Статья "Лексическая компетенция"
статья на тему

Гоголева Наталья Владиславовна

Научно-популярная статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskayakompetenciya_samoobrazovaniya.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Теория и практика овладения лексической компетенцией.

Объектом исследования является процесс обучения.

Предметом исследования выступает методика формирования лексического навыка чтения.

Цель работы состоит в разработке коммуникативных заданий, которые обеспечивают эффективное формирование лексического навыка.

Методы исследования: анализ, обобщение и систематизация теории, обобщение наблюдения.

Практическая ценность  - разработка и определение комплексных заданий по обучению лексики.

     

Лексика – это словарный запас языка. Различают активную и пассивную лексику. Слово имеет внешние и внутренние стороны. Внешняя сторона состоит из зрительного и слухового компонентов, внутренняя сторона – это его значение и понятие.

Лексическая компетенция – способность учащихся определять контекстуальное значение слова, сравнивать его с другими языками, выделять в нем национальную характеристику для культуры данного народа.

    Овладение лексикой в условиях обучения иностранному языку имеет системно - образующее значение. Именно в лексике заложены те смыслы, с помощью которых и на основе которых происходит общение людей между собой. Слововосприятие и словоупотребление тесно связано с процессами формирования, формулирования и оформления мысли лексическими средствами.

     Приобретенные знания влияют:

- на правильный выбор слова;

- на умение комбинировать лексические единицы;

- на умение выражать мысли имеющимися лексическими средствами.

Речевая деятельность бывает двух видов активная – говорение и письмо и  пассивная – аудирование и чтение.

     Лексический навык может быть продуктивным и рецептивным.

Продуктивный – правильное словоупотребление и словообразование в устной и письменной речи. Рецептивный – навыки угадывания и понимания.

             Практика обучения лексики:

- иметь источники для нахождения новых слов ( книги, фильмы, журналы, телевидение) ;

- добиться четкого образа (визуального или аудитивного) формы слова (схожесть с русским или другими словами);

- понять и осознать его значение (словарь или учитель, догадка);

- связать воедино форму и значение слова (связь между формой и значением в памяти);

- использовать слово.

Структура иноязычной лексической компетенции учащихся.

     В конце 90-х годов в методике преподавания иностранных языков все более ярко проявляется тенденция, признанная исследователями первостепенной - значимость лексики как средства коммуникации и роль объема словарного запаса для становления иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.

     Лексическая компетенция выступает базовой во многих отечественных и зарубежных методиках наряду с грамматической, фонологической и семантической.

     Под лексической компетенцией понимают знание и способность использовать словарный состав языка, состоящий из лексических и грамматических элементов.

      Выполняя номинативную функцию и обеспечивая речевое высказывание смыслосодержащим материалом, лексика предстает уникальным явлением по объему выполняемых функций. Усвоению лексики способствует развитию лингвистического кругозора учащихся. Значение лексической единицы раскрывает культуру другой страны, ее историю и особенности быта.

В.В.Колесов писал: «В расстановке слов, в их значениях, в смысле их соединений заложена та информация, которая передает нам знания о мире и людях, приобщая к тому духовному богатству, которое создали многие поколения предков.» - 1988 г.

А.Б.Витоль писал: «…как не построишь дом без кирпича, так и не овладеешь языком, не усвоив необходимого количества слов».

             Присутствие специальных заданий, ориентированных на оценку умений использования лексики в различных видах речевой деятельности, во всех формах международных экзаменов также свидетельствует о признании исключительной важности владения лексическим материалом.

             Достижение высокого уровня развития лексической компетенции проявляется в том, что человек с легкостью использует большой лексический запас как при непосредственном, так и опосредованном общении, адекватно употребляя фразеологические обороты, пословицы, поговорки, типичные для речи носителей языка.

             Согласно А.Н.Шамову формирование компетенции начинается с накопления эмпирических знаний – наблюдений за функционированием лексических единиц в разных коммуникативных контекстах. На этом этапе учащиеся получают новую лексику, представления о звуковом и графическом образе данной лексической единицы, устанавливая связи между иноязычным словом и его значением.

             Второй уровень развития лексической компетенции предполагает формирование навыков употребления изучаемых лексических единиц. Учащиеся постигают их «коммуникативные возможности».

             Третий уровень развития лексической компетенции связан с приобретением теоретических знаний о лексической системе изучаемого языка, то есть происходит обогащение лингвистического опыта обучающихся и развивается филологический кругозор учащихся.

             Заключительный четвертый уровень развития лексической компетенции связан с развитием умений употребления лексических единиц для решения коммуникативных задач (речь).

Методы и приемы обучения лексики иностранного языка.

Задача – сделать обучение не только результативным, но и интересным; вовлечь учащихся в процесс обучения, сделать их главными и активными участниками.

             Для речевой деятельности необходимы два вида упражнений: для формирования речевых навыков (условно-речевые упр-ия) и для развития речевого умения (Речевые упр-ия)

            Все лексические упражнения делятся на две категории, направленные на – запоминание слова, его семантики, в единстве с произносительной и грамматической формой и формирование сочетаний слов смыслового характера.

             Набор упражнений первой категории:

- назвать изображенные на картинках предметы;

- выбрать из ряда слов одно соответствующее данной теме;

- образовать с этим словом предложение по образцу.

             Набор упражнений второй категории:

- подберите из «разнообразных» слов сочетания;

- постройте сочетания, означающие принадлежность данных предметов членам вашей семьи, вашим друзьям и т. Д.

Методы и приемы.

  1. Игровой метод (мяч)
  2.  Метод компьютерной техники и технологии в сети Интернет.
  3.  Стихи и рифмовки.
  4.  Работа с песенным материалом (вводится много новых слов).
  5.  Употребление лексики в ситуациях приближенных к естественной обстановке.
  6.  Игра в учителя.
  7. Времена года (ученик называет предложения, дети отгадывают времена года).
  8. Учитель читает текст, дети запоминают отдельные слова, читает второй раз, записывают группы слов и фразы и потом восстанавливают по памяти рассказ.

             Кроссворды, анаграммы, лото в картинках, сюжетные и ролевые игры ( в ресторане, в библиотеке , у врача…)

Дети придумывают небольшие рассказы, где  встречаются новые слова.

Роль и место лексических навыков в формировании
иноязычной коммуникативной компетенции

С помощью лексики передается и воспринимается содержательная сторона речи. Лексика – это основной строительный материал нашей речи, поэтому роль лексики для овладения иностранным языком настолько же важна, как и роль фонетики и грамматики. Ведь именно лексика передает непосредственный предмет мысли в силу своей номинативной функции, т.к. проникает во все сферы жизни, помогая отразить не только реальную действительность, но и воображаемую. В живом акте речи лексическое и грамматическое нерасторжимы: грамматика организует словарь, в результате чего образуются единицы смысла – основа всякой речевой деятельности. В связи с этим работе над лексической стороной речи в средних общеобразовательных учреждениях уделяется значительное внимание.

Основная цель работы над лексикой в школе состоит в формировании лексических навыков. В Госстандарте и программах для общеобразовательных учреждений определены конечные и промежуточные требования к владению лексическим минимумом.

За курс обучения в средней школе учащиеся должны усвоить значение и формы лексических единиц (ЛЕ) и уметь их использовать в различных ситуациях устного и письменного общения, т.е. овладеть навыками лексического оформления порождаемого текста при говорении и письме и научиться понимать лексические единицы на слух и при чтении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность (материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)

Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность(материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)...

Учебно-познавательная компетенция-основная компетенция на уроке.

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”....

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

Коммуникативная компетенция и её компоненты. Уровни коммуникативной компетенции.

Основная цель обучения иностранному языку -это развитие коммуникативной компетенции....

Критерий «Формирование коммуникативных компетенции» Показатели и индикаторы оценки коммуникативной компетенции

Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информацион...

Информационно-педагогическая компетенция - одна из ключевых компетенций современного учителя

   В эру информационно-компьютерных технологий, внедрившихся во все сферы нашей жизни, формируется новая компетенция учителя - информационно-педагогическая, т.е. владение информационн...