Педагогические условия достижения подростками успешности в процессе формирования навыков аудирования
статья по теме
В процессе обучения учащихся навыкам аудирования необходимо создание ситуации успеха для каждого ученика. Ведь переживание успеха внушает ребенку уверенность в собственных силах, у него появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, возникает ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на учебную деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Бодрова Марина Сергеевна, учитель английского языка, МБОУ СОШ № 67 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Екатеринбург |
Педагогические условия достижения подростками успешности в процессе формирования навыков аудирования
Стабилизация социального развития общества способствует реализации психологических условий, активизирующих развитие внутренних возможностей каждого человека, что помогает исключению инертности в решении профессиональных проблем, в неуверенности в разработке и реализации планов профессионального совершенствования человека, самореализации в труде.
Очевидно, что в процессе освобождения от авторитарных норм и отношений, поддерживающих пассивность и слепое послушание человека, одним из основных психологических условий, обеспечивающих активизацию его деятельности, должно стать создание ситуации успеха, позволяющей пережить радость достижения, осознания своих способностей, веры в себя, в свои творческие возможности.
На мой взгляд, переживание ситуации успеха особенно необходимо тем, кто изучает иностранный язык в школе. Изучение английского языка - это сложный и многогранный процесс. Я рассмотрю только обучению школьников одному из видов речевой деятельности - аудированию.
Аудирование - это сложная рецептивная мыслительно - мнимическая деятельность, связанная с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении.
Аудирование является компонентом устного общения и представляет собой восприятие на слух и понимание речи в момент ее порождения. Как один из видов речевой деятельности на иностранном языке аудирование представляет собой перцептивную, мыслительную, мимическую, моторную деятельность.
Перцептивные действия проявляются в восприятии, узнавании, понимании языковой информации прослушанного текста
Мыслительные действия - это языковое и смысловое прогнозирование аудиотекста, декодирование, вычленение единиц смысловой информации, выделение из текста главного и деталей, т.е. анализ, синтез, дедукция, сравнение, абстрагирование, конкретизация.
Мимические действия означают завершающий синтез, представляющий собой различного рода интерпретацию воспринимаемой информации, выделение и усвоение информативных признаков, формирование образа, узнавание, опознавание, в результате сличения с эталоном, хранящимся в памяти.
Моторные действия проявляются в проговаривании, которое осуществляется во внутренней и внешней речи.
В методике преподавания иностранного языка упражнения для формирования у учащихся навыков аудирования подразделяются на четыре группы:
- подготавливающие к восприятию текста;
- сопровождающие слуховое восприятие аудиотекста;
- базирующиеся на прослушанном тексте (репродуктивно-продуктивного характера);
- базирующиеся на прослушанном тексте (продуктивного характера).
Первая группа - это так называемые предтекстовые упражнения. Их цель - мотивировать учащихся; снять трудности лингвистического и психологического плана, связанные с восприятием и пониманием аутентичного текста; мобилизовать имеющийся у учащихся речевой и жизненный опыт в области затрагиваемых в тексте вопросов и дать определенные ориентиры для лучшего запоминания информации и ориентации в структуре и содержании.
Вторая группа упражнений и есть собственно «слушание» текста, но перед восприятием информации учителю необходимо дать установку и сформулировать коммуникативную задачу: с какой целью и как учащиеся должны слушать текст.
Третья группа упражнений направлена на развитие у школьников умений в той или иной степени интерпретировать, комментировать, анализировать содержащуюся в аудиотексте информацию и воспроизводить ее.
Четвертую группу упражнений составляют упражнения в комментировании, обсуждении, интерпретации затронутых в тексте вопросов, проблем без опоры на вербальные стимулы.
Обучение учащихся аудированию имеет свои особенности. Эти особенности предполагают учет факторов экстралингвистического (темп предъявления аудиотекста, наличие опор, облегчающих процесс восприятия и понимания аудиоинформации, и др.), индивидуально - личностного (речевой и языковой опыт учащихся в родном и иностранных языках, уровень сформированности механизмов аудирования) и лингвистического (языковая, структурная и содержательная характеристика текстов) характера, что позволяет успешно организовать процесс обучения аудированию. Эти факторы существенным образом определяют трудности в овладении умениями слухового восприятия и понимания текстов и последовательность в построении системы обучения слуховой рецепции.
Следующим условием по достижению учащимися успешности является общение между учителем и учеником. Для достижения успешности необходимо использовать демократический стиль общения. Так, учителям, использующим данный стиль общения, свойственно глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности.
Третьим условием является использование педагогом таких методов обучения, которые способствуют мотивированию учащихся на успешную учебную деятельность. Можно выделить такие методы, как:
- создание ситуации успеха;
- поощрение и наказание в обучении;
- выполнение творческого задания;
- создание проблемной ситуации;
- организация обсуждения материала (дискуссия);
- создание креативного поля;
- использование игровой деятельности в обучении и др.
Следующим условием, которое я выделяю, является самообразование. Самообучение как деятельность - это процесс, в основе которого лежат и доминирование познавательной мотивации. В самообучении происходит развитие компонентов творческой активности, которая является и причиной, и результатом самообучающей деятельности, и обеспечивает успешность в учебной деятельности.
В процессе обучения учащихся навыкам аудирования необходимо создание ситуации успеха для каждого ученика. Ведь переживание успеха внушает ребенку уверенность в собственных силах, у него появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, возникает ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на учебную деятельность.
Литература
1. Кнушевицкая, Р.В., Брагина, Т.В. Формирование профессионально значимых аудитивных навыков в курсе практической фонетики [Текст] / Р.В. Кнушевицкая, Т.В. Брагина // Профессионально-педагогическая направленность обучения иностранным языкам на младших курсах языкового факультета педвуза. Межвуз. сб. науч. тр. – Саратов, 1986.
2. Шарапкина, Г.П. Курс лекций по методике на ФПК [Текст] / Г.П. Шарапкина. – Пятигорск: ПГЛУ, 2001.
3. Соколова, В.С., Портнова, Н.Н. Фонетика французской разговорной речи [Текст]: учеб. пособие для институтов и факультетов иностранных языков / В.С. Соколова, Н.Н. Портнова. – М.: Высшая школа, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для педагогов "Формирование навыков аудирования "
Аудирование является одним из наиболее сложных видов речевой деятельности. Так как задания проверяют умения и навыки в разных типах аудирования, экзаменуемому важно понимать, что именно проверяется в...
формирование навыков аудирования.
обучение понимания иностранной речи:приемы способствующие тренировке данного навыка....
Трудности при обучении аудированию и психологические особенности при формировании навыков аудирования при обучении иностранному языку.
Трудности при обучении аудированию и психологические особенности при формировании навыков аудирования при обучении иностранному языку....
Формирование навыков аудирования
Формирование навыков аудирования...
Формирование навыков аудирования и развитие свободного владения речью на уроках английского языка в начальной школе
Опираясь на свой небольшой опыт могу сказать,что ученики младших классов начинают изучение английского языка с большим интересом, так как это совершенно новый для них предмет, который вызывает большой...
Формирование навыков аудирования с помощью песни на английском языке. Frozen by Madonna
Разработка учебного материала для формирования навыков аудирования через аутентичный и привлекательный для ученика материал - песню. Этот матирал ориентирован как на лексическое, эмоциональное, так и ...
Формирование навыков аудирования с помощью песни на английском языке. Frozen by Madonna
Разработка учебного материала для формирования навыков аудирования через аутентичный и привлекательный для ученика материал - песню. Этот матирал ориентирован как на лексическое, эмоциональное, так и ...