Доклад "Использование проектных технологий"
методическая разработка по теме
Доклад раскрывает сущность метода проектов, этапы работы с проектом,классификацию проектов по их типологическим признакам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_proektnyh_tehnologiy.docx | 30.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Учитель немецкого языка –
Супонина А.А.
Слайд1,2
«Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
вовлеки меня – и я научусь».
Есть ли такое эффективное педагогическое средство, которое позволило бы вовлечь уч-ся в процесс обучения и развития? Безусловно, таким средством является метод проектов.
В последние годы в педагогике мы наблюдаем всплеск интереса к известному с 20-х годов XXстолетия методу проектов. Мы все понимаем, что современный человек должен многое уметь для того, чтобы быть успешным в различных областях своей жизни.
Слайд3
Какие требования предъявляет общество к современному человеку?
Умение работать в команде.
Умение самостоятельно добывать, обрабатывать информацию оформлять добытые сведения, в том числе с использованием компьютерной техники.
Умение выполнять исследовательскую работу.
Гибкость поведения, умение выступать в различных социальных ролях.
Развитые коммуникационные навыки.
Слайд4
Метод проектов, ориентированный в первую очередь на самостоятельную деятельность уч-ся, позволяет направить процесс обучения и развития уч-ся в данном направлении.
В чём заключается сущность метода проектов?
В различной методической литературе даются различные определения.
Приведу два из них:
Метод проектов как образовательная технология – это дидактическая категория, обозначающая систему приёмов и способов овладения определёнными практическими и теоретическими знаниями, той или иной деятельностью.
Метод проектов – комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать случайный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Нам ближе второе определение, так как технология – более широкое понятие и пока о внедрении метода как технологии мы говорить не вправе.
Само понятие «проект» очень многогранно. Проект можно рассматривать как:
метод обучения (его можно использовать при изучении любого предмета и во внеклассной работе);
содержание обучения (самые современные области человеческой деятельности основаны на проектировании);
форма организации учебного процесса (полноценный проект «не вписывается» в рамки урока, так как природа проекта и урока принципиально различны);
особая философия образования (философия цели и деятельности, результатов и достижений).
Слайд5
Проект – это 6 «П»:
Проблема
Проектирование
Поиск информации
Продукт
Презентация
Портфолио
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решений и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Слайд6
Работа над проектом основана на взаимодействии, совещательности, взаимопомощи и взаимной ответственности всей учебной группы.
Слайд7
Работа с проектом имеет следующие этапы:
1. Организационно-подготовительный
Определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, формирование микро-групп.
Формирование мотивации участников, создание инициативной группы учащихся, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, определение лишь общего направления и главных ориентиров поиска, определение критериев оценки деятельности учащихся на всех этапах.
2. Поисковый
Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль.
Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов, индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проекта, стимулирование умственной активности учащихся, отслеживание деятельности каждого участника, оценка промежуточных результатов, мониторинг совместной деятельности.
3. Итоговый
Оформление пакета документов по проекту и информационных стендов, схем, диаграмм, подготовка устной презентации и защита содержания проекта, рефлексия.
Помощь в разработке отчета о работе, подготовка выступающих к устной защите, отработка умения отвечать на вопросы оппонентов и слушателей, выступление в качестве эксперта на защите проекта, участие в анализе проделанной работы, оценка вклада каждого из исполнителей.
Слайд8
Проекты достаточно разнообразны. В основу их классификации могут быть положены разные типологические признаки:
По характеру доминирующей деятельности в проекте:
поисковый проект (поисковая деятельность);
исследовательский проект;
творческий проект;
игровой проект (ролевая деятельность);
прикладной (практико - ориентированный) проект;
ознакомительно – ориентированный проект.
По предметно – содержательной области:
моно проекты: (осуществляемые в рамках одного предмета; работа над ним вполне укладывается в классно-урочную систему);
межпредметный проект (предполагает использование знаний, умений и навыков по двум и более предметам, чаще всего используется в качестве дополнения к урочной деятельности);
надпредметный проект(выполняется на стыках областей знаний и выходит за рамки содержания школьных предметов, используется в качестве дополнения к учебной деятельности).
По характеру координации проекта:
непосредственный (жёсткий, гибкий);
скрытный (неявный, имитирующий участника проекта).
По характеру контактов:
внутренние (класс, школа);
региональные (город, район, регион);
международные.
По количеству участников проекта:
индивидуальный; парный; групповой; коллективный; массовый.
По продолжительности проекта:
длительный (от месяца до нескольким месяцев);
средней продолжительности;
краткосрочные.
Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От её решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.
Возможные выходы проектной деятельности: WEB-сайт, атлас, атрибуты несуществующего государства, бизнес-план, видеофильм, выставка, газета, журнал, законопроект, игра, карта, праздник, публикация, справочник, статья, сценарий, учебные пособия и др.
Виды презентаций проектов могут быть различными, например деловая игра, демонстрация видеофильма, диалог исторических или литературных персонажей, игра с залом, инсценировка реального ил и вымышленного исторического события, научная конференция, научный доклад, реклама, ролевая игра, спектакль и др.
Слайд9
Критерий оценивания проектов.
Подходить к оцениванию результатов проектной деятельности с позиции обычной школьной отметки невозможно. Работа над проектом предполагает значительный творческий компонент, автор проекта имеет право на собственное нестандартное видение проблемы. Всё это делает процедуру и результат оценки проекта непохожими на обычное оценивание другой школьной работы. В школах Международного Бакалавриата разработана чёткая система критериев оценки проектов учащихся. Эти критерии позволяют увидеть различные стороны деятельности каждого учащегося в ходе его работы над проектом, а также оценить результаты этой работы.
Примерный перечень критериев выглядит так:
важность темы проекта;
глубина исследования проблемы;
оригинальность предложенных решений;
творческий и аналитический подход к работе;
анализ процесса и результата работы;
качество выполнения проекта;
качество проведения презентации.
Слайд10
Какова роль учителя в проектной деятельности?
Авторитет учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Это оказывается еще и вызовом самому себе.
В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.
Перечень ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проектом:
Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.
Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.
Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.
Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.
«Человек, который задает вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.
Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.
Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.
Слайд11
Образовательный потенциал проектной деятельности:
повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний;
воспитывает:
значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог);
чувства ответственности, самодисциплины;
желания делать свою работу качественно.
развивает:
исследовательские и творческие способности личности;
способность к самоопределению и целеполаганию;
умения самостоятельно конструировать свои знания;
коммуникативные умения и навыки;
способность ориентироваться в информационном пространстве;
умение работать с различными типами текстов;
умение планировать свою работу и время;
навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы.
В процессе работы над проектами ребята получают навыки исследовательской работы , устной и письменной речи, развивают коммуникационные навыки, учатся трудиться в группе , руководить и быть подчинённым, распределять роли, нести ответственность и т.д. И всё это происходит на фоне серьёзной личной заинтересованности, ведь выбор предметности и темы – это личный выбор ученика, работать в группе или индивидуально – опять же выбор каждого.
Слайд12
Что думают о проектной деятельности ученики?
На вопрос «чему удалось научиться в ходе работы над проектом?» школьники дают следующие ответы:
«распределять правильно время»;
«анализировать собственные действия»;
«презентовать результаты своего труда»;
«доделывать всё до конца»;
«рассматривать тему с разных точек зрения»;
«достигать поставленной цели».
…Итак, понятие «проект» снова введено в российскую педагогику. И ещё не осмыслено до конца. Но уже ясно: проект многогранен. Кроме того, проект эффективен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Актуальность метода проектов в наши дни обуславливается, прежде всего, необходимостью учащихся понимать смысл и предназначение своей работы, уметь самостоятельно оставить цели ...
Проектная технология – технология мотивации к изучению иностранного языка, технология развития креативности учащихся
Обмен опытом работы по данной технологии. Сообщение было сделано на методическом совете школы с представлением результатов проектной работы. Таковыми стали составленные схемы маршрутов британски...
Внедрение проектно-целевого метода и проектных технологий в управление школой
В статье содержится информация об использовании проектно-целевого метода и проектных технологий при реализации Программы развития школы «Школа социального успеха»....
«Содержание современных педагогических технологий на уроке английского языка. Особенности проектных технологий»
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» Л.Н.ТОЛСТОЙ...
Проектные технологии при переходе на ФГОС второго поколения образовательной области «Технология».
Проектные технологии всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Используя пр...
Практическое применение проектной технологии и выявление методических условий для успешной организации и применения проектной деятельности в курсе истории России в VI классе.
Практическое применение проектной технологии и выявление методических условий для успешной организации и применения проектной деятельности в курсе истории России в VI классе. 1 Разработка проектн...