалидов Амурской области и округа Хэйхе (КНР). Ушакова Мария, студентка 2 курса, стала лауреатом и была награждена кубком и дипломом и ценным призом на 4-м Международном фестивале творчества инвалидов «Жизнь безграничных возможностей» в г. Москве. Помогает студентам и преподавателям педагог-дефектолог Сафроненко И.В.
Конечно, преподавателей с появлением такой категории студентов ожидали большие трудности. Это не случайно, ведь идея инклюзивного образования может занять свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами педагогов, станет составной частью их профессионального мышления. Требуются специальные усилия, чтобы это произошло. Опыт внедрения инклюзивного образования показывает, что преподаватели не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения. Они проходят несколько стадий: начиная с явного или латентного сопротивления, переходя к пассивному, а затем и к активному принятию происходящего. Они боятся не справиться, боятся ответственности, боятся рисковать. Страх и неуверенность также связаны с тем, что боятся, что трудно полностью контролировать происходящее, что приходится просить о помощи учеников, родителей или педагогов-специалистов, тем самым признав, что они не имеют ответов на абсолютно все вопросы. Советы, которые дают в таких случаях, просты: нужно делать свое дело, несмотря ни на что. Следует посмотреть в лицо своим страхам и продолжать работать, несмотря на них, тогда они станут меньше и отдалятся. «"Выжившие" после проведения реформ рассказывают, что в течение нескольких недель они испытывали страх, а затем, как по волшебству, он проходил. Каждый человек помнит, что был испуган, но ни один не помнит, чего именно он боялся, однако страх прошел. Обычно на это уходит шесть недель – общая продолжительность выхода из любого кризиса. Перемены пугают всех. Так устроен наш организм. Но в данном случае речь идет о правах человека, и идти навстречу переменам мы должны все равно.
Вся наша жизнь состоит из маленьких и больших дел. Мы начинаем что-то новое и каждый раз радуемся, если у нас получилось.
Предварительный просмотр:
Роль внеаудиторной научно-исследовательской работы при обучении иностранному языку в Амурском медицинском колледже
М.А. Сидоренко –
преподаватель английского
языка ГБОУ СПО «Амурский
медицинский колледж»
Научно-исследовательская работа студентов уже давно стала потребностью наряду с учебно-исследовательской работой, которая, как правило, является традиционной самостоятельной организационной формой учебного процесса.
Невозможно обойтись без этого направления работы, особенно в медицинском колледже, т.к. наши студенты должны научиться проводить санитарно-просветительскую работу с населением, а для этого они должны владеть определенными навыками.
Привить выпускнику за период его обучения в колледже навыки планирования, организации и оформления научного исследования можно лишь путем привлечения его к научно-исследовательской работе в том или ином кружке, либо путем включения непосредственно в учебный процесс тематических заданий учебно-исследовательского характера.
НИРс и УИРс, в конечном счете, преследуют одну и ту же цель: привить студентам навыки исследований, т.е. научить студента:
- формулировать актуальную конкретную задачу научного исследования;
- проводить исследование;
- собирать, группировать, статистически обрабатывать и анализировать собранный фактический материал;
- обсуждать полученные материалы в свете научной информации по данному вопросу;
- формулировать заключения и выводы;
- составлять рекомендации для практического применения;
- проводить беседу с пациентом и его окружением.
Не могут оставаться в стороне от данной работы и преподаватели иностранного языка Амурского медицинского колледжа. Причин здесь несколько: во-первых, обучение иностранным языкам в колледже тесно связано с профессиональной подготовкой будущего медицинского работника; во-вторых, занятия внеаудиторной научно-исследовательской работой позволяют формировать у студентов такие качества, как интеллектуальная готовность и способность к продолжению образования, самообразования; социальная активность, способность к самоопределению, самореализации, которые предусмотрены в модели выпускника Амурского медицинского колледжа. Педагогический коллектив нашего учебного заведения заинтересован в том, чтобы наши выпускники были адаптированы к современным условиям и востребованы на рынке труда, а для этого они должны уметь критически оценивать ситуацию, высказывать и отстаивать свою точку зрения, опираясь на научные факты.
В колледже создано студенческое научное общество, итогом работы которого ежегодно является общеколледжный день науки. В этот день проводится общеколледжная научно-практическая студенческая конференция по различным направлениям. Одна из 12 секций, как правило, проводится на английском языке и вызывает большой интерес у студентов как младших, так и старших курсов.
Преподаватели цикловой методической комиссии иностранных языков определяют тему научно-исследовательской работы своей секции на 5 лет. Работа студентов и преподавателей иностранного языка всегда тесно связана с общими проблемами, над которыми работают коллектив преподавателей и студентов колледжа. С 2007 года в АМК работала областная экспериментальная площадка по теме «Формирование ценностного отношения к здоровью у студентов медицинского колледжа в условиях воспитательной системы». В ходе организации учебно- и научно-исследовательской работы преподаватели и студенты работали над темами: «Развитие здравоохранения: от древних веков – до XXI века», «Здоровье выше богатства», «Выдающиеся ученые-медики», «Здоровье студентов АМК». Принимая участие в волонтерском движении, члены СНО готовили исследования по направлениям: «Молодежные движения в России и за рубежом», «Легко ли быть молодым», «Молодежь XXI века». В работе секции иностранного языка ежегодно представлялось от 8 до 10 докладов, причем кроме основных докладчиков работали «переводчики». Все выступления включали практические исследования, были богато иллюстрированы творческими работами студентов, диаграммами, схемами, плакатами. Студенты творческих групп, работая над темами докладов и собирая данные, были вынуждены обратиться в Управление статистики, областной краеведческий музей, министерство здравоохранения Амурской области, провести анкетирование и опросы среди студентов, преподавателей, сотрудников АМК, его филиалов, ССУЗов Амурской области. В результате полученный материал используется на занятиях федерального и регионального компонента, во внеаудиторной работе. Работая над темой «Здоровье студентов АМК», члены СНО изучили статистику заболеваемости наших учащихся согласно данных медосмотров, провели анонимное анкетирование, выясняя отношение студентов к личному и общественному здоровью, осведомленность о правилах формирования здорового образа жизни, о наличии вредных привычек у молодежи нашего колледжа. На основании полученных данных исследования нам удалось составить среднестатистический портрет студента АМК, включая его рост, вес, болезни, добрые и дурные привычки, пристрастие в еде и отношение к различным видам спорта.
Подготовив реферативный и исследовательский материал по теме «Молодежные движения в России и за рубежом», студенты и преподаватели провели ряд общеколледжных и региональных мероприятий: фестиваль “Жизнь в своем формате”, ток-шоу «Young people – old problems» и другие на русском и английском языке. А собранный материал предварительно обсудили на английском языке на студенческой конференции. Байкеры, паркур, эмо, панки, граффити, готы, скинхеды, хип-хоп, хиппи – далеко не полный список обсуждаемых проблем. Продолжив работать над проектом, студенты изучили отношение к субкультурам студентов нашего колледжа, провели анкетирование среди сверстников. Студенты не только исследуют проблемы, но и пытаются их решить и рассказать об этом своим сверстникам. Проведены встречи наших волонтеров с молодежью других учебных заведений. По темам проектов для наших студентов проведены единые классные часы в актовом зале для целого курса или нескольких курсов, различных отделений. В результате проектной деятельности созданы памятки, презентации, рекомендации для молодых людей, думающих о своем месте в жизни.
Какие бы формы и методы работы со студентами не выбирали преподаватели иностранного языка, цель наша одна – оставаться в едином информационном пространстве со студентами всего колледжа. Мы хотим, чтобы изучение нашей дисциплины не создавало дополнительных трудностей для и так сильно загруженных студентов, а помогало им полноценно жить в колледже и адаптироваться в последующей самостоятельной жизни.
Ясно одно, что научно-исследовательская работа, как и другая внеаудиторная работа на английском языке, вызывает живой интерес учащихся; активизирует их мыслительную деятельность, способствует формированию любви к профессии и нашей дисциплине. В этом со мной солидарны коллеги: председатель ЦМК Шамраева Л.А., преподаватели Старухина Е.А., Деркач И.С., Коржова О.В., Абрамова А.Н.
Мы охотно делимся опытом с коллегами. О системе научно-исследовательской работы в АМК рассказали на заседании методического объединения зам. директоров по научно-методической работе и методистов ССУЗов Амурской области.
На базе Амурского медицинского колледжа прошло региональное совещание «Роль иностранного языка в реализации модели специалиста СПО». В совещании приняли участие преподаватели английского, немецкого и китайского языков из 12 средних специальных учебных заведений Амурской области и Дальнего Востока - г. Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. В ходе совещания преподаватели приняли участие в работе круглого стола, где они обменялись опытом работы. На следующий день делегация выехала в Китай для посещения педагогического университета в г. Хэйхе.
К региональному совещанию преподавателями иностранного языка и информационно-методическим центром ГБОУ СПО «АМК» подготовлен информационно-методический сборник «Роль иностранного языка в реализации модели специалиста СПО». В сборнике представлен опыт работы преподавателей иностранного языка: ГБОУ СПО «Амурский медицинский колледж» и его филиала в г. Райчихинске, ГОБУ СПО «Амурский областной музыкальный колледж», ГОБУ СПО «Амурский педагогический колледж», ГОБУ СПО «Амурский строительный колледж», ГОБУ СПО «Белогорский технологический техникум пищевой промышленности», ГОБУ СПО "Дальневосточный государственный колледж градостроительства и бизнеса", ГОБУ СПО «Благовещенский торгово-экономический колледж», КГБОУ СПО «Владивостокский базовый медицинский колледж», Комсомольского-на-Амуре филиала ГОБУ СПО «Хабаровский государственный медицинский колледж», Лесозаводского филиала КГБОУ СПО «Владивостокский базовый медицинский колледж», ГОБУ СПО «Медицинский колледж Департамента здравоохранения администрации Магаданской области», Партизанского филиала КГБОУ СПО «Владивостокский базовый медицинский колледж», Спасского филиала КГБОУ СПО «Владивостокский базовый медицинский колледж», ГБОУ СПО «Хабаровский государственный медицинский колледж».
Предварительный просмотр:
Применение знаний английского языка в организации
учебно-исследовательской работы студентов в Амурском медицинском колледже.
М.А. Сидоренко – преподаватель английского языка ГОУ СПО «Амурский медицинский колледж»
Требования современного общества к выпускнику среднего профессионального учебного заведения кардинально изменились. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) в медицинских училищах и колледжах в настоящее время становится потребностью наряду с учебно-исследовательской работой студентов (УИРС), которая, как правило, является традиционной самостоятельной организационной формой учебного процесса. НИРС и УИРС преследуют одну и ту же цель: привить студентам навыки исследований, то есть научить по ходу обыденной практической деятельности формулировать актуальную конкретную задачу научного исследования; проводить исследование; собирать, группировать, статистически обрабатывать и анализировать собранный фактический материал; обсуждать полученные результаты в свете современной научной информации по данному вопросу; формулировать заключения и выводы; составлять рекомендации для практического применения.
Особенно необходима эта работа в медицинском колледже. Наши учащиеся в скором времени должны будут реализовывать Национальный приоритетный проект «Здоровье» и формировать у населения стремление к здоровому образу жизни, т.е. должны уметь проводить санитарно-просветительскую работу с людьми. А чтобы убеждать кого-то, необходимо не только быть примером самому, но и владеть определёнными навыками.
Привить выпускнику за период его обучения в колледже навыки планирования, организации и оформления научного исследования можно лишь путем привлечения его к научно-исследовательской работе в том или ином студенческом кружке, либо включая непосредственно в учебный процесс тематические задания учебно-исследовательского характера. Также студенты обучаются в ходе подготовки реферативных материалов, участия в конференциях по отдельным разделам и дисциплинам, в выставках творческих работ.
Традиционным в колледже стало проведение Дней науки, научно-теоретических и научно-практических студенческих конференций, викторин, смотров санбюллетеней, газет, творческих работ. Преподаватели иностранного языка в АМК не могли остаться в стороне от этой работы. Мы считаем, что преподаваемая нами дисциплина должна также вносить свой вклад в подготовку полноценного, уверенного в себе специалиста среднего звена. А кроме того, студенту должно быть интересно заниматься языком, осознавать его нужность, тогда знания будут глубже и разностороннее. Поэтому на протяжении последних 5 лет студенты колледжа участвуют в студенческой научно-практической конференции в День науки в работе секции на английском языке. Причем это не простая формальность. Преподаватели ЦМК иностранных языков стараются подобрать интересные темы для исследований, вовлечь в подготовку к конференции как можно большее количество участников. Доклады сопрвождаются демонстрационным материалом: мультимедиапрезентациями, страноведческим материалом, демонстрацией творческих работ студентов. Лучшие докладчики премируются, материал о них публикуется в колледжной газете “Амурский медицинский колледж”. Работы победителей рекомендуются к представлению для участия в общероссийских, региональных, областных научно-практических студенческих конференциях. На протяжении 3 лет все исследования были объединены одной темой: «Развитие Амурской области и здравоохранения в Амурской области». Студенты рассмотрели вопросы: «Современное развитие и здравоохранение в Амурской области», «Лекарственные травы Амурской области». Следующая тема для обсуждения - «Здоровье - великое богатство». Уже второй год студенты и преподаватели АМК участвуют в эксперименте по теме: «Формирование ценностного отношения к здоровью у студентов медицинского колледжа в условиях воспитательной системы». Поэтому вопросы конференции были созвучны с темой экспериментальной площадки. Может ли человек прожить дольше, здоровье студентов АМК, вредное влияние алкоголя и табакокурения на здоровье, наркомания - серьезная угроза для общества. Занимаясь подготовкой докладов, мы стараемся учитывать специфику специальности студентов. Так, студеты стоматологического отделения работают над темами: “Зубы - зеркало нашего здоровья”, «Почему не надо бояться стоматолога»; а сестринского отделения предпочли «Здоровое питание», «Быть или не быть вегетарианцем», «Стрессы и дистрессы в нашей жизни». И все вместе целый год посвятили знакомству с праздниками стран изучаемого языка. В прошлом учебном году в колледже был объявлен конкурс социальных проектов. Тема, которую выбрала наша ЦМК, “Молодежные организации в нашей стране и за рубежом”. Вместе готовились к итоговому фестивалю “Жизнь в своем формате.” А собранный материал предварительно обсудили на английском языке на студенческой конференции. Байкеры, паркур, эмо, панки, граффити, готы, скинхеды, хип-хоп, хиппи – далеко не полный список обсуждаемых проблем. В этом учебном году, продолжая работать над проектом, студенты изучают отношение к субкультурам учащихся нашего колледжа, проводят анкетирование среди сверстников и готовятся к фестивалю на английском языке “«Young people – old problems»”. Какие бы формы и методы работы со студентами не выбирали преподаватели иностранного языка, цель наша одна – оставаться в едином информационном пространстве со студентами всего колледжа. Мы хотим, чтобы изучение нашей дисциплины не создавало дополнительных трудностей для и так сильно загруженных студентов, а помогала им полноценно жить в колледже и адаптироваться в последующей самостоятельной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Главное захотеть стать здоровыми"
Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...
Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения
29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...
профессиональное становление личности. Статья опубликована в сборнике статей 3 конференции психологов образования Сибири.
профнаправленность...
Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна
Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...
Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .
По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...
Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"
Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....